Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Аннотация к индивидуальному логопедическому занятию

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»
Возраст: старший дошкольный возраст (5–6 лет).

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции, слогах и словах.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

    • Формирование правильного артикуляционного уклада звука [Л].

    • Автоматизация звука в слогах и словах.

    • Расширение словарного запаса.

    • Развитие самоконтроля за произношением.

  • Коррекционно-развивающие:

    • Развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха.

    • Тренировка памяти и внимания.

  • Коррекционно-воспитательные:

    • Воспитание усидчивости и положительной мотивации к занятиям.

Методы и приёмы:

  • Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Блинчик», «Парус»).

  • Игры на развитие фонематического слуха («Поймай звук [Л]»).

  • Автоматизация в слогах (прямые/обратные слоги) и словах («Назови ласково», «Посчитай ласточек»).

  • Пальчиковая гимнастика с Су-Джок.

  • Заучивание считалки с опорой на картинки.

Оборудование:

  • Зеркало, картинки (ласточка, предметы со звуком [Л]), Су-Джок шарик, слоговые карточки.

Итог:
Ребёнок закрепляет звук [Л] в речи, учится выделять его в словах, развивает артикуляцию и фонематическое восприятие в игровой форме.

Длительность: 25–30 минут.

Занятие построено с учётом возрастных особенностей, включает смену видов деятельности и игровые элементы для поддержания интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_l.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ, СЛОВАХ» 

Возрастная категория: старший дошкольный возраст.

Цель: Закрепление умения употреблять звук [л] изолированно, в слогах, словах. 

Задачи: 

  1. Коррекционно – образовательные:

-выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л];

-упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах;

-расширять словарный запас;

-формировать навык самоконтроля за правильным произношением звука.

  1. Коррекционно- развивающие:

-развивать артикуляционную моторику;

-продолжать развивать фонематическое восприятие. Учить выделять звук [л]     из ряда слогов, слов; 

-развивать память, внимание.

  1. Коррекционно- воспитывающие:

-воспитывать усидчивость и внимательность;

-формировать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: карточка, картинки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Доброе утро, ….

- Давай начнем наше занятия с игры «Повтора за мной»

(Логопед   задаёт ритмический рисунок, выполняя определённое количество хлопков в заданном темпе. Ребёнку нужно воспроизвести услышанное.)

  1. Основная часть.

Сообщение темы занятия. 

- Ты узнаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать, если отгадаешь мою загадку:

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Кто это? (Ласточка)

- Правильно, к нам в гости прилетела ласточка. (Логопед прикрепляет картинку ласточки на зеркало)

- Молодец, скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове ЛАСТОЧКА? (Звук Л).

- Над каким звуком мы продолжим работать сегодня? (Над звуко Л)

-Правильно, молодец!

- С чего мы начинаем каждое занятие? (С разминки для язычка)

Артикуляционная гимнастика. 

«Улыбка» - широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторять упражнение 3-4 раза.

Наша Маша озорница тянет губки к ушкам.

-Посмотрите, - говорит.

-Я теперь - Лягушка!

«Блинчик» - положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

Язык, как блинчик, положи,

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

«Парус» - улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей зовёт.

«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-6 раз.

Если у Маши плохое настроение,

Ест наша Маша вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньем намазать,
Широким языком облизнуть все сразу.

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно, тянуть подъязычную связку. Проделать 5-6 раз.

Цокает лошадка
По дорожке громко.

Язычком пощёлкай,
Тоже будет звонко!

Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика. 

- Произнеси звук еще раз и скажи: -Где находится язык? За какими зубами? (Если затрудняется, уточнить). – За верхними или нижними? (Кончик языка поднят и упирается в верхние зубы)

- Что делают губы? (Губы открыты)

-Как струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук Л? (Воздушная струя идет по бокам языка)

- Обними ладонью шею и произнеси еще раз. Голосок спит или поёт? (Голосок поет)

-Произнеси звук Л длительно, как будто взлетает самолет. (Логопед имитирующим движением руки показывает взлет самолета), а теперь отрывисто – л – л- л.

  Развитие фонематического слуха.

-Давай покажем ласточки как работают наши ушки. Я буду произносить ряд звуков, если ты услышишь звук Л, то посвистишь в птичку-свистульку. (Логопед дает ребенку свистульку)

Н- М- Л- С- Т- Л- Л- М- Н – Ш -Л

 Автоматизация звука Л в слогах.

Молодец! А теперь ты должна услышать звук Л в слоговых рядах. Слушай внимательно.

ЛА- АМ- АЛ- АН- НА- ЛУ- ЛО

АЛА- АМА- АНА- УЛУ- ОЛО

 Пальчиковая гимнастика.

- Давай немного отдохнем и поиграем с пальчиками, а ласточка послушает, как ты научилась произносить звук Л. Возьми шарик Су-Джок, катай его в ладошках и повторяй за мной.

ЛУ- ЛУ- ЛУ – увидела пчелу.

ЛЫ- ЛЫ- ЛЫ – ласточки малы.

ЛА- ЛА- ЛА – ласточка мала.

-А теперь возьми колечко, будешь надевать колечко на каждый пальчик и называть слова ласково.

Игра «Назови ласково»

Лошадь - …(лошадка)

Палатка - … (палаточка)

Яблоко - … (яблочко)

Футболка - …(футболочка)

Кукла – (куколка)

Пила - …(пилочка)

Ложка - …(ложечка)

Молоко - …(молочко)

Голубь - …(голубок)

Голос - …(голосок)

Игра «Посчитай ласточек».  -Ласточка – это зимующая или перелетная птица?  (Перелетная) 

-Но ведь она не одна прилетает, их много. Давай, посчитаем ласточек: одна ласточка, две ласточки…(Логопед кладет перед ребёнком лист, на котором напечатаны ласточки).

-Что напечатано ласточках? (Слоги)

- Прочитай их. (Ребенок читает слоги: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ). Молодец!

Заучивание считалки.

-Давай выучим считалочку, а чтобы ее быстрее выучить, нам помогут волшебные картинки. Я буду читать текст считалочки, а ты будешь расставлять картинки в пустые окошки. (Логопед дает ребенку лист бумаги с таблицей)

Считалка

Вот со звуком Л считалка:

Лыжи, глобус и скакалка,

Блуза, платье и заплатка,

Пламя, лодка и палатка,

Ложка, вилка и бутылка,

Вилы, пилы и косилка,

Клумба, флоксы и фиалка,

И окончилась считалка!

-Послушай, я еще раз прочитаю считалочку. (Логопед читает)

-А теперь ты прочитай ласточке считалку, а она ее запомнит и расскажет своим друзьям. (Ребенок рассказывает считалку)

-Молодец! Ты справилась со всеми заданиями.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

-Давай вспомним, чем мы сегодня занимались. (Ответ ребенка)

- Над каким звуком мы сегодня работали? Какие слова с этим звуком ты запомнила? Как ты думаешь, ласточке понравилось, как ты произносила звук Л.

- Ласточке пора улетать домой, давай подарим ей на прощанье 3 слова с её любимым звуком.

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях"

Конспект занятия предназначен для ребенка 6 - 7 лет, на этапе автоматизации звука (р)....

Подгрупповое занятие "Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях"

Цел и :Образовательные: закрепить умение четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях; автоматизировать зву­ки в спонтанном речевом потоке; развивать слуховое воспри­ятие; закреплят...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".

Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект индивидуального логопедического занятия .Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи

Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонема­тический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закре...