Развитие речевого дыхания
консультация по логопедии
Рекомендации по развитию речевого дыхания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предложенное пособие предназначено для развития плавного целенаправленного ротового выдоха у детей. Его можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. В пособие входит шесть игровых полей и различные отлетные подвижные детали к каждому полю. Детали нужно аккуратно вырезать по контуру и, следуя указаниям, прикрепить на соответствующие игровые поля. Большая часть деталей соединяется с полем при помощи длинных нитей. На один конец нити приклеивают отлетную деталь, а другой конец нити протягивают с помощью иголки и закрепляют с обратной стороны игрового поля.
Начиная работу по пособию, логопед выбирает игровое поле и просит ребенка сдуть предмет зафиксирован на нитке: «Подуй на лист кувшинки так, как дует ветерок, и ты увидишь, кто прячется в воде», «Подуй на пчелку и отгони ее от мишки, чтоб он полакомился медом». В дальнейшем задания усложняются: например, нужно подуть на предмет так, чтобы он переместился как можно дальше.
Овладеть выдохом, точным по силе и направлению, — наиболее сложная для ребенка задача. На ее решение направлены следующие задания: «Подуй на картинку так, чтобы она не вылетела за границы игрового поля.
Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего нижней губе, не надувая щеки и не поднимая плечи. Если упражнения проводятся с целью воспитания плавного длительного выдоха, достаточно дуть, слегка вытянув губы вперед. При этом язык спокойно лежит в ротовой полости. Малышам дается установка на вдох через нос, выдох через рот. Логопед обращает внимание ребенка на то, что выдох должен быть ротовым, а не носовым, и что воздушная струя должна быть холодной. Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно. За выполнением этого условия сначала следит логопед, а затем дети контролируют себя самостоятельно.
Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно увеличивают с одной-двух минут до пяти-семи. Температура, влажность и запыленность воздуха влияют как на частоту и глубину дыхательных движений, так и на общее состояние ребенка, поэтому упражнения дыхательной гимнастики проводятся в хорошо проветриваемом помещении. На первых занятиях дети выполняют дыхательные упражнения под руководством логопеда, затем, по мере овладения правильного ротового выдоха, — самостоятельно.
Игра 1. «Парусники»
Деталь на нитке: три парусники.
Инструкция логопеда: Подуй на парусник так, чтоб он поплыв быстрее.
Игра 2. «Цапля на болоте»
Деталь на нитке: лягушки.
Инструкция логопеда: На болото приплыла цапля. Помоги лягушатам спрятаться от нее. Подуй на лягушат.
Игра 3. «Щенок на плоту»
Деталь на нитке: щенок, утка.
Инструкция логопеда: Щенок долго плыл по реке, но внезапно плот остановился. Щенок не знает, как ему попасть на берег. Помоги щенку. Подуй на него так, чтоб он смог прыгнуть на берег реки. Подуй на уточку так, чтоб она быстро поплыла по реке.
Игра 4. «Спаси мишку от пчел»
Детали на нитке: пчелы.
Инструкция логопеда: Мишка сел полакомиться медом. Внезапно прилетели пчелы. Мишка испугался. Подуй на пчел и прогони их.
Игра 5. «Игривые дельфины»
Детали на нитке: дельфины.
Инструкция логопеда: По тихому морю плыл корабль. Внезапно появились дельфины. Подуй на них и помоги им прыгнуть выше.
Игра 6. «Тяжелое яблоко»
Детали на нитке: яблоки.
Инструкция логопеда: Ежик пришел в сад, чтоб полакомится яблоками. Внезапно подул ветер и яблоки попадали на ежика. Они большими и очень тяжелые. Подуй на яблоки и помоги ежику освободится от лишних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....

«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития речевого дыхания. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, ч...
