Развитие моторных функций при заикании.
методическая разработка по логопедии
Условия и особенности развития координации слова и ритмизированного движения при заикании.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие моторных функций при заикании.
Развитие координации слова и ритмизованного движения.
В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных задач необходимо учитывать структуру речевых и двигательных нарушений (форму и тяжесть заикания, уровень общего речевого и психомоторного развития и др.).
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий их проводят по схеме:
- ритмическая разминка.
Ее задачами являются воспитание дисциплины и организованности, развитие координации рук и ног, формирование правильной осанки и навыков движений в коллективе, ориентация в пространстве, умение менять темп и ритм движения.
С этой целью используются вводная ходьба, легкий бег, чередование ходьбы и бега, прыжки, элементы физкультурных и танцевальных движений;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Целью этих упражнений является устранение напряжения, скованности в мышцах. Используются специальные задания на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных движений. В зависимости от звучания разных по силе звуков меняется мышечный тонус;
-слушание музыки.
Тесно взаимосвязано с упражнениями, регулирующими мышечный тонус. Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия на создание нужного фона настроения;
- упражнения для развития координации речи с движением. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий (слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов);
- пение.
Выбираются ритмичные и мелодичные песни, в пении которых нормализуется темп речи и речевое дыхание;
- игра.
Подвижная игра служит закреплением навыков, полученных на занятии. Также в таких играх воспитываются ловкость, сообразительность, быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительная ходьба проводится в спокойном темпе и ритме. Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притоптывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий. Упражнения необходимо выполнять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп, синхронизируя произнесение и движение.
Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.
Упражнение 1
Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы).
На каждый шаг-слог:
у-а-у-а- ап-ап-ап-
па-па-па-
та-та-та-та..
От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
Упражнение2 Прыжки вправо - влево на правую и левую ногу.
Произносить на выдохе:
упа-опа-ипа- па-по-пу-пы; паф-поф-пуф-пыф
хоп-хоп-хоп и др.
Упражнение3
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком
или голосом: та-тату-татату-тата-тата-татата
Упражнение4
Слитное произнесение слов и дирижированием в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения: август-аист-атом-яхонт-ялик-яма-умница-улица-узник.
Упражнение5 Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением.
Каждый удар ладони приходится на гласный звук: ноги-нога, атлас-атлас;
руки-рука, замок-замок;
горы-гора, пироги-пироги;
козы-коза, гвоздики-гвоздики;
совы-сова, кружки-кружки.
Я бегу, бегу, бегу,
Я пою, пою,
пою.
Упражнение6 Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнение7
Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт.
Выполнять в медленном и умеренном темпе.
Аты-баты - шли солдаты. Аты-баты - на базар. Аты-баты - что купили? Аты-баты - самовар. Аты-баты - сколько дали? Аты-баты - три рубля. Аты-баты - покажите. Аты-баты - не хочу. Аты-баты - спать
хочу!
Упражнение 8
Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).
Упражнение9
Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой Веселый, Звонкий Мяч, Ты Куда Помчался Вскачь?
Желтый, Красный, Голубой,
Не
Угнаться
За
тобой!
(Маршак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и развитие моторных функций при работе с заикающимися детьми
Логоритмика,как помощь в устранении заикания...

Планирование работы по развитию моторных функций по лексической теме «Осень»
Игры с мелкими предметами - «Тучка и дождик» (игра с прищепками)Задачи: учить детей прикреплять прищепки к фигурам. Развивать воображение. Координировать работу рук и глаз. - «Пр...

Организация коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости....

Развитие моторных функций: координация слова, речи и движения, как одно из средств преодолении заикания у дошкольников
За последние годы возросло количество детей со снижением уровня речевого, психического и физического развития ребёнка. Заикание – это одно из самых тяжёлых расстройств речи и психологического со...

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)
Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, оп...


