О некоторых аспектах работы с дошкольниками с задержкой психического развития. Обучение словесной регуляции деятельности
статья по логопедии

Попова Валентина Александровна

Первым направлением работы по обучению детей словесной регуляции и планированию деятельности стало формирование умения принимать задачу в форме словесной инструкции. За основу были взяты исследования В. В. Лубовского. Обучение проходило в процессе дидактических игр: «Эхо», «Испорченный телефон», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Повторяй «Добавь слово», «Дополни предложение», «Закончи друг за другом», предложение», «Кто больше назовет предметов», «Подбери слово». Чтобы справиться с заданием, ребенок должен был внимательно слушать инструкцию и точно соблюдать указанные в ней правила. Например, в игре «Повторяй друг другом» требовалось не только воспринимать инструкцию, но и слушать участвующих, иначе участие в игре становилось невозможным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_2.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

О некоторых аспектах работы с дошкольниками

с задержкой психического развития.

Обучение словесной регуляции деятельности

Автор: Попова Валентина Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18» г.о. Самара.

B дефектологии понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основная причина такого отставания - слабовыраженные органические повреждения мозга. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей с ЗПР.

Большинство психических функций имеет сложное комплексное строение, которое основано на взаимодействии нескольких функциональных систем. Координирующую роль в этом взаимодействии выполняют регулирующая и планирующая функции речи.

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:

• импульсивность действий;

• малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания;

• отсутствие целенаправленности в работе;

• низкая продуктивность деятельности;

• нарушение или утрата программы деятельности;

• ярко выраженные трудности в ее «оречевлении», которые иногда принимают форму явного несоответствия речи и действия;

• эмоциональный срыв и отказ выполнять задание в ситуации, когда от ребенка требуют объяснить процесс его выполнения;

• большое количество ошибок при «безречевом» выполнении задания;

• возможность выделения ошибок в ситуации «оречевления» действия.

Нами была предпринята попытка преодолеть вышеназванные недостатки регулятивных механизмов у рассматриваемой категории детей в различных видах деятельности.

Первым направлением работы по обучению детей словесной регуляции и планированию деятельности стало формирование умения принимать задачу в форме словесной инструкции. За основу были взяты исследования В. В. Лубовского. Обучение проходило в процессе дидактических игр: «Эхо», «Испорченный телефон», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Повторяй «Добавь слово», «Дополни предложение», «Закончи друг за другом», предложение», «Кто больше назовет предметов», «Подбери слово». Чтобы справиться с заданием, ребенок должен был внимательно слушать инструкцию и точно соблюдать указанные в ней правила. Например, в игре «Повторяй друг другом» требовалось не только воспринимать инструкцию, но и слушать участвующих, иначе участие в игре становилось невозможным.

В результате контрольного среза выявилось снижение уровня умений детей по таким показателям, как наличие плана, планирующая функция речи, но заметно повысились показатели уровня владения детьми регулирующей функцией речи. (Снижение связано с трудностями процесса их формирования.)

В качестве другого направления мы использовали задания, связанные с составлением рассказов по серии картинок, опорному слову, образцу. Целью являлось обучение детей умению составлять и развертывать программу высказывания.

Необходимость такой работы вызвана несформированностью у детей предвосхищающего анализа, что приводит к неумению предвидеть результат своих действий, составлять и развертывать программу высказывания. Использовались следующие приемы, предложенные Е. С. Слепович:

• пересказ по готовому образцу;

• составление плана рассказа при помощи картинок;

• составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой;

• составление рассказов по серии картинок;

• составление рассказов по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности.

В процессе работы мы столкнулись со следующими трудностями: подмена задания более легким; отсутствие умения выполнять задание без многократного повторения образца.

Использовались следующие виды помощи: повторение инструкции; совместное проговаривание инструкции; наводящие вопросы; указательный жест; образец выполнения задания.

В результате этой работы на 10 % повысился уровень владения детьми планирующей и регулирующей функциями речи. Дети обнаружили следующие умения:

• составлять план высказывания, последовательно излагающий события;

• развертывать высказывание более полно;

• исправлять ошибки последовательности изложения событий.

Завершающим направлением нашей работы стало формирование умения контролировать выполнение плана через совершенствование регулирующей функции речи. Использовалась методика Г. И. Жаренковой, предлагающей обучение в процессе занятий по изготовлению поделок. На занятиях от ребенка добивались подробного и точного описания образца изготовляемой поделки; перечисления всех операций, которые ему предстояло реализовать; «отчета» о выполненной работе. Контрольный срез показал улучшение владения детьми регулирующей функцией речи на 10-20 %.

Это проявилось в следующем: в умении направлять деятельность через проговаривание пунктов инструкции и плана, перечисление операций; в умении осуществлять самоконтроль после получения результатов через называние ошибок, оценку выполнения задания.

В результате проведенного формирующего исследования можно отметить рост планирующей и регулирующей функций речи на 20-30 %. Это позволяет сделать вывод о больших потенциальных возможностях систематической работы по обучению детей с задержкой психического развития словесной регуляции и планированию деятельности в продуктивной деятельности, при решении познавательных задач, в дидактических играх и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты работы воспитателя в логопедической группе

Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а так же процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, преду...

Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития

1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗНа современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления лично...

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Перспективное планирование по развитию речи у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, посредством словесных, дидактических игр, логоритмики, пальчиковой гимнастики""

Актуальность:«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»К.С АксаковСложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста на...

Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития.

МБДОУ « Детский сад 52 « Аленький цветочек» города Смоленска         Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психол...