Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта
статья по логопедии (подготовительная группа)

Курноскина Анастасия

На сегодняшний день, работа по своевременному устранению нарушений речи проводится в ДОУ в условиях логопедического пункта или логопедической группы. Но важно отметить, что независимо от формы организации, успешная логопедическая помощь, возможна лишь в рамках комплексного подхода, предполагающего тесное взаимодействие между работой всех специалистов и воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи.

В рамках данного выступления, мы бы хотели более подробно остановиться на вопросе организации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurnoskina_vzaimodeystvie_na_logopunkte.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта»

Современное общество все чаще сталкивается с людьми обладающими особенностями развития. Дети с недостатками речи составляют наиболее многочисленную группу дошкольников с тем или иными нарушениями. По данным некоторых отечественных источников, распространенность нарушений речевого развития составляет от 25% среди детей дошкольного возраста.

Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речевая функция является ключевой для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение формирования речи неизбежно влечет за собой отставание в развитии мышления, нарушение общения и социализации, возникновение поведенческих нарушений и будущую школьную неуспеваемость.

В таких обстоятельствах, одной из важнейших задач для образовательной системы, становится создание условий, для эффективного развития таких детей, а так же коррекции их нарушений.

На сегодняшний день, работа по своевременному устранению нарушений речи проводится в ДОУ в условиях логопедического пункта или логопедической группы. Но важно отметить, что независимо от формы организации, успешная логопедическая помощь, возможна лишь в рамках комплексного подхода, предполагающего тесное взаимодействие между работой всех специалистов и воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи.

В рамках данного выступления, мы бы хотели более подробно остановиться на вопросе организации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта.

Основная часть

Речь, является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления.

Важной стороной речи, являющейся основой речевого процесса, является звукопроизношение. Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, на сегодняшний день, мы все чаще сталкиваемся с увеличением продолжительности работы по коррекции звукопроизношении, трудностями в автоматизации, и неспособностью детей использовать полученные навыки в разговорной речи.

В связи с этим, актуальным становится вопрос активизации умственной и практической деятельности детей и повышения эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Существует множество вариантов речевых нарушений, среди которых важно отметить дефекты произношения, которыми определяется качество звучащей речи. Ребенок может неправильно воспроизводить любой звук, но чаще дети плохо произносят свистящие: ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [ш’]), сонорные ([р], [л]). Эти звуки имеют сложную структуру и требуют навыков звукопроизношения.

В области коррекции звукопроизношения, важным становится взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы. Именно воспитатель группы проводит большее количество времени с детьми, может наблюдать непосредственную речевую активность ребенка и вводить поставленный звук в разговорную речь.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

• подготовительный этап,

• этап постановки звука,

• автоматизация звука.

Ведущая роль в коррекционной работе принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается их закреплением. Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука.

Функции логопеда и воспитателя в области коррекции звукопроизношения представлены в таблице №1.

Функции логопеда

Функции воспитателя

  • индивидуально с каждым ребенком проводит общую и специальную артикуляционную гимнастику;
  • по мере необходимости делает логопедический массаж или обучает ребенка техникам самомассажа;
  • работает над развитием речевого дыхания (диафрагмального);
  • готовит артикуляционный аппарат к постановке звука;
  • занимается постановкой звука;
  • автоматизирует звук в речи;
  • дифференцирует звук со смешиваемыми фонемами;
  • дает рекомендации педагогам, какие игры использовать для автоматизации звука у ребенка;
  • подбирает речевой материал для автоматизации звука.
  • подмечает неправильное произношение поставленных звуков и поправляет ребенка;
  • напоминает ребенку правильную артикуляцию звуков;
  • автоматизирует поставленный звук в речи ребенка;
  • стимулирует речевую активность.

Продемонстрируем работу учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения на каждом этапе.

Работа логопеда и воспитателя при коррекции звукопроизношения:

Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует в игровой деятельности и элементарно-бытовом труде поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали;

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме развивает артикуляцию воспитанников.

Этап постановки звука

Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата;

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции.

Этап автоматизации

Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь)

Воспитатель по заданию логопеда закрепляет в речи поставленные звуки. Использует сюжетные игры с подобранным логопедом лексическим материалом: стишками, потешками, ролевыми словами, считалками, скороговорками и т.д.

Для успешной реализации коррекционных задач воспитателю необходимо следовать всем рекомендациям, сформулированным логопедом.

Индивидуальную работу воспитатель может строить на занятиях с учётом речевых проблем каждого ребёнка. Так, зная, что у ребёнка звук [c], находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, на занятии по математике предложить счёт предметов, в названии которых есть данный звук.

Во время свободных игр и бытовой деятельности воспитатель не привлекает внимание детей к ошибкам кого-то из них, а делает это незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «Саса дай масыну». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему повторить предложение используя правильную артикуляцию.

Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

На занятиях, ошибки в произношении фиксируются воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р] в словах: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала. В массовой методической литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Наглядный пример: чистоговорка «Суду – суду – суду – Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. В этом случает воспитатель сам или с помощью логопеда ее переделывает («Суду – суду – суду – я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду – мама моет посуду»).

Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.

Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможен только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.

Заключение

Таким образом, как мы видим, работа учителя-логопеда и воспитателя при исправлении и формировании звукопроизношения у воспитанников с нарушениями речи различна. Она требует различных знаний, умений, навыков. Учитель-логопед исправляет нарушения речи. Воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Но, не смотря различия, работа каждого из этих специалистов является необходимым условием эффективной коррекции звукопроизношения. Лишь помогая друг другу возможно достигнуть единой цели - воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Общей целью взаимодействия в работе специалистов  ДОУ  с учителем-логопедом является по...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зави­сит от правильно организованного взаимодействия логопеда, вос­питателей, психолога, музыка...

консультация учителя-логопеда для педагогов: "Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у детей"

Сегодня в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии». Существуют разные взгляды на раскрытие его значения.Технология - это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо...

Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)

В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе развития темпо-ритмических и координаторных способностей у детей с нарушениями речи

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерным является несформированность таких показателей как темп, ритм, координация движений. Такие двигательные нарушения у детей затрудняют не только ориентац...

"Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ"

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями  по профилактике и коррекции  речевых нарушений у детей в ДОУ....