Долгосрочный проект «В стране фонетических рассказов и сказок» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
проект по логопедии (старшая группа)
Долгосрочный проект «В стране фонетических рассказов и сказок» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №65»
Проект:
«В стране фонетических рассказов и сказок»
с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации – 2 года
Учитель-логопед:
Бороздина О.В.
2024г
Название проекта: «Фонетические рассказы и сказки»
Описание проекта:
Всем известно, что умение хорошо излагать свои мысли, четко и правильно пересказывать прочитанное является залогом успешного обучения в школе. В настоящее время у детей все чаще отмечается нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков. При поступлении в школу такие дети испытывают затруднения в овладении правильным чтением и грамотным письмом. Характерными являются ошибки звукового анализа: пропуск гласных букв, перестановка букв, не дописывание слов, а также ошибки фонематического восприятия: не различают твердые и мягкие согласные, происходит смешение звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных. Поэтому педагогам следует уделить внимание формированию и совершенствованию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Кроме того, у таких детей наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушенным, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляция. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.
Наблюдения специалистов-практиков доказывают, что нарушения речи ребенка, как правило, не является единственным. Поэтому требуются упражнения и на развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, а также формирование пространственного восприятия дошкольников.
Эффективным решение в данных затруднениях детей старшего дошкольного возраста является работа с рассказами по сюжетным картинкам. Также она поможет ребенку последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы, описывать предмет, определять предмет по характерным признакам.
Изучая материалы по данному направлению работы, остановилась на серии тетрадей «Фонетические рассказы и сказки», состоящей из трех частей:
Часть 1. Фонетическая работа над звуками А, У, М, К, О, С, Л, П.
Часть 2. Фонетическая работа над звуками И, Ш, Т, Х, З, Б, Ж, Н.
Часть 3. Фонетическая работа над звуками В, Г, Д, Ч, Р, Ф, Ц, Щ.
Пособия насыщены грамматическими заданиями на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом, подбор слов, противоположных и близких по значению.
Каждый из представленных авторских рассказов направлен на работу с определенным звуком по следующим направлениям: выделение слов с заданным звуком, определение позиции звука в слове, характеристика звуков, подбор слов к звуковой и слоговой схемам, звуковой анализ.
Цель проекта: формирование фонетического восприятия
Задачи проекта:
- учить детей воспринимать, различать, воспроизводить различные фонемы родного языка;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- освоение слоговой структуры слова.
Предполагаемый результат:
- дети воспринимают, различают и воспроизводят различные фонемы родного языка;
- сформирован звуковой анализ и синтез;
- освоена слоговая структура слова.
Тип проекта: долгосрочный (2 года).
Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Этапы проекта
№п/п | этапы | Содержание работы | Сроки |
I этап | предварительный | мониторинг знаний детей, изучение литературы, составление перспективного плана работы, подготовка материала | Сентябрь 2024г |
II этап | основной | работа с детьми, работа с родителями, педагогами ДОУ | Октябрь 2024г – апрель 2026г |
III этап | заключительный | итоговые мероприятия | Май 2026г |
Проект реализуется через фронтальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста
два раза в месяц.
Перспективный план работы в старшей группе (5-6 лет)
№ п/п | Форма и название мероприятия | Дата исполнения |
1. | Фонетическая работа над звуками А, У | октябрь |
2. | Фонетическая работа над звуками М, К | ноябрь |
3. | Фонетическая работа над звуками О, (повторение) | декабрь |
4. | Фонетическая работа над звуками С, Л | январь |
5. | Фонетическая работа над звуками П, И | февраль |
6. | Фонетическая работа над звуками Ш, Т | март |
7. | Фонетическая работа над звуками Х, З | апрель |
8. | Фонетическая работа над звуками (повторение) | май |
Перспективный план работы в подготовительной группе (6-7 лет)
№ п/п | Форма и название мероприятия | Дата исполнения |
1. | Фонетическая работа над звуками Б, Ж | октябрь |
2. | Фонетическая работа над звуками Н, В | ноябрь |
3. | Фонетическая работа над звуками Г, (повторение) | декабрь |
4. | Фонетическая работа над звуками Д, Ч | январь |
5. | Фонетическая работа над звуками Р, Ф | февраль |
6. | Фонетическая работа над звуками Ц, Щ | март |
7. | Фонетическая работа над звуками (повторение) | апрель |
8. | Итоговое мероприятие | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система работы по обучению детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста"
Обучение детей рассказыванию по картине...

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста
Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект «Сочинение сказок с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития связной монологической речи»
Данный проект направлен на развитие у старших дошкольников одного из направлений работы по развитию речи - развитие связной монологической речи через сочинение сказок....
Конспект развлечения на тему «В мир сказок» с детьми старшего дошкольного возраста
Доставить детям радость от встречи с добрым и красивым миромсказок. Формировать способность эмоционально откликаться навоображаемые события, сопереживать героям сказок....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время калмыцкая народная сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Особенно тревожна проблема сохранения и передачи сказки как ...
«Обучение детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности»
Цель: развитие речевого творчества...

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ПО МОТИВАМ МОРДОВСКИХ СКАЗОК С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ И ОБЫЧАЯМИ МОРДОВСКОГО НАРОДА
Создание мультипликационных фильмов по мотивам МОРДОВСКИХ сказок с детьми старшего дошкольного возраста как условие ознакомления с культурой и обычаями МОРДОВСКОГО народа...
