Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы с нарушением речи «Ждут нас быстрые ракеты для полета на планеты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Светлана Александровна Терновская

В конспекте разработаны игры, игровые ситуации, музыкальные логоритмические разминки, композиции, конструирование космической ракеты. Мероприятия посвящены дню Космонавтики. Методическая разработка предназначена для педагогов и специалистов, работающих с детьми с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ternovskaya_s.a.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

                            с детьми старшей группы с нарушением речи

                      «Ждут нас быстрые ракеты для полета на планеты»

Разработала:

учитель-логопед: Терновская С.А.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Цель: развитие интереса детей к космосу и профессии летчик-космонавт.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Формировать представления о профессии летчик-космонавт, о первом космонавте Ю.А. Гагарине и космическом корабле «Восток»;
  • Расширять представления детей о космосе, невесомости.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Обогащать словарь новыми понятиями: «космодром», «космический экипаж»,  «невесомость», «атмосфера», «солнечная система», «галактика», «скафандр», «орбитальная станция», «телескоп», «спутник»;
  • Активизировать словарь: «космос», «космонавт», «звезды», «полярная звезда», «большая медведица», «малая медведица», «космическая ракета», «космический корабль», «светящаяся»;
  • Формировать умение высказывать свои мысли, строить предложения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, активности, инициативности, серьезное отношение к выполнению поставленных задач;
  • Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, к работе, которая связана с освоением космоса;
  • Воспитывать чувство гордости за достижения людей нашей страны и благодарности за его труд.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Продолжать учить детей владеть своим телом, согласовывать движения характером музыки, ритмично и выразительно двигаться;
  • Учить конструировать модель космического корабля по схеме.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формировать потребность в двигательной активности, развивать двигательные умения и навыки;
  • Развивать умение согласовывать слова стихотворения с движениями;
  • Развивать умение координировать движения рук и ног.

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение, рассматривание презентаций.

Словесные: обсуждение проблемной ситуации, вопросы, беседа-диалог, объяснение, указание, чтение стихов, отгадывание загадок. 

Практические: игры, упражнения

Материалы и оборудование: аудиозаписи (сигналы SOS, галактический голос), крупный мягкий конструктор, образец модели космической ракеты, ноутбук, проектор, экран, мультимедийные презентации «Планеты солнечной системы», «Покорители галактики. Профессия космонавт», запись голоса, видеозапись планет.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов по теме: «Космос в нашей жизни», «Небесные тела», «Профессия летчик-космонавт», беседы-диалоги с детьми; разучивание стихов и разминки «Я ракета», отгадывание загадок.

Логика образовательной деятельности

Этап

занятия

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Приветствие, чтение стихотворения, рассказ воспитателя

Мотивированы на предстоящую деятельность.

Свободное общение со сверстниками и взрослыми.

Развита речевая активность.  

-Много лет тому назад произошло

необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин.

-С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые изобретают и делают ракеты, космические корабли и спутники.

-Дети, а что вы знаете о космосе?

-ГОЛОС (запись) Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом! Работают все микрофоны космодрома.

-Сегодня в межпланетное путешествие отправляется наш космический экипаж.

Здороваются.

Дети слушают воспитателя, заинтересовываются.

Читают стихи о космосе и космонавтах

Дети отвечают на вопрос, рассуждают, приходят к выводу, что надо отправиться в космическое путешествие.  

Дети хором:

-Если в космос мы хотим,

Значит скоро полетим!

Самым дружным будет наш,
Развеселый экипаж.

Деятельностный

Заключительный

Формировать интерес и первоначальное представление о планетах и созвездиях.

Развивать диалогическую речь, умение вести диалог.

Обогащать словарь: «солнечная система, «галактика»,  «спутник».

Организационно-поисковый рассказ педагога

«Космические вопросы»

Имеют представления о планетах и созвездиях.

Умеют вести диалог.

Используют в речи

«солнечная система, «галактика», «спутник».

Показ презентации «Планеты солнечной системы»

-Что такое Солнце? (это звезда)

-Назовите самую близкую к Солнцу планету? (меркурий)

-Назовите самую большую планету Солнечной системы? (Юпитер)

-Назовите планету, покрытую льдом, на которой вечный холод? (Плутон)

-Назовите планету красного цвета? (Марс)

-Назовите планету, спутником которой является Луна? (Земля)

Рассматривают презентацию

Отвечают на вопросы педагога

Исполняют песню «Восемь планет»

Формировать представления о профессии летчик-космонавт, о первом космонавте Ю.А. Гагарине и космическом корабле «Восток»;

Обогащать словарь:

«космодром», «скафандр», «орбитальная станция».

Активизировать словарь «космос», «космонавт».

Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

Игровая ситуация  «Встреча с космонавтом»

Имеют представления о профессии летчик-космонавт, о первом космонавте Ю.А. Гагарине и космическом корабле «Восток»;

Развита речевая активность.

Используют в речи

«космодром», «скафандр», «орбитальная станция», «невесомость», «космос», «космонавт», «звезды», «космическая ракета», «космический корабль».

Показ презентации «Покорители галактики. Профессия космонавт».

Космонавт:

-Приветствую вас, земляне!

-А кто такие космонавты?

-Кто был первым космонавтом?

-На чем он совершил свой первый полет?

-Ребята, а вы хотели бы стать космонавтами и побывать на неизвестных планетах, совершить космическое путешествие?

-Очень рад я, но сначала.

Говоря без лишних слов,

Одного желанья мало,

Каждый должен быть здоров.

