Технология составления рассказа по картине "Вхождение в картину"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Вашему вниманию краткое описание приёмов, позволяющих реализовать технологию "Вхождение в картину"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология составления рассказа по картине.
Проблема развития связной речи дошкольников знакома всем педагогам: воспитателям, узким специалистам, психологам.
В предшкольный период главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической- распространённой речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, речевую работу, знакомство с художественной литературой, театральную деятельность и т. д:
- пересказ литературных произведений, (пересказ, придумывание, вхождение в образ героя, изменение концовки )
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,
- создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения.
сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
В том числе и составление описательных рассказов по картине. Рассказ по картине –достаточно сложное задание для детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями программы, образовательная деятельность по рассматриванию картин проводятся во всех дошкольных группах. Но если дети младшего и среднего возраста могут описывать не большие по сюжету картины, опираясь на вопросы педагога, активную помощь, то в старшей и подготовительной к школе группах, основное внимание уделяется самостоятельности детей. Опыт работы с детьми, показывает, что дети полностью повторяют рассказ воспитателя с только с незначительными его изменениями. Детские рассказы бедны красивыми сравнениями, эпитетами, словесными оборотами, в них отсутствуют простые качественные прилагательные.
Совершенно очевидно, что нужны изменения способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине, используя универсальные, современные технологии, методы и приемы, добиться от детей творческого подхода к рассматриванию картины, используя в речи сложные предложения, активный словарь прилагательных, сравнительных словосочетаний.
Работу по привлечению детей к творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить со 2 младшей группы.
При подборе сюжета картины необходимо учитывать количество изображенных предметов и объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов, тем красочнее и значительнее они должны быть.
После первого внесения, картина остаётся в группе на всё время занятий с ней. Для глубокого знакомство и рассмотрения в индивидуальном порядке.
Игры с картиной могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы дети прошли через каждую игру с данной картиной.
Хорошим итогом может считается развёрнутый рассказ ребёнка, построенный им самим с помощью усвоенных приёмов. В этом случае воспитатель может быть уверен, что решил поставленные перед ним задачи.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.
Младший возраст является подготовительным этапом, который имеет своей целью обогащать, пополнять словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя, предложением из 3-4 слов.
В среднем дошкольном возрасте детей побуждают составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по подробным вопросам воспитателя, используя план, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. Проявлять творчество, фантазию, познавательную инициативу.
Для того чтобы образовательная деятельность по рассказыванию проходила успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание форм образовательной деятельности имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают начальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. При оценке рассказов детей педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. В каждом рассказе ребенка, педагог должен найти неповторимость, самобытность, проявление творчества, фантазии, своего мироощущения. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
Для полноты восприятия используются разные технологии рассматривания картины:
Технология «Вхождение в картину»
направлена на развитие речи и эстетического чувства дошкольников, формирования коммуникативной компетентности, а также формирования произвольного внимания, деятельности наблюдения и коллективной деятельности.
Правила вхождения в картину:
1. Заходить в картину нужно не там, где вздумается! Надо искать подходящее место. Чаще всего художник сам подсказывает: Это может быть самый яркий объект на картине, либо солнечную полянку, тропинку, либо веточку дерева, либо красивый дом изобразит на переднем плане или еще как-нибудь. А если нет ни тропинки, ни веточки, тогда что-нибудь другое искать, каждый раз надо думать! ( на картине Саврасов «Грачи прилетели» много таких мест дети выбрали: дом из которого идет дым, значит там живет кто-то, грача гуляющего по земле, старую церковь)
2. Ходить внутри картины нужно не там где хочешь, а там только где художник разрешает! Нужно включать всю свою наблюдательность и ходить осторожно. И не нарушать жизнь местных жителей, чтоб не вспугнуть, не нарушить, ту гармонию, которая есть в картине.
