Нейрогимнастика. Полезность для дошкольников и её применение на логопедических занятиях
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Голякова Екатерина Владимировна

Нейрогимнастика. Полезность для дошкольников и её применение в логопедических занятиях.

Что такое нейрогимнастика?

Какие виды нейрогимнастики бывают.

Как использовать на занятиях логопеда

Примеры упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейрогимнастика: полезность для дошкольников и её применение в логопедических занятиях

Нейрогимнастика — это методика, направленная на развитие мозговой активности и улучшение координации движений. Она сочетает в себе элементы физических упражнений и тренировки интеллектуальных функций. Особенно актуальна нейрогимнастика для детей дошкольного возраста: в этот период происходит интенсивное развитие нервной системы, и именно в это время важно поддерживать баланс между физическим и психическим развитием.

Изучение нейробиологии показывает, что регулярные физические нагрузки в сочетании с тренингами внимания, памяти и других интеллектуальных функций положительно влияют на глубину восприятия и усвоения информации. В результате дети становятся более сосредоточенными, уверенными в себе и готовы к новым вызовам.

Почему нейрогимнастика полезна дошкольникам?

  • Развитие моторики

Одним из основных компонентов нейрогимнастики является работа над мелкой и крупной моторикой. Дошкольники часто испытывают трудности с координацией движений, что может негативно сказаться на их способности к обучению. Нейрогимнастика позволяет развивать эти навыки через занятия, которые включают в себя различные движения, такие как прыжки, скручивания и балансировка.

  • Улучшение когнитивных функций

Регулярные занятия нейрогимнастикой способствуют улучшению когнитивных функций: памяти, внимания и восприятия. Дети начинают быстрее и проще усваивать новую информацию. Применение нейрогимнастики в процессе логопедических занятий может значительно увеличить эффективность работы логопеда, увеличивая количество воспринятых и переработанных детьми материалов.

  • Эмоциональное развитие

Нейрогимнастические упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения. Дети учатся управлять своими эмоциями, развивают социальные навыки и лучше справляются с трудностями во взаимодействии с окружающими. Это особенно важно для дошкольников, которые часто испытывают стресс в новых ситуациях.

Разновидности нейрогимнастики

Существует несколько видов нейрогимнастики, которые могут быть адаптированы под нужды дошкольников. Рассмотрим наиболее популярные из них:

  1. Конструкторская нейрогимнастика

Этот вид включает в себя построение различных фигур и форм из предметов и материалов, доступных детям. В процессе работы дети развивают пространственное мышление, координацию движений и уделяют внимание деталям.

  1. Музыкальная нейрогимнастика

Занятия под музыку помогают детям сосредотачиваться и развивать чувство ритма. Важно, чтобы музыка была подобрана с учетом возраста и способностей детей, это поможет создать положительную атмосферу для обучения.

  1. Нейрогимнастика на основе серий движений

Этот метод ее включает в себя выполнение ритмичных и последовательных движений. Они помогают развивать память и внимание, так как дети должны запоминать порядок выполнения этих упражнений.

Применение нейрогимнастики в логопедических занятиях с детьми 6-7 лет

Логопедические занятия — это отличная возможность внедрить нейрогимнастику в процесс обучения. Обычно на этом этапе занятия направлены на развитие речи и коррекцию речевых нарушений. Нейрогимнастика может помочь детям улучшить свой речевой аппарат, повысить уровень восприятия звуков и лучше отдавать свои мысли в речь.

Научные исследования подтверждают, что физическая активность влияет на уровень нейропластичности головного мозга. Это означает, что при регулярном выполнении нейрогимнастических упражнений у детей взрослых недостатков в речь могут значительно сократиться. Логопедические занятия, дополненные нейрогимнастическими упражнениями, могут не только улучшить процесс лечения, но и сделать его более увлекательным для детей.

Теперь рассмотрим несколько нейрогимнастических упражнений, которые можно использовать на логопедических занятиях с детьми 6-7 лет. Мы опишем их цели, задачи и ход выполнения.

Упражнение "Эхо"

Цель: развитие слухового восприятия и памяти.

Задачи: научить детей различать ритмы, развивать внимание и воспроизводить услышанное.

Ход выполнения:

Ведущий показывает ритм, хлопая в ладоши.

Дети повторяют ритм за ведущим, стараясь не упростить его.

Затем ведущий вводит новые элементы: можно добавлять шаги, повороты или другие движения.

После нескольких повторений дети могут сами предложить свои ритмы, которые остальные будут повторять.

Упражнение "Танцующий шар"

Цель: развитие кинестетического восприятия и координации движений.

Задачи: развить чувство ритма и подвижность.

Ход выполнения:

Ведущий бросает мяч (шар) в воздух и приглашает детей "танцевать" под музыку.

Дети должны ловить мяч и выполнять различные движения: повороты, прыжки, и танцы, когда мяч находится в воздухе.

Каждое движение должно быть синхронизировано с ритмом музыки.

После определенного времени ведущий может ввести новые элементы: движения руками, ногами и др.

Упражнение "Ритмичные шаги"

Цель: развитие движений и координации.

Задачи: научить детей двигаться под ритм и развивать слуховое восприятие.

Ход выполнения:

Дети стоят в кругу. Ведущий задает ритм, например, топая ногами.

Все поднимают ноги под ритм, и после нескольких повторений ведется ввод нового элемента, например, количеством пальцев одной руки.

Затем ведущий может менять ритм и просить детей адаптироваться к новым условиям, поддерживая мужество и интерес.

Упражнение "Прыжки через веревку"

Цель: развитие крупной моторики и чувства ритма.

Задачи: координировать движения и работать над техникой прыжков.

Ход выполнения:

Для данного упражнения нужна длинная веревка. Два человека берут ее за концы и начинают вращать.

Дети должны по очереди перепрыгивать через веревку, стараясь не зацепить ее.

Ведущий может добавлять элементы: музыку, новую скорость вращения веревки, упражнения с разными частями тела (например, можно прыгать на одной ноге).

Нейрогимнастика является мощным инструментом для развития детей дошкольного возраста. Она помогает улучшать моторику, когнитивные функции и эмоциональное состояние. Внедрение нейрогимнастики в процесс логопедических занятий с детьми 6-7 лет позволяет не только повысить эффективность коррекции речевых нарушений, но и сделать занятия более увлекательными и интересными.

Занятия нейрогимнастикой способствуют развитию общей культуры движений, формированию стойких навыков, необходимых для учебы в школе и социального взаимодействия. Исследования подтверждают, что такие занятия не только производят ощутимые результаты, но и могут стать основой для формирования позитивного отношения детей к физической активности. Поэтому важно использовать нейрогимнастику как один из ключевых элементов развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га» на тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях»

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га»На тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях» Цель:Задачи:О...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях

Дети с нарушениями речи  отстают в развитии словесно-логического мышления, Одна из важнейших коррекционных задач в  системе логопедической    работы – это развитие...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Одной из задач духовно – нравственного воспитания дошкольников является развитие интереса к народным традициям.  Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является...

«Применение игровых технологий развития когнитивных функций дошкольников на логопедических занятиях»

Адаптированная "Вспомогательная таблица", которая помогает развивать: когнитивные функции у детей; моторику; грамматический строй, связную речь; внимание; мышление.  ...