Коррекционно-развивающее занятие "В гости к лету"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Занятие направлено на автоматизацию звука С в слогах/словах, развитие фонематического слуха, обогащение лексического словаря, формирование грамматического строя речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 646.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие
«В гости к лету»
Направленного на развитие фонематического восприятия у ребёнка с ОНР 3 уровня речевого развития
(возраст обучающегося 5 лет)
Учитель-логопед
Иванова Елена Сергеевна
Калининград
202
Цель занятия: развитие фонематического восприятия при автоматизации звука [с] в слогах, словах, в предложении.
Поставленная цель, подразумевает решение следующих задач:
- коррекционно - образовательные:
-уточнять представления о временах года
-обогащать словарь по теме «лето»
- Закреплять употребление предлогов «над», «под»; ориентировку в пространстве («справа; слева; выше, ниже»)
- коррекционно- развивающие:
-развивать общую и мелкую моторику
-развивать речевое дыхание
- автоматизировать звук [с] в слогах, словах, в предложении
- коррекционно- воспитательную:
-развивать произвольную регуляцию деятельности
-формировать навыки самоконтроля
- развивать коммуникативные навыки
Роль учителя-логопеда заключается в организации коррекционной деятельности и помощи в преодолении затруднений возникающих в ходе занятия.
Роль обучающегося заключается в понимании инструкций и чёткого их выполнения
При проведении коррекционно – развивающего занятия были использованы следующие методы:
- игровой,
- наглядный,
- словесный,
-аудиальный,
-кинестетический.
Занятие включает в себя четыре этапа: вводно - организационный, мотивационно – побудительный, содержательный, заключительный.
Применение данного занятия возможно в индивидуальном формате.
Данное занятие проводится с ребёнком индивидуально.
Таблица 1
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «В гости к лету»
направленного на развитие фонематического восприятия у ребёнка с ОНР 3 уровня речевого развития в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией (возраст обучающегося 5 лет)
ДОУ | МАДОУ детский сад № 78 |
Возрастная категория | Воспитанник средней группы детского сада |
Логопед | Иванова Елена Сергеевна |
Тема | «В гости к лету» |
Продолжительность | 25 минут |
Цель | Развитие фонематического восприятия при автоматизации звука [с] в слогах, словах, в предложении |
Коррекционные задачи | - коррекционно - образовательные: -уточнять представления о временах года -обогащать словарь по теме «лето» - Закреплять употребление предлогов «над», «под»; ориентировку в пространстве («справа; слева; выше, ниже»). - коррекционно - развивающие: -развивать общую и мелкую моторику -развивать речевое дыхание - автоматизировать звук [с] в слогах, словах, в предложении - коррекционно - воспитательные: -развивать произвольную регуляцию деятельности -формировать навыки самоконтроля - развивать коммуникативные навыки |
Время | 25 |
Предварительная работа | Логопедическая диагностика, приветствие, подготовка рабочего пространства |
Этапы, время | Методы, формы, приёмы | Содержание деятельности | РППС | Результат |
Вводно- организационный (5минут) | Словесный: приветствие, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности Игровой: загадывание загадки Наглядный: рассматривание дидактических картин Практический: упражнение в произнесении полных предложений | Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнение в речевом дыхании, самомассаж языка, правильный артикуляционный уклад, определение времени года по дидактическим картинкам. | Зеркало, «вертушка» - тренажёр для развития речевого дыхания, металлофон. Картинки «Времена года» | Подготовка артикуляционного аппарата, готовность к работе Образец построения предложения. |
Мотивационно –побудительный (1 мин.) | Беседа | Рассматривание дидактических картин «Времена года». Беседа о любимом времени года. | Дидактические картины «Лето»; «Зима»; «Весна»; «Осень». | Определение темы занятия, последовательности действий |
Содержательный (15 мин.) | Словесный: рассказ по дидактической сюжетной картине «Лето», вопросы, объяснение, словесные игры. Дидактическая игра: создание игровой ситуации . Динамическая пауза Физминутка | Поэтапное выполнение заданий. Рассказ по картине, сбор пазлов (ягоды), словесные игры: «Что можно сделать с ягодой», «Варенье», «Поймай звук» Дидактическая игра «Птички», игра на логику «Четвёртый лишний».Смена темпа ходьбы с медленного на быстрый в зависимости от громкости музыки; «Воздушный шарик» физминутка. | Дидактическая сюжетная картина «Лето» Игры: «Птички»; пазлы «Ягоды» Дидактические предметные картинки. | Актуализация опорных знаний по теме занятия, автоматизация звука (с), изолированно, в словах, слогах, расширение словаря по теме «Лето», уточнение названий птиц, умение их различать. |
Заключительный (3 мин.) | Словесный: вопросы по занятию Сюрпризный: сачок для прогулки на луг | Подведение итогов. Проговаривание о том, какие задания выполняли, что понравилось делать, во что играть. | Сачок | Рефлексия, уточнение, систематизация полученных знаний |
Анализ проведения
коррекционно-развивающего занятия
«В гости к лету»
Направленного на развитие фонематического восприятия у ребёнка с ОНР 3 уровня речевого развития
в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией
Занятие проведено в соответствии с возрастом ребёнка и учётом индивидуальных особенностей развития. Объём материала рассчитан на ребёнка данного возраста с учётом индивидуальных особенностей. Структура занятия выстроена последовательно, на протяжении всего занятия происходит смена игровых заданий, что поддерживает интерес ребёнка, чередование статичных и подвижных игр снижает утомляемость. Для того чтобы сделать занятие более интересным использовались различные игровые приёмы, дыхательная, артикуляционная гимнастики, динамическая пауза. Занятие прошло в соответствии с планом– конспектом. Длительность 25 минуты.