3. Но есть еще одно правило: попасть в картину вдвоем или втроем, а то и всей группой «не просто»! Нужно быть «РЯДОМ», т.е. думать и чувствовать в одном направлении! Соблюдать общие правила, помогать друг другу.
Попав в картину мы используем все органы чувств ребенка (зрение, слух, обоняние) Что услышали? Что увидели? Что мы почувствовали? «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Какое настроение у вас вызывает эта картина? Почему? Как вы относитесь к главному герою (объекту) картины? Здесь у детей появляется простор для фантазии, творчества. Необходимо это поощрять, эмоционально поддерживать ребенка в его рассказе.
Детям очень нравится эта технология, так как она позволяет проявить фантазию, высказать личное отношение к тому или иному объекту, проявить наблюдательность и т.д. Выход из картины так же не менее важен. Побывав в картине дети могут высказать свое отношение к работе художника в целом, что понравилось? Что удивило? Что бы вы добавили, изменили в картине? Почему? Какое настроение вызывает у вас картина?
Продолжить работу над этой же картиной можно с помощью методики
Рассказ от имени героя
- Сейчас мы с вами попробуем рассказать об этой картине с точки зрени любого героя. Например березы, птицы, облачка, солнышка и т.д.
«Я — берёза. Я росла на полянке, и вот пришли дети и стали бегать возле меня, мне было весело и приятно смотреть на них….С помощью денных методов и приемов (музыкальное сопровождение, чтение стихов, ИКТ технологии) можно добиться хороших результатов не только в речевой деятельности детей но и в коммуникативной т.к данная работа сближает детей, позволяет им почувствовать свою значимость в коллективе.
Игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины:
Подзорная труба. Через подзорную трубу нужно посмотреть на картину, увидеть и назвать только один предмет. Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы. Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное; Можно разделить детей на группы – одни смотрят только на верхнюю часть картины, другие на нижнюю, и в центр, кто больше найдет не повторяющихся объектов и предметов.
Кружок в котором живёт….
А сейчас посмотрите на картину и вы поможете мне вспомнить, что на ней нарисовано. А для того, чтобы вам не забыть никого, я буду рисовать те предметы, которые вы назовёте.
Ищу родственников».
Хорошо, когда все вокруг дружат друг с другом. Я прошу вас подружить те предметы, которые живут на картине. ( По мере нахождения связей между объектами чертятся мини-соединения).
Живые картинки.
Наша картина сейчас оживёт здесь на коврике. А мы будем изображать предметы, которые нарисованы на картине.
Кто будет снеговиком? Где стоит снеговик?
В центре. Где стоит девочка? Справа от снеговика. И т.д. А теперь 1,2,3 картина оживи.
Волшебник.
«Я только слышу».
Закройте на минуту глаза, представьте, что вы попали в то, что здесь изображено. Послушайте внимательно, что вы слышите?
Волшебник.
«Я только вижу и ощущаю руками».
А сейчас мы будем учиться ощущать картину.
Снег мягкий, пушистый, мокрый, холодный, лёгкий ит.д.
Волшебник
«Я только нюхаю».
Представьте, что мы с вами в парке.
Я чувствую запах смолы, хвои, дует свежий ветерок.
Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям каждую новую картину, системно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов. Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.
Таким образом, при формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах, повышает успешность ребенка в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование. Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картин. (средняя группа)
примерное перспективное планирование....

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
статья знакомит педагогов с обучением детей составлению рассказов по серии сюжетных картин....

Конспект НОД на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели».
Сезонное занятие на тему весны с использованием нагляднсти....
Конспект совместной деятельности по развитию речи детей 5-6 лет Составление рассказа по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем по картине: «Катание на санках»
материал содержит конспект нод по составлению рассказа по картине. конспект можно использовать для непосредственной работы по картине "Катание на санках", а можно использовать как макет с пр...

Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ
Составление рассказа по серии сюжетных картинс использованием алгоритма технологии ТРИЗ(представление опыта на ГМО учителей-логопедов)Учитель-логопед МДОБУ «Детский сад№7 «Белочка»Ба...

Формирование и активизация связной речи по технологии составления рассказа по картине и серии сюжетных картинок.
Технология по формированию связной речи....

Технологическая карта занятия «Осень». Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием программируемых мини-роботов Би-бот «Умная пчела», при использовании технологии интерактивного обучения (Н. В. Микляева), СТЕМ – подход.
Занятие «Осень». Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием программируемых мини роботов Би-бот «Умная пчела».План-конспект занятия по развитию речи.Подгото...
