Методическая разработка интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР: «Здравствуй школа», «Дифференциация звуков [Р-Л] в играх и загадках» (с использованием игровых и информационных технологий).
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Никитина Ирина Адольфовна

Конспект совместной непосредственной образовательной деятельности (НОД) по реализации основной образовательной программы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общее недоразвитие речи по реализации основной образовательной области речевого развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zagadki_2024.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной непосредственной образовательной деятельности (НОД) по реализации основной образовательной программы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общее недоразвитие речи по реализации основной образовательной области речевого развития

         «Здравствуй школа»

    «Дифференциация звуков [Р-Л] в играх и загадках»

         (с использованием игровых и информационных технологий)

           Никитина Ирина Адольфовна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

  ГБДОУ детский сад компенсирующего вида

№ 118 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Коррекционно - образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по разным лексическим темам. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование фонематических представлений. Совершенствования навыка чтения слов. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения сонорных звуков и их дифференциация в игровой деятельности.

Коррекционно - развивающие цели.  Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие подражательности и творческого воображения, общих речевых навыков, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности.

Оборудование. Магнитная доска, звуковые домики, символы согласных и гласных звуков, предметные картинки, контейнер с карандашами, карточки с изображением геометрических фигур, ёмкость с водой, удочки, пластиковые фигуры рыб, резиновый мяч среднего размера, ноутбук.

Предварительная работа. Работа над общими речевыми навыками, разучивание пальчиковой гимнастики: «Рыбка» и скороговорки: «Рыбалов» на занятиях и в индивидуальной работе с логопедом. Составление плана загадки – описания на занятиях по развитию речи.

Ход занятия:

Организационный момент: Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

Введение в тему занятия: 

  1. Развитие связной речи, памяти, мышления в упражнении: «Придумай загадку»

Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? А загадывать умеете?

Логопед предлагает каждому ребенку взять предметную картинку, так чтобы не видели другие дети.

Раздаются картинки со звуками [Р, Л] в начале слов.                                                                                                                     Логопед: Придумайте загадки – описания о предметах на ваших картинках. Загадки по очереди загадывают все дети.

  1. Совершенствование фонематических представлений.                  

Логопед: Ребята, какой первый звук слышится в словах-отгадках?

Характеристика звуков.

Логопед: Сегодня мы поиграем с этими звуками. Давайте вспомним в каких домиках они живут. Почему?                                                

Установление сходства. Установление различия звуков.                

  1. Автоматизация произношения звуков [Р], [Л] и их дифференциация в слогах, словах,

чистоговорках. Развитие подражательности и творческого воображения, общих речевых навыков в игре: «Дирижер»

Логопед: Ребята, я буду вашим дирижером, а вы моим оркестром. Буду вами руководить. Повторяйте за мной правильно. Дети повторяют за логопедом слоги, слова, чистоговорки все вместе или каждый в отдельности. Речевой материал: ра-ла-ла, лы-лы-ры, ур-ул-ур…; рад-лад, рука – Лука, лот-рот, роза-лоза, рыбка-улыбка…; Ла-ла-ра – вот веселая пора, Ра-ла-ра – вот веселая игра,                                                                      Ры-лы-ры – в группе круглые столы, Ру-лу-ру-лу- всех прошу пройти к столу.

  1. Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [Р], [Л] в словах), развитие

зрительного внимания, тонкой моторики в игре: «Кто победил?»                                                                 Логопед предлагает детям сесть за стол, ставит на него контейнер с карандашами, раздает карточки с изображением геометрических фигур.

Логопед: Устроим соревнования между этими звуками. Послушайте слова. Когда услышите слово со звуком [Л] – раскрасьте овал, со звуком [Р] - ромб. Какой звук победил? Подсчет количества фигур.

  1. Активизация и актуализация словаря, работа со словами сложной звуковой структуры, развитие

внимания и логического мышления в упражнении: «Подбери слово»                                                                               Логопед: Ребята, вы уже придумывали загадки. Мне они понравились. Попробуйте отгадать мой, картинки вам помогут. Вывешиваются картинки на магнитной доске.                                                                              Логопед: Страшный, зубастый, зеленый – (крокодил); интересный, красочный, познавательный – (журнал); желейный, вкусный, сладкий – (мармелад); красивое, изящное, овальное – (зеркало); терпеливый, трудолюбивый, увлеченный – (рыболов).    

