РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
статья по логопедии на тему

Семыкина Ирина Александровна

Вопрос развития речи дошкольников стоит очень остро. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими  средствами технического прогресса, чем друг с другом. В данной статье описаны наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, и, как с помощью художественных произведений взрослые могут развивать связную речь дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semykina_svyaznaya_rech.odt27.22 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ  ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Дети очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение связной  речью в данном возрасте имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, а все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели.

Наиболее типичные из них:

  • состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь, неумение грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать  синоним,      назвать признак предмета;
  • использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений;
  • неспособность грамотно сформулировать вопрос;
  • неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
  • плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов. Работая с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника. В качестве материала для развития речи младшего дошкольника можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью контролировать внимание лишь на короткий период времени.

Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек

Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку "почувствовать" язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых слов. Колыбельные песенки и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания, развивают фонематический слух.

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, можно предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

Знакомство с пословицами и поговорками

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому, для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем, воспитателям необходимо активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

Использование загадок в развитии речи младших дошкольников

 В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, необходимо обращать его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Например:

                 «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу».

Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос "Что это?", а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос "Почему?" обычно отвечают: "Потому что красная". "Клубника тоже красная - значит, это тоже правильный ответ?" - воспитатель вносит сомнение в умы детей. И обращает их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что "сидит в темнице" означает "растет в земле", тогда можно задать вопрос: "А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?". Для формирования у ребенка правильного ответа необходимо обратить внимание и на то, что "в темнице сидит" именно "она", поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Ребенок должен усвоить: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратить внимание на то, что "она" растет на грядке. Может быть, автор загадки имел ввиду свеклу? Ведь она тоже красная". Пусть малыши рассуждают. Предложить свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно-бурая. Объяснить, что словосочетание "красная девица" имеет еще и другое значение: автор имел ввиду прежде всего не цвет, а красоту. Те же самые наводящие вопросы воспитатель может использовать, если ребенок не знает отгадки. Так он будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения.

Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, педагогу необходимо объяснить его значение,  уделяя особое внимание эпитетам, сравнениям, метафорам и другим художественно-выразительным средствам языка. И тогда, отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в совместной игровой деятельности, ребенок будет использовать средства, с которыми его познакомил взрослый.  

         Развитие образной речи на основе произведений в старшей группе у детей продолжают вызывать интерес и любовь к художественной литературе. Задачи, возложенные на педагога при ознакомлении детей шестого года жизни с произведениями различных жанров, значительно усложняются. Необходимо воспитывать способность замечать некоторые выразительные средства, учить определять и мотивировать свое отношение к героям произведения, формировать нравственные критерии оценки. А так же  учить выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга. Книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К.Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы и фольклорного жанра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе в старшей логопедической группе

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе...

Консультация для родителей «Развитие связной речи через художественное чтение»

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни, являясь источником   приобщения к красоте родного языка, развития культуры речи. Основная задача взрослого в данном слу...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по развитию связной речив старшей группе   «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Развитие связной речи средствами художественной литературы

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна изоснов воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связнойречью зависит успешность обучения детей в школе, умение общат...

Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....