Занятие разделено на несколько этапов: вводно-организационный, мотивационно – побудительный, содержательный, заключительный.
Организационный момент способствует организации внимания ребёнка и настраивает на предстоящее занятие.
- Традиционное начало занятия настраивает ребёнка на рабочий лад.
- Артикуляционная, дыхательная гимнастика, упражнение в речевом дыхании, правильный артикуляционный уклад, подготавливает речевой аппарат ребёнка.
Мотивационно – побудительный этап способствует возбуждению интереса ребёнка к деятельности, решению поставленных задач.
Содержательный этап включает следующие разделы:
- Автоматизация звука в слогах, словах, в предложении.
- Беседа по дидактическим картинам «Времена года»
- Рассказ по сюжетной дидактической картине «Лето»
- Формирование навыков синтеза и анализа
- Ориентировка в пространстве
- Выполнение голосовой инструкции педагога
- Развитие связной речи
- Обогащение словаря
- Вычленение заданных звуков.
- Развитие слухового внимания
На данном этапе использовались следующие методы: наглядный, словесный, аудиальный, кинестетический, игровой, практический. Реализация данных методов достигалась следующими приёмами: пояснение, сравнение, сопоставление, обыгрывание, обсуждение.
Заключительный этап включает в себя два пункта:
- Подведение итогов
- Сюрпризный момент
Используемые мной приёмы поддерживают интерес у ребёнка, настраивают его на выполнение игровых заданий. Вопросы к ребёнку понятны, корректны, инструкции чёткие, в доступной форме.
На протяжении занятия ребёнок был сосредоточен, активен, проявлял интерес. Внимание ребёнка удерживалось на высоком уровне, переключаемость от одного задания к другому происходила легко.
Поставленные мною цели и задачи достигнуты с использованием выше перечисленных методов и приёмов, педагогический замысел реализован.
Занятие «В гости к лету»
направленное на развитие фонематического восприятия в соответствии с современной дидактической психолого - педагогической концепцией (возраст обучающегося 5 лет)
- Здравствуй Гриша, проходи, давай мы с тобой поприветствуем друг друга как всегда с помощью металлофона. (удар молоточком на каждый слог здрав –ствуй Гри – ша; здрав – ствуй – те. Как де – ла? Хо – ро –шо).
Гриша угадай, про какой звук мы будем сегодня говорить
Сказала со смехом соседки синица:
Стать самой стрекучей сорока стремиться! [с]
- Давай сделаем гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика:
«накажи не послушный язычок», положить широкий язык между губами и «пошлёпать» «пя –пя –пя – пя…» ;
«сделай язык лопатой» улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счёт от 1-5.
Теперь сделаем массаж язычка: покусаем кончик языка, покусаем спинку языка, жуём как жвачку один бочок языка, затем другой бочёк.
Упражнение «Вертушка» (развитие плавного выдоха, активизация губных мышц).
- Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Дуем сильнее - вертушка вертится быстрее. (3 раза)
Гриша, давай вспомним, как произносится звук [с]
- губы удерживаем в улыбке, зубы видны
- зубы не сжимаем
- широкий кончик языка упирается в нижние зубы
- спинка выгнута посередине проходит желобок, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через зубы направлена вниз.
- мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты, напряжение выдыхаемой струи сильное
глядя в зеркало, сохраняя артикуляцию [с] повторяй за мной:
СА-СА-СА
СА-СЯ -СУ
СА-СО-СЮ
- Гриша, какое сейчас время года? (весна). А еще, какое время года ты знаешь? (лето, осень, зиму)
Посмотри на картинку и определи времена года (зима, осень, весна, лето). Правильно (беру предметные картинки с приметами лета на липучках, прикрепляю, сопровождая действие словами).
Посмотри Гриша: Зима или лето? (зима).
- зимой солнце светит, но не греет
- зимой лежит снег на земле
- зимой на улице холодно
- зимой деревья стоят голые
-зимой люди тепло одеваются
- Зимоймех у зайца белый
А теперь ты расскажи про весну.
- весной на земле тает снег
-весной расцветают подснежники
- весной просыпаются гусеницы
- весной прилетают скворцы в скворечник
-весной становится теплее
- Гриша, а какое время года у тебя любимое? (Я люблю время года лето).
- Я тоже люблю лето. Думаю у нас с тобой сегодня получиться побывать у лета в гостях! Закрой глаза!
- Гриша посмотри, какое волшебство происходит на этой картинке! (показываю картинку с изображением лета). Какое время года изображено на картинке? (на картинке изображено лето).
- Какая яркая, радостная картина, я думаю, что на этой картинке дети в гостях у лета.
- Что делают дети в гостях у лета?
Мальчик собирает яблоки. Дети купаются в озере, играют в мяч. Летают бабочки, цветут цветы. На грядках растёт капуста и морковь. Мальчик поливает огород (при необходимости задаю наводящие вопросы).
- Как ты думаешь, на картинке, какая погода? (я думаю на картине хорошая погода)
- А как ты догадался, что погода хорошая? (потому что на небе нет туч, дети купаются).
- Хорошо в гостях у лета!
А ещё летом спеет ягода! Давай пойдём в сад за ягодой!
Гриша, под громкую музыку быстро шагаешь на месте, музыка звучит тихо, идёшь медленным шагом на носочках (звучит музыка разной громкости, ребёнок выполняет упражнения в зависимости от громкости музыки).
А вот и ягодная поляна!
Собери, пожалуйста, ягоды (пазлы) и назови их. Определи, какие ягоды начинаются со звука (с). (Смородина красная, смородина чёрная).
- Что можно сделать с ягодами?» (ягоды можно искать; ягоды можно собирать; ягоды можно сушить; ягоды можно пробовать; ягоды можно мыть; ягоды можно есть, и т.д.).
- А ещё можно варить варенье, я люблю варенье из смородины – смородиновое!
- А ты, из каких ягод любишь варенье? (я люблю варенье из клубники – клубничное).
- А из малины какое варенье можно сварить? (из малины можно сварить малиновое варенье и т.д.).
- Птицы тоже любят лето, а особенно когда поспевают ягоды, посмотри, к нам на деревья прилетели птицы, эх высоко, плохо видно, предлагаю надуть воздушный шар и взлететь к птицам как Винни – Пух!
Физминутка «Воздушный шарик». Предлагаю ребёнку надуть шарик. Ребёнок перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперёд сопровождается медленным выдохом на звук «С». При выпрямлении вдох производится непроизвольно (повтор. 2 раза).
Гриша, какие птицы к нам прилетели?
Ребёнок называет тех птиц, которых знает. (Сорока, соловей, скворец). При необходимости учитель-логопед подсказывает название птиц, описывает их. Сорока чёрно – белая, соловей серый, неприметный, скворец: чёрный в крапинку.
- Давай поиграем, рассадим птиц на дереве
-Посади скворца на самую короткую ветку. На какую ветку ты посадил скворца? (я посадил скворца на самую короткую ветку)
- Посади сороку под скворцом. Где сидит сорока? (сорока сидит под скворцом)
- Посади соловья слева от сороки. Где сидит соловей? (соловей сидит слева от сороки).
- Посади птиц так - же, как изображено на карточке.
- Птица, какого цвета сидит между белой и голубой? (зелёная)
-Птица, какого цвета сидит справа от белой птицы? (зелёная)
- Пусть птицы на дереве отдохнут, а мы с тобой ёщё поиграем.
- Гриша, посмотри на картинки и скажи, кто здесь лишний?
соловей, сорока, голубь, ёжик (лишний ёжик)
- А почему? (соловей птица, сорока птица, голубь птица, а ежик животное)
- Гриша, хлопни в ладоши, если услышишь слова, которые начинаются со звука [с].
Соловей, лиса, кошка, самолёт, скворец, торт, сорока, голубь, солнце, сундук, чайник, сыр, сено. (ребёнок выполняет задание).
- Гриша, ты большой молодец, ты хорошо справился с заданием, скажи , пожалуйста, про какой звук мы сегодня говорили? Чем тебе понравилось заниматься? В какие игры хотел бы ещё поиграть?
- Гриша, я для тебя приготовила сюрприз, ты знаешь что это? (это сачок), предлагаю пойти на луг ловить бабочек, рассмотрим их, а потом отпустим.
Заключение
Занятие проведено согласно современной дидактической психолого-педагогической концепции. Данная концепция подразумевает тесное партнёрское взаимодействие педагога и обучающегося, предполагает применение современных подходов в формировании знаний, общее развитие обучающихся, формирование интеллектуальных, трудовых, художественных умений.
Наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей – дошкольный возраст, это время становления индивидуальности, первооснов личности.
Процесс познания осуществляется эмоционально – практическим путём, каждый ребёнок становится юным исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность дошкольника, тем успешнее идёт его развитие. В своём занятии я постаралась разнообразить виды деятельности направленные на развитие фонематического восприятия.
Ребёнок, во взаимодействии с взрослым, через познание мира получает опыт общения, очень важно, чтобы этот опыт был позитивным.
Выполнение заданий требует концентрации внимания и усидчивости, занятие спланировано с учётом возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, темперамента, с соблюдением всех норм СанПиНа, что явилось залогом того, что ребёнок успешно справился с заданием.
Приложение 1
Дидактическая игра «Птички»
Приложение 2
«Времена года»
Приложение 3
Сюжетная картинка «Лето»
Приложение 4
Тренажёр для развития речевого дыхания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

КОНСПЕКТ итогового коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «В гостях у сказки»
Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...