  1. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с

существительными) в игре с мячом: «Посчитай»                    

Логопед: Ребята, вы молодцы! Давайте посчитаем наши картинки- отгадки. Кому брошу мяч, тот и отвечает.

  1. Развитие подражательности и творческого воображения, общих речевых навыков, тонкой и общей

моторики в пальчиковой гимнастики: «Рыбка»                                                                                            Логопед: Кого ловит рыболов? – рыбу. Давайте и мы станем рыболовами. Логопед предлагает детям выполнить знакомое упражнение: «Рыбка»

 

Рыбка плавает в водице,                                                                      Рыбке весело играть,                                                                            Рыбка, рыбка, озорница,                                                                     Мы хотим тебя поймать,                                                                        Рыбка спинку изогнула,                                                                      Крошку хлебную взяла,                                                                           Рыбка хвостиком махнула,                                                                 Быстро – быстро уплыла.

Логопед: Эта рыбка от нас уплыла. Ребята, а где можно поймать много рыбы? Давайте найдем водоем в нашей группе. Дети самостоятельно разыскивают ёмкость с водой, в которой плавают пластиковые рыбы.          

  1. Развитие памяти, тонкой и общей моторики в игре: «Поймай рыбу»                               

Логопед предлагает каждому ребенку при помощи удочки поймать рыбу и запомнить какую рыбу он поймал.

  1. Автоматизация произношения звуков [Р], [Л] и их дифференциация в скороговорке. Развитие

подражательности и творческого воображения, общих речевых навыков, общей моторики.                                                          Логопед: Много рыбы мы наловили. Пришло время отдохнуть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Дети проговаривают скороговорку сначала медленно, шепотом. Затем ускоряются и увеличивают силу голоса. Рыбу ловит рыболов, распугал он весь улов.

  1.  Совершенствования навыка чтения слов, развитие внимания, памяти, в упражнении: «Найди и

прочитай»

Логопед: Ребята, давайте вернемся к нашему улову. Найдите каждый свою рыбу и внимательно рассмотрите. Дети находят свою рыбу, на брюшке которой написаны слова. По очереди читают их: (Монитор, коврик, мышка, провод, клавиатура, кнопки).  

Логопед: О каком предмете все эти слова? (О компьютере) Где стоит компьютер в нашей группе?                                  

  1.  Совершенствование фонематических представлений. Совершенствования навыка чтения слов.

Профилактика нарушений письменной речи в играх на ноутбуке: «Исправь ошибки», «Восстанови слово»

Дети подходят к ноутбуку, за которым сидит воспитатель. Презентация слайдов.

Логопед: Здравствуйте, Татьяна Борисовна! Чем вы так увлеченно занимаетесь?                                                                               Воспитатель просматривает слайды. В этих словах допущены ошибки. Нужно найти и исправить их. Ребята, поможете мне. Дети меняют в словах букву Р на Л и наоборот (колова, долога, паратка). Читают слова. На слайде появляются картинки-ответы.

Показ следующих слайдов презентации.              

Логопед: Ребята, поможете мне починить слова. Первые буквы в них исчезли. На слайдах написаны слова в которых пропущены первые буквы Л или Р: .ужа, .ука, .ыба и т.д.                                          Дети подставляют буквы в начало слов, читают их.  Появляется слово – шко.а, за ним слово Здравствуй. Дети читают: Здравствуй школа!          

Логопед: Вы молодцы, ребята! Все знаете и умеете. Настоящие школьники.

Рефлексия. Ребята, что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по синему морю»

Развлечение подготовлено к Всемирному Дню океанов с использование информационно-коммуникативных технологий....

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Загадки цвета»

Тема занятия: "Загадки цвета".Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Цель: Приобретение опыта по смешиванию цветов в процессе решение проблемно-поисковых задач и с...

Методическая разработка. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Число и цифра 5» с использованием развивающей технологии

в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из акт...

Методическая разработка интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Мосты повисли над водами»

Данный методическая разработка позволяет обогатить и систематизировать знания детей о достопримечательностях г. Санкт-Петербурга, а также решает ряд коррекционных и воспитательных задач....