Начинаем подготовку –

Выходи на тренировку

Рассматривают презентацию

Отвечают на вопросы космонавта

Формировать потребность в двигательной активности.

Развивать двигательные умения и навыки.

Развивать умение согласовывать слова стихотворения с движениями.

Музыкальная разминка «Я ракета» 

Созданы условия для развития двигательных умений и навыков.

Снято утомление

-Выполним разминку «Я ракета»

 Активизирует внимание, двигательную активность детей.

-Мы, космонавты, готовясь к полету, проходим сложные испытания, тренируем свой организм, чтобы преодолеть космические перегрузки.

-Вот и мы с вами продолжим испытания на прочность.

-Разделимся на две команды. Одна команда «Восток», а другая команда «Спутник».

-Вижу к полёту готовы! Желаю интересного путешествия!

Выполняют движения в соответствии с текстом под музыку под руководством педагога.

Исполняют песню «Все в ракету по местам»

Развивать диалогическую речь, умение вести диалог.

Игровая ситуация «Встреча с Роботом»

Умеют отгадывать загадки.

-Здравствуйте земляне, (говорит по слогам) Я рад вас приветствовать на нашей планете и желаем познакомиться с вами поближе.

Робот: -Отгадайте мои загадки:

- У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

- Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

Отгадывают загадки.

Активно взаимодействуют.

-А у нас на земле есть замечательные дискотеки!

Давайте вместе танцевать.

Дети предлагают роботу потанцевать.

Продолжать учить детей согласовывать движения с характером музыки, ритмично и выразительно двигаться.

Развивать двигательные умения и навыки.

Развивать умение согласовывать слова стихотворения с движениями.

Логоритмическая композиция «Робот Бронислав»

Созданы условия для развития двигательных умений и навыков.

Снято утомление.

Умеют согласовывать движения с характером музыки, ритмично и выразительно двигаться.

Предлагает потанцевать вместе с роботом.

Активизирует внимание, двигательную активность детей.

В аудиозаписи звучат сигналы SOS –азбукой МОРЗЕ

Слышится  галактический голос: Внимание, внимание! С планеты  Светящейся  поступило сообщение о помощи.  У жителей этой планеты поломались летательные аппараты. Нужно срочно помочь им починить ракеты, иначе запас кислорода на их кораблях закончится. Все на помощь! Все на помощь!

 Выполняют движения в соответствии с текстом под музыку под руководством педагога.

Формировать представления о строительстве космического корабля;

Учить конструировать модель космического корабля по схеме и по собственному замыслу;

Совершенствовать умение работать по инструкции.

Конструирование «Космическая ракета» и

«Ремонт в невесомости»

Освоен навык конструирования космической ракеты.

Развито умение составлять целое из частей.

Развито воображение, творческие способности.

Приглашает на «космодром». Показывает образец модели космической ракеты.

Предлагает рассмотреть схему чертежа и сконструировать ракету будущего.

-Если ракета выйдет из строя, её можно отремонтировать.

-Вот и готовы космические ракеты, я с вами прощаюсь, летите дальше.

Рассматривают схему чертежа космической ракеты. Самостоятельно конструируют, рассказывают какие мягкие модули конструктора использовали и сколько, для создания космической ракеты.

Рассказывают, как можно космическую ракету отремонтировать.

Формировать интерес и первоначальное представление о звездах и созвездиях;

Активизировать словарь:

«полярная звезда», «большая медведица», «малая медведица», «звезда», «созвездия», «светящаяся».

Игровая ситуация «Гостья со Светящейся планеты»

Имеют представления о

звездах и созвездиях;

Умеют отгадывать загадки

Используют в речи

«полярная звезда», «большая медведица», «малая медведица», «звезда», «созвездия»,

«светящаяся».

Слышиться звук приземляющегося звездолета.

Входит Королева планеты

Королева: Я очень рада, что вы прилетели на мою планету “Светящаяся”!

-Меня зовут Звездоклида. 

-Как вы думаете, почему у меня такое имя? (ответы детей) Правильно.

-Я хорошо знаю звёздное небо и очень люблю наблюдать за звёздами.

Загадывает загадки.

Отгадывают загадки.

Активно взаимодействуют.

Продолжать учить детей согласовывать движения с характером музыки, ритмично и выразительно двигаться;

Развивать двигательные умения и навыки.

Музыкально-ритмическая композиция «Звездная россыпь»

Умеют согласовывать движения с характером музыки, ритмично и выразительно двигаться.

Созданы условия для развития двигательных умений и навыков.

Предлагает потанцевать вместе с Звездоклидой.

-Молодцы! Вы любители звезд.

-Спасибо ребята! Мне было с вами очень весело!

-Ну а теперь вам пора возвращаться на свою планету, которая называется “ Земля”

-А на память обо мне вам подарю вот эти звёздочки.

Выполняют движения под музыку под руководством педагога.

Исполняют песню «Берегите шарик»

Рефлексия «Делимся впечатлениями»

-Все с полета возвратились и на землю приземлились.

-Мне понравилось наше путешествие. А вам?

-Что вам было интересно?

-Что было самое трудное?

-Предлагаю все ваши впечатления отразить в рисунках.

-Понравилось!

-Дети проходят в группу к столам, выбирают изобразительные средства и под музыку рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке»....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!» ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема: «Путешествие в страну мальчиков и девочек».

Задачи:Воспитательная:-Закрепить и упорядочить понятия детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ «Я&r...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке». Методическая недел...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Путешествие за короной с царевной Забавой»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы. Задачи.Обучающие:- формировать у детей умение правильно использовать в речи вежливые формы обращени...