Доклад: «Эффективные методы работы логопеда с родителями детей-логопатов»
методическая разработка по логопедии
1. Способы и методы работы логопеда с родителями детей-логопатов.
2. Эффективность методов работы логопеда с родителями детей-логопатов.
3. Организация работы логопеда с родителями детей-логопатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Эффективные методы работы логопеда с родителями детей-логопатов»
подготовила:
учитель-логопед
Приколота О. И.
1. Способы и методы работы логопеда с родителями детей-логопатов.
2. Эффективность методов работы логопеда с родителями детей-логопатов.
3. Организация работы логопеда с родителями детей-логопатов.
1. Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна
система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Формы такого сотрудничества учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм:
– родительские собрания (общие и групповые) - родители находятся в роли пассивных слушателей;
– беседы и консультирование направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией (ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходит от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым.);
– опросы, тестирование, анкетирование;
– уголки для родителей в группе и в кабинете логопеда, информационные буклеты (родители знакомятся с информацией чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу);
– домашние задания;
– семинары-практикумы, мастер-классы и т.д.;
– посещение родителями логопедических занятий;
– лэпбук;
– газета «Речевечек»;
– интерактивные кейсы.
2. Традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны:
1) работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
2) родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
На данный момент одними из самых эффективных методов работ логопеда с родителями детей-логопатов являются: лