Коррекционно-развивающее занятие "В гости к лету"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Иванова Елена Сергеевна

Занятие направлено на автоматизацию звука С в слогах/словах, развитие фонематического слуха, обогащение лексического словаря, формирование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_gosti_k_letu.docx646.46 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

«В гости к лету»

Направленного на развитие фонематического восприятия у ребёнка с ОНР 3 уровня речевого развития

(возраст обучающегося 5 лет)

Учитель-логопед

Иванова Елена Сергеевна

Калининград

202

Цель занятия: развитие фонематического восприятия при автоматизации звука [с] в слогах, словах, в предложении.

Поставленная цель, подразумевает решение следующих задач:

- коррекционно - образовательные:

-уточнять представления о временах года

-обогащать словарь по теме «лето»

- Закреплять употребление предлогов «над», «под»; ориентировку в пространстве («справа; слева; выше, ниже»)

- коррекционно- развивающие:

-развивать общую и мелкую моторику

-развивать речевое дыхание

- автоматизировать звук [с] в слогах, словах, в предложении

- коррекционно- воспитательную:

-развивать произвольную регуляцию деятельности

-формировать навыки самоконтроля

- развивать коммуникативные навыки

Роль учителя-логопеда заключается в организации коррекционной деятельности и помощи в преодолении затруднений возникающих в ходе занятия.

Роль обучающегося заключается в понимании инструкций и чёткого их выполнения

При проведении коррекционно – развивающего занятия были использованы следующие методы:

- игровой,

- наглядный,

- словесный,

-аудиальный,

-кинестетический.

Занятие включает в себя четыре этапа: вводно - организационный, мотивационно – побудительный, содержательный, заключительный.

Применение данного занятия возможно в  индивидуальном формате.

Данное занятие проводится с ребёнком индивидуально.

                                                                                                                                                Таблица 1

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «В гости к лету»

направленного на развитие фонематического восприятия у ребёнка с ОНР 3 уровня речевого развития в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией (возраст обучающегося 5 лет)

ДОУ

МАДОУ детский сад № 78

Возрастная категория

Воспитанник средней группы детского сада

Логопед

Иванова Елена Сергеевна

Тема

«В гости к лету»

Продолжительность

25  минут

Цель

Развитие фонематического восприятия при  автоматизации звука [с] в слогах, словах, в предложении

Коррекционные задачи

- коррекционно - образовательные:

-уточнять представления о временах года

-обогащать словарь по теме «лето»

- Закреплять употребление предлогов «над», «под»; ориентировку в пространстве («справа; слева; выше, ниже»).

- коррекционно - развивающие:

-развивать общую и мелкую моторику

-развивать речевое дыхание

- автоматизировать звук [с] в слогах, словах, в предложении

- коррекционно - воспитательные:

-развивать произвольную регуляцию деятельности

-формировать навыки самоконтроля

- развивать коммуникативные навыки

Время

25

Предварительная работа

Логопедическая диагностика, приветствие, подготовка рабочего пространства

Этапы, время

Методы, формы, приёмы

Содержание деятельности

РППС

Результат

Вводно- организационный

(5минут)

Словесный: приветствие, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности

Игровой: загадывание загадки

Наглядный: рассматривание дидактических картин

Практический: упражнение в произнесении полных предложений

Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнение в речевом дыхании, самомассаж языка, правильный артикуляционный уклад, определение времени года по дидактическим картинкам.

Зеркало, «вертушка» - тренажёр для развития речевого дыхания, металлофон.

Картинки «Времена года»

Подготовка артикуляционного аппарата, готовность к работе

Образец построения предложения.

Мотивационно –побудительный

 (1 мин.)

Беседа

Рассматривание дидактических картин «Времена года». Беседа  о любимом времени года.

Дидактические  картины  «Лето»; «Зима»; «Весна»; «Осень».

Определение темы занятия, последовательности действий

Содержательный (15 мин.)

Словесный: рассказ по  дидактической сюжетной картине «Лето», вопросы, объяснение, словесные игры. Дидактическая игра: создание игровой ситуации .

Динамическая  пауза

Физминутка

Поэтапное выполнение заданий.

Рассказ по картине, сбор пазлов (ягоды), словесные игры: «Что можно сделать с ягодой», «Варенье», «Поймай звук»

Дидактическая игра «Птички», игра на логику «Четвёртый лишний».Смена темпа ходьбы с медленного на быстрый в зависимости от громкости музыки; «Воздушный шарик» физминутка.

Дидактическая сюжетная картина «Лето»

Игры: «Птички»; пазлы «Ягоды»

Дидактические предметные картинки.

Актуализация опорных знаний по теме занятия, автоматизация звука (с), изолированно, в словах, слогах, расширение словаря по теме «Лето», уточнение названий птиц, умение их различать.

Заключительный (3 мин.)

Словесный: вопросы по занятию

Сюрпризный: сачок для прогулки на луг

Подведение итогов. Проговаривание о том, какие задания выполняли, что понравилось делать, во что играть.

Сачок

Рефлексия, уточнение, систематизация полученных знаний

Анализ проведения

коррекционно-развивающего занятия

«В гости к лету»

Направленного на развитие фонематического восприятия у ребёнка с ОНР 3 уровня речевого развития

в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией

Занятие проведено в соответствии с возрастом ребёнка и учётом индивидуальных особенностей развития. Объём материала рассчитан на ребёнка данного возраста с учётом  индивидуальных особенностей.         Структура занятия выстроена последовательно, на протяжении всего занятия происходит смена игровых заданий, что поддерживает интерес ребёнка, чередование статичных и подвижных игр снижает утомляемость.        Для того чтобы сделать занятие более интересным использовались различные игровые приёмы, дыхательная, артикуляционная гимнастики, динамическая пауза. Занятие прошло в соответствии с планом– конспектом. Длительность 25 минуты.

        Занятие разделено на несколько этапов: вводно-организационный, мотивационно – побудительный, содержательный, заключительный.

        Организационный момент  способствует организации внимания ребёнка и настраивает на предстоящее занятие.

  1. Традиционное начало занятия настраивает ребёнка на рабочий лад.
  2. Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнение в речевом дыхании, правильный артикуляционный уклад, подготавливает речевой аппарат ребёнка.

        Мотивационно – побудительный этап способствует возбуждению интереса ребёнка к деятельности, решению поставленных задач.

Содержательный этап включает следующие разделы:

  1. Автоматизация звука в  слогах, словах, в предложении.
  2. Беседа по дидактическим картинам «Времена года»
  3. Рассказ по сюжетной дидактической  картине «Лето»
  4. Формирование навыков  синтеза и анализа
  5. Ориентировка в пространстве
  6.  Выполнение голосовой инструкции педагога
  7. Развитие связной речи
  8. Обогащение словаря
  9. Вычленение заданных звуков.
  10. Развитие слухового внимания

На данном этапе использовались следующие методы: наглядный, словесный, аудиальный, кинестетический, игровой, практический.         Реализация данных методов достигалась следующими приёмами: пояснение, сравнение, сопоставление, обыгрывание, обсуждение.

Заключительный этап включает в себя два пункта:

  1.  Подведение итогов
  2. Сюрпризный момент

Используемые мной приёмы поддерживают интерес у ребёнка, настраивают его на выполнение игровых заданий. Вопросы к ребёнку понятны, корректны, инструкции чёткие, в доступной форме.

На протяжении занятия ребёнок был сосредоточен, активен, проявлял интерес. Внимание ребёнка удерживалось на высоком уровне, переключаемость от одного задания к  другому происходила легко.

Поставленные мною цели и задачи достигнуты с использованием выше перечисленных методов и приёмов, педагогический замысел реализован.

Занятие «В гости к лету»

направленное на развитие фонематического восприятия в соответствии с современной дидактической психолого - педагогической концепцией (возраст обучающегося 5 лет)

- Здравствуй Гриша, проходи, давай мы с тобой  поприветствуем друг друга как всегда с помощью металлофона. (удар молоточком на каждый слог здрав –ствуй  Гри – ша; здрав – ствуй – те. Как де – ла? Хо – ро –шо).

Гриша  угадай, про какой звук мы будем сегодня говорить

Сказала со смехом соседки синица:

Стать самой  стрекучей сорока стремиться! [с]

- Давай сделаем гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика:

 «накажи не послушный язычок», положить широкий язык между губами и «пошлёпать» «пя –пя –пя – пя…» ;

«сделай язык лопатой» улыбнуться, приоткрыть рот  и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счёт от 1-5.

Теперь  сделаем массаж язычка: покусаем кончик языка, покусаем спинку языка, жуём как жвачку один бочок языка, затем другой бочёк.

Упражнение  «Вертушка»   (развитие плавного выдоха, активизация губных мышц).

- Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Дуем сильнее  - вертушка вертится быстрее. (3 раза)

Гриша, давай вспомним, как произносится звук [с]

- губы удерживаем в улыбке, зубы видны

- зубы не сжимаем

- широкий кончик языка упирается в нижние зубы

- спинка выгнута посередине проходит желобок, боковые края языка прикасаются к  верхним коренным зубам, выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через зубы направлена вниз.

- мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты, напряжение выдыхаемой струи сильное

 глядя в зеркало, сохраняя артикуляцию [с] повторяй за мной:

СА-СА-СА

СА-СЯ -СУ

СА-СО-СЮ

- Гриша, какое сейчас время года?  (весна). А еще, какое время года ты знаешь? (лето, осень, зиму)

Посмотри на картинку и определи времена  года (зима, осень, весна, лето). Правильно (беру предметные картинки с приметами лета на липучках, прикрепляю, сопровождая действие словами).

Посмотри Гриша: Зима или лето? (зима).

- зимой солнце светит, но не греет

- зимой лежит снег на земле

- зимой  на улице холодно

- зимой деревья стоят голые

-зимой люди тепло одеваются

- Зимоймех у зайца белый

А теперь ты расскажи про весну.

- весной  на земле тает снег

-весной расцветают  подснежники

- весной просыпаются гусеницы

- весной прилетают скворцы в скворечник

-весной становится теплее

- Гриша, а какое время года у тебя любимое? (Я люблю время года лето).

- Я тоже люблю лето. Думаю у нас с тобой сегодня получиться побывать у лета в гостях! Закрой глаза!

- Гриша посмотри, какое волшебство происходит на этой картинке! (показываю картинку с изображением лета). Какое  время года изображено на картинке? (на картинке  изображено лето).

- Какая яркая, радостная картина, я думаю, что на этой картинке дети в гостях у лета.

- Что делают дети в гостях у лета?

Мальчик собирает яблоки. Дети купаются в озере, играют в мяч. Летают бабочки, цветут цветы. На грядках растёт капуста и морковь. Мальчик поливает огород (при необходимости задаю наводящие вопросы).

- Как ты думаешь, на картинке, какая погода? (я думаю на картине хорошая погода)

- А как ты догадался, что погода хорошая? (потому что на небе нет туч,  дети купаются).

- Хорошо в гостях у лета!

А ещё летом спеет ягода! Давай пойдём в сад за ягодой!

Гриша, под громкую музыку  быстро шагаешь  на месте, музыка звучит тихо, идёшь медленным шагом на носочках (звучит музыка разной громкости, ребёнок выполняет упражнения в зависимости от громкости музыки).

А вот и ягодная поляна!

Собери, пожалуйста, ягоды (пазлы) и назови их. Определи, какие ягоды начинаются со звука (с). (Смородина красная, смородина чёрная).

- Что можно сделать с ягодами?» (ягоды можно искать; ягоды можно собирать; ягоды можно сушить; ягоды можно пробовать; ягоды можно мыть; ягоды можно есть, и т.д.).

- А ещё можно варить варенье, я люблю варенье из смородины – смородиновое!

- А ты, из каких ягод любишь варенье? (я люблю варенье из клубники – клубничное).

- А из малины какое варенье можно сварить?  (из малины можно сварить малиновое варенье и т.д.).

- Птицы тоже любят  лето, а особенно когда поспевают ягоды, посмотри,  к нам на деревья прилетели птицы, эх высоко, плохо видно, предлагаю надуть воздушный шар и взлететь к птицам как Винни – Пух!

Физминутка «Воздушный шарик». Предлагаю ребёнку  надуть шарик. Ребёнок  перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперёд сопровождается медленным выдохом на звук «С». При выпрямлении вдох производится непроизвольно (повтор. 2 раза).

Гриша, какие птицы к нам прилетели?

Ребёнок называет тех птиц, которых знает. (Сорока, соловей, скворец). При необходимости учитель-логопед  подсказывает  название птиц, описывает их. Сорока чёрно – белая, соловей серый, неприметный, скворец: чёрный в крапинку.

- Давай поиграем, рассадим птиц на дереве

-Посади скворца на самую короткую ветку. На какую ветку ты посадил скворца? (я посадил скворца на самую короткую ветку)

- Посади сороку под скворцом. Где сидит сорока? (сорока сидит под скворцом)

- Посади соловья слева от сороки. Где  сидит соловей? (соловей сидит слева от сороки).

- Посади птиц так - же, как изображено на карточке.

- Птица, какого цвета сидит между белой и голубой? (зелёная)

-Птица, какого цвета сидит справа от белой птицы? (зелёная)

- Пусть птицы на дереве отдохнут, а мы с тобой ёщё поиграем.

- Гриша, посмотри на картинки и  скажи, кто здесь лишний?

соловей, сорока, голубь, ёжик (лишний ёжик)

- А почему? (соловей птица, сорока птица, голубь птица, а ежик животное)

- Гриша, хлопни в ладоши, если услышишь слова,  которые начинаются со звука [с].

Соловей, лиса, кошка, самолёт, скворец, торт, сорока, голубь, солнце, сундук, чайник, сыр, сено.  (ребёнок выполняет задание).

- Гриша, ты большой молодец, ты хорошо справился с заданием, скажи , пожалуйста, про какой звук мы сегодня говорили? Чем тебе понравилось заниматься? В какие игры хотел бы ещё поиграть?

- Гриша, я для тебя приготовила сюрприз, ты знаешь что это? (это сачок), предлагаю пойти на луг ловить бабочек, рассмотрим их, а потом отпустим.

Заключение

Занятие проведено согласно современной дидактической психолого-педагогической концепции. Данная концепция подразумевает тесное партнёрское взаимодействие педагога и обучающегося, предполагает применение современных подходов в формировании знаний, общее развитие обучающихся, формирование  интеллектуальных, трудовых, художественных умений.

Наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей – дошкольный возраст, это время становления индивидуальности,  первооснов личности.

Процесс познания осуществляется эмоционально – практическим путём, каждый ребёнок становится юным исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность дошкольника, тем успешнее идёт его развитие. В своём занятии я постаралась разнообразить виды деятельности направленные на развитие фонематического восприятия.

Ребёнок, во взаимодействии с взрослым, через познание мира получает опыт общения, очень важно, чтобы этот опыт был позитивным.

Выполнение заданий требует концентрации внимания и усидчивости, занятие спланировано с учётом возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, темперамента, с соблюдением всех норм СанПиНа, что явилось залогом  того, что ребёнок успешно справился с заданием.

Приложение 1

Дидактическая игра «Птички»

C:\Users\я\Desktop\Гриша\IMG20220521220112.jpg 

Приложение 2

«Времена года»

C:\Users\я\Desktop\Гриша\IMG20220526103723_01.jpg

Приложение 3

C:\Users\я\Desktop\Гриша\IMG20220521214409.jpg

Сюжетная картинка «Лето»

C:\Users\я\Desktop\Гриша\IMG-a47f0571896d9cb43ae90fe9a85da151-V.jpg

Приложение 4

Тренажёр для развития речевого дыхания

C:\Users\я\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG20220521215415_01.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...