«Развитие связной речи посредствам песочной терапии»
проект по логопедии (подготовительная группа)
- Актуальность.
Игра с песком – это телесное удовольствие, игровой способ рассказать о прожитом дне, избавиться от страха, преодолеть эмоциональное напряжение, придумать что-то новое и интересное. Проект «Развития связной речи посредствам песочной терапии», обусловлен необходимостью решения проблем развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, экспериментирование.
Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «сбрасывания» негативной энергии, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
- Новизна проекта
Новизной проекта является использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе при различных речевых нарушениях. Данный проект необходим для того, чтобы ребёнок с помощью песка мог развивать мелкую моторику рук, словарный запас, лексико-грамматический строй речи, связную речь, восприятие, мышление, фантазию.
- Цель и задачи.
Цель: Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук посредствам песочной терапии.
Задача проекта для детей:
- создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком;
- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать память, мышление, воображение, фантазию детей.
4. Этапы
Этапы | Цель |
I подгото-ый сентябрь | - изучение методики песочной терапии; - составление конспектов занятия по теме; - подбор информации для родителей. |
II основной (ноябрь –апрель) | - знакомство с правилами поведения в песочнице; - развитие мелкой моторики рук; - развитие памяти, мышления; - совершенствование ориентации в пространстве; - создание композиций на песке; - автоматизация звуков в речи; - активизация словарного запаса; - развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.
|
III заключительный (май)
| оценка результатов в речевом развитии детей после реализации проекта. |
5. Содержание работы
5.1. Знакомство с тактильными ощущениями, которые появляются от взаимодействия с песком:
- научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении;
- создание отпечатков пальцев рук, различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы и величины;
- учим детей делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать руки в песок;
- развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.
5.2. Предметное конструирование на песке:
- можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений (знакомство детей с окружающим миром);
- учить детей «писать» на песке (изучить буквы, автоматизация и дифференциация поставленных звуков, изучение основ грамоты)
5.3. Постановки сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба».
Все игры с песком можно разделить по трём направлениям: обучающие, познавательные и проективные. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д. Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
6. Структура занятия
1. Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.
2. Знакомство (повторение) с правилами игр на песке.
3. Формулировка темы занятия.
4. Содержание занятия.
5. Итог занятия.
7. Работа с родителями
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды.
8. Ожидаемый результат
Для педагога:
- положительная динамика в речевом развитии детей;
- улучшение тактильной чувствительности, движений мелкой моторики рук,
ориентации в пространстве;
- закрепление представления об окружающем мире;
9. Рабочий план реализации проекта
Сроки проведения | Мероприятия |
I этап – подготовительный (сентябрь) | |
Сентябрь | - подбор литературы по теме проекта; - разработка конспектов совместной деятельности логопеда и детей; - консультации для родителей по теме проекта, - проведение диагностики детей 6-7 лет. |
II этап – основной (октябрь-апрель) | |
Октябрь | «В гостях у песочной феи» |
Ноябрь | «На грядке» |
Декабрь | «Зимняя сказка» |
Январь | «Сказка своими руками» |
Февраль | «Веселые буквы» |
Март | «Как Вовка маме помогал» |
Апрель | «Мир космонавтики» |
III этап – заключительный (май) | |
Май | - проведение диагностики детей 6-7 лет; - оценка качества результатов речевого развития детей после реализации проекта. |
10. Методическое обеспечение
Для организации процесса песочной терапии нам потребуются: световой планшет, классическая песочница, песок, коллекция миниатюрных фигурок, природный материал, кисти разного размера.
Список литературы
1.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
2.Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска».
3.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)
4. Аромштам М. «Игры на влажном песке» Дошкольное образование. №12
2006
2. Андрунь С. «Чудеса из песка» Обруч. №3 2007
3. Бережная Н.Ф. «Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы
детей раннего и младшего дошкольного возраста» Дошкольная
педагогика. Июль, август 2006
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности
Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи...

Конспект занятия по развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам.
Конспект занятияпо развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам Тема занятия: животные 2-я младшая группа (3-4 года), время занят...

Педагогический проект "Развитие связной речи посредством тетрализованной деятельности"
презинтация проекта...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Вопрос развития речи дошкольников стоит очень остро. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. В данной стат...

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством песочной анимации в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется , прежде всего, ведущей ролью связной ре...

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством песочной анимации в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется , прежде всего, ведущей ролью связной ре...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...
