Развитие моторных функций при заикании.
методическая разработка по логопедии

Петухова Татьяна Викторовна

Условия и особенности развития координации слова и ритмизированного движения при заикании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornye_funktsii_pri_zaikanii.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторных функций при заикании.

 Развитие координации слова и ритмизованного движения.

В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных задач необходимо учитывать структуру речевых и двигательных нарушений (форму и тяжесть заикания, уровень общего речевого и психомоторного развития и др.).

Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий их проводят по схеме:    

- ритмическая разминка.

Ее задачами являются воспитание дисциплины и организованности, развитие координации рук и ног, формирование правильной осанки и навыков движений в коллективе, ориентация в пространстве, умение менять темп и ритм движения.

 С этой целью используются вводная ходьба, легкий бег, чередование ходьбы и бега, прыжки, элементы физкультурных и танцевальных движений;            

- упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Целью этих упражнений является устранение напряжения, скованности в мышцах. Используются специальные задания на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных движений. В зависимости от звучания разных по силе звуков меняется мышечный тонус;      

-слушание музыки.

 Тесно взаимосвязано с упражнениями, регулирующими мышечный тонус. Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия на создание нужного фона настроения;    

- упражнения для развития координации речи с движением. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий (слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов);        

 - пение. 

Выбираются ритмичные и мелодичные песни, в пении которых нормализуется темп речи и речевое дыхание;        

  - игра.

 Подвижная игра служит закреплением навыков, полученных на занятии. Также в таких играх воспитываются ловкость, сообразительность, быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительная ходьба проводится в спокойном темпе и ритме. Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притоптывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий. Упражнения необходимо выполнять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп, синхронизируя произнесение и движение.

Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.        

Упражнение 1

                                 Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы).

 На каждый шаг-слог:

  у-а-у-а- ап-ап-ап-

 па-па-па-

та-та-та-та..     

От топота копыт пыль по полю летит.                    

Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку цап.            

                                                Упражнение2                                                                                    Прыжки вправо - влево на правую и левую ногу.

Произносить на выдохе:

 упа-опа-ипа- па-по-пу-пы;                                                                                                                               паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп и др.                 

                                                 Упражнение3

Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком 

или  голосом:     та-тату-татату-тата-тата-татата

Упражнение4

Слитное произнесение слов и дирижированием в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения: август-аист-атом-яхонт-ялик-яма-умница-улица-узник.      

                                   

                                                                         

                    Упражнение5       Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением.

Каждый удар ладони приходится на гласный звук: ноги-нога, атлас-атлас;                                                                                                                

 руки-рука, замок-замок;      

горы-гора, пироги-пироги;        

козы-коза, гвоздики-гвоздики;      

совы-сова, кружки-кружки.      

Я бегу, бегу, бегу,  

Я пою, пою,

пою.  

                                     Упражнение6                                                                                                Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.      

                                      Упражнение7

  Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт.

Выполнять в медленном и умеренном темпе.      

Аты-баты - шли солдаты. Аты-баты - на базар.                                                                                                        Аты-баты - что купили?  Аты-баты - самовар.                                                                                                                Аты-баты - сколько дали? Аты-баты - три рубля.                                                                                                   Аты-баты - покажите. Аты-баты - не хочу.                                                                                              Аты-баты - спать

хочу!  

                                            Упражнение 8     

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).  

                                                    Упражнение9

 Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Мой Веселый, Звонкий Мяч,                                                                                                                             Ты Куда Помчался Вскачь?

Желтый, Красный, Голубой,  

Не

Угнаться

За

тобой!                                                                      

 (Маршак).                                                           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по развитию моторных функций по лексической теме «Осень»

Игры с мелкими предметами -  «Тучка и дождик» (игра с прищепками)Задачи: учить детей прикреплять прищепки к фигурам. Развивать воображение. Координировать работу рук и глаз. -  «Пр...

Организация коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости....

развитие моторных функций

развитие моторных функций...

Развитие моторных функций: координация слова, речи и движения, как одно из средств преодолении заикания у дошкольников

За последние годы возросло количество детей со снижением уровня речевого, психического и физического развития ребёнка. Заикание – это одно из самых тяжёлых расстройств речи и психологического со...

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, оп...