«Развитие связной речи посредствам песочной терапии»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Кужельная Полина Викторовна
  1.  Актуальность.

      Игра с песком – это телесное удовольствие, игровой способ рассказать о прожитом дне, избавиться от страха, преодолеть эмоциональное напряжение, придумать что-то новое и интересное. Проект «Развития связной речи посредствам песочной терапии», обусловлен необходимостью решения проблем развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, экспериментирование.

Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «сбрасывания» негативной энергии, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

  1.  Новизна проекта

Новизной проекта является использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе при различных речевых нарушениях. Данный проект необходим для того, чтобы ребёнок с помощью песка мог развивать мелкую моторику рук, словарный запас, лексико-грамматический строй речи, связную речь, восприятие, мышление, фантазию.

  1. Цель и задачи.

Цель: Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук посредствам песочной терапии.

Задача проекта для детей:

- создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком;

- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук;

- активизировать словарный запас детей;        

- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;

- развивать память, мышление, воображение, фантазию детей.

     4. Этапы

Этапы

Цель

I подгото-ый

сентябрь

- изучение методики песочной терапии;

- составление конспектов занятия по теме;

- подбор информации для родителей.

II основной (ноябрь –апрель)       

- знакомство с правилами поведения в песочнице;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие памяти, мышления;

- совершенствование ориентации в пространстве;

- создание композиций на песке;

- автоматизация звуков в речи;

- активизация словарного запаса;

- развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

 

III заключительный

(май)

 

оценка результатов в речевом развитии детей после реализации проекта.

 

5. Содержание работы

5.1. Знакомство с тактильными ощущениями, которые появляются от взаимодействия с песком:

- научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении;

- создание отпечатков пальцев рук, различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы и величины;

- учим детей делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать руки в песок;

-  развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.

5.2. Предметное конструирование на песке:

- можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений (знакомство детей с окружающим миром);  

- учить детей «писать» на песке (изучить буквы, автоматизация и дифференциация поставленных звуков, изучение основ грамоты)

5.3. Постановки сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба».

Все игры с песком можно разделить по трём направлениям: обучающие, познавательные и проективные. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д. Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

6.  Структура занятия

1. Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.

2. Знакомство (повторение) с правилами игр на песке.

3. Формулировка темы занятия.

4. Содержание занятия.

5. Итог занятия.

7. Работа с родителями

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды.

8. Ожидаемый результат

Для педагога:

- положительная динамика в речевом развитии детей;

- улучшение тактильной чувствительности, движений мелкой моторики рук,

ориентации в пространстве;

- закрепление представления об окружающем мире;

9. Рабочий план реализации проекта

 

Сроки проведения

Мероприятия

I этап – подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

- подбор литературы по теме проекта;

- разработка конспектов совместной деятельности логопеда и детей;

- консультации для родителей по теме проекта,

- проведение диагностики детей 6-7 лет.

II этап – основной (октябрь-апрель)

Октябрь

«В гостях у песочной феи»

Ноябрь

«На грядке»

Декабрь

«Зимняя сказка»

Январь

«Сказка своими руками»

Февраль

«Веселые буквы»

Март

«Как Вовка маме помогал»

Апрель

«Мир космонавтики»

III этап – заключительный (май)

Май

- проведение диагностики детей 6-7 лет;

- оценка качества результатов речевого развития детей после реализации проекта.

 

10. Методическое обеспечение

Для организации процесса песочной терапии нам потребуются: световой планшет, классическая песочница, песок, коллекция миниатюрных фигурок, природный материал, кисти разного размера.

Список литературы

1.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».                                              

2.Дыбина О. В.  «Ребёнок в мире поиска».                                                       

3.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)

4. Аромштам М. «Игры на влажном песке» Дошкольное образование. №12

2006

2. Андрунь С. «Чудеса из песка» Обруч. №3 2007

3. Бережная Н.Ф. «Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы

детей раннего и младшего дошкольного возраста» Дошкольная

педагогика. Июль, август 2006

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности

Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи...

Конспект занятия по развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам.

Конспект занятияпо развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам Тема занятия:   животные  2-я младшая группа (3-4 года), время занят...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Вопрос развития речи дошкольников стоит очень остро. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими  средствами технического прогресса, чем друг с другом. В данной стат...

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством песочной анимации в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется , прежде всего, ведущей ролью связной ре...

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством песочной анимации в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется , прежде всего, ведущей ролью связной ре...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...