Методическая разработка интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР: «Здравствуй школа», «Дифференциация звуков [Р-Л] в играх и загадках» (с использованием игровых и информационных технологий).
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект совместной непосредственной образовательной деятельности (НОД) по реализации основной образовательной программы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общее недоразвитие речи по реализации основной образовательной области речевого развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной непосредственной образовательной деятельности (НОД) по реализации основной образовательной программы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общее недоразвитие речи по реализации основной образовательной области речевого развития
«Здравствуй школа»
«Дифференциация звуков [Р-Л] в играх и загадках»
(с использованием игровых и информационных технологий)
Никитина Ирина Адольфовна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад компенсирующего вида
№ 118 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Коррекционно - образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по разным лексическим темам. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование фонематических представлений. Совершенствования навыка чтения слов. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения сонорных звуков и их дифференциация в игровой деятельности.
Коррекционно - развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие подражательности и творческого воображения, общих речевых навыков, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности.
Оборудование. Магнитная доска, звуковые домики, символы согласных и гласных звуков, предметные картинки, контейнер с карандашами, карточки с изображением геометрических фигур, ёмкость с водой, удочки, пластиковые фигуры рыб, резиновый мяч среднего размера, ноутбук.
Предварительная работа. Работа над общими речевыми навыками, разучивание пальчиковой гимнастики: «Рыбка» и скороговорки: «Рыбалов» на занятиях и в индивидуальной работе с логопедом. Составление плана загадки – описания на занятиях по развитию речи.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети входят в группу. Здороваются с гостями.
Введение в тему занятия:
- Развитие связной речи, памяти, мышления в упражнении: «Придумай загадку»
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? А загадывать умеете?
Логопед предлагает каждому ребенку взять предметную картинку, так чтобы не видели другие дети.
Раздаются картинки со звуками [Р, Л] в начале слов. Логопед: Придумайте загадки – описания о предметах на ваших картинках. Загадки по очереди загадывают все дети.
- Совершенствование фонематических представлений.
Логопед: Ребята, какой первый звук слышится в словах-отгадках?
Характеристика звуков.
Логопед: Сегодня мы поиграем с этими звуками. Давайте вспомним в каких домиках они живут. Почему?
Установление сходства. Установление различия звуков.
- Автоматизация произношения звуков [Р], [Л] и их дифференциация в слогах, словах,
чистоговорках. Развитие подражательности и творческого воображения, общих речевых навыков в игре: «Дирижер»
Логопед: Ребята, я буду вашим дирижером, а вы моим оркестром. Буду вами руководить. Повторяйте за мной правильно. Дети повторяют за логопедом слоги, слова, чистоговорки все вместе или каждый в отдельности. Речевой материал: ра-ла-ла, лы-лы-ры, ур-ул-ур…; рад-лад, рука – Лука, лот-рот, роза-лоза, рыбка-улыбка…; Ла-ла-ра – вот веселая пора, Ра-ла-ра – вот веселая игра, Ры-лы-ры – в группе круглые столы, Ру-лу-ру-лу- всех прошу пройти к столу.
- Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [Р], [Л] в словах), развитие
зрительного внимания, тонкой моторики в игре: «Кто победил?» Логопед предлагает детям сесть за стол, ставит на него контейнер с карандашами, раздает карточки с изображением геометрических фигур.
Логопед: Устроим соревнования между этими звуками. Послушайте слова. Когда услышите слово со звуком [Л] – раскрасьте овал, со звуком [Р] - ромб. Какой звук победил? Подсчет количества фигур.
- Активизация и актуализация словаря, работа со словами сложной звуковой структуры, развитие
внимания и логического мышления в упражнении: «Подбери слово» Логопед: Ребята, вы уже придумывали загадки. Мне они понравились. Попробуйте отгадать мой, картинки вам помогут. Вывешиваются картинки на магнитной доске. Логопед: Страшный, зубастый, зеленый – (крокодил); интересный, красочный, познавательный – (журнал); желейный, вкусный, сладкий – (мармелад); красивое, изящное, овальное – (зеркало); терпеливый, трудолюбивый, увлеченный – (рыболов).
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с
существительными) в игре с мячом: «Посчитай»
Логопед: Ребята, вы молодцы! Давайте посчитаем наши картинки- отгадки. Кому брошу мяч, тот и отвечает.
- Развитие подражательности и творческого воображения, общих речевых навыков, тонкой и общей
моторики в пальчиковой гимнастики: «Рыбка» Логопед: Кого ловит рыболов? – рыбу. Давайте и мы станем рыболовами. Логопед предлагает детям выполнить знакомое упражнение: «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть, Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать, Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Быстро – быстро уплыла.
Логопед: Эта рыбка от нас уплыла. Ребята, а где можно поймать много рыбы? Давайте найдем водоем в нашей группе. Дети самостоятельно разыскивают ёмкость с водой, в которой плавают пластиковые рыбы.
- Развитие памяти, тонкой и общей моторики в игре: «Поймай рыбу»
Логопед предлагает каждому ребенку при помощи удочки поймать рыбу и запомнить какую рыбу он поймал.
- Автоматизация произношения звуков [Р], [Л] и их дифференциация в скороговорке. Развитие
подражательности и творческого воображения, общих речевых навыков, общей моторики. Логопед: Много рыбы мы наловили. Пришло время отдохнуть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Дети проговаривают скороговорку сначала медленно, шепотом. Затем ускоряются и увеличивают силу голоса. Рыбу ловит рыболов, распугал он весь улов.
- Совершенствования навыка чтения слов, развитие внимания, памяти, в упражнении: «Найди и
прочитай»
Логопед: Ребята, давайте вернемся к нашему улову. Найдите каждый свою рыбу и внимательно рассмотрите. Дети находят свою рыбу, на брюшке которой написаны слова. По очереди читают их: (Монитор, коврик, мышка, провод, клавиатура, кнопки).
Логопед: О каком предмете все эти слова? (О компьютере) Где стоит компьютер в нашей группе?
- Совершенствование фонематических представлений. Совершенствования навыка чтения слов.
Профилактика нарушений письменной речи в играх на ноутбуке: «Исправь ошибки», «Восстанови слово»
Дети подходят к ноутбуку, за которым сидит воспитатель. Презентация слайдов.
Логопед: Здравствуйте, Татьяна Борисовна! Чем вы так увлеченно занимаетесь? Воспитатель просматривает слайды. В этих словах допущены ошибки. Нужно найти и исправить их. Ребята, поможете мне. Дети меняют в словах букву Р на Л и наоборот (колова, долога, паратка). Читают слова. На слайде появляются картинки-ответы.
Показ следующих слайдов презентации.
Логопед: Ребята, поможете мне починить слова. Первые буквы в них исчезли. На слайдах написаны слова в которых пропущены первые буквы Л или Р: .ужа, .ука, .ыба и т.д. Дети подставляют буквы в начало слов, читают их. Появляется слово – шко.а, за ним слово Здравствуй. Дети читают: Здравствуй школа!
Логопед: Вы молодцы, ребята! Все знаете и умеете. Настоящие школьники.
Рефлексия. Ребята, что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по синему морю»
Развлечение подготовлено к Всемирному Дню океанов с использование информационно-коммуникативных технологий....

Методическая разработка интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «День прав ребёнка»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)
Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Загадки цвета»
Тема занятия: "Загадки цвета".Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Цель: Приобретение опыта по смешиванию цветов в процессе решение проблемно-поисковых задач и с...

Методическая разработка. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Число и цифра 5» с использованием развивающей технологии
в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из акт...

Методическая разработка интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Мосты повисли над водами»
Данный методическая разработка позволяет обогатить и систематизировать знания детей о достопримечательностях г. Санкт-Петербурга, а также решает ряд коррекционных и воспитательных задач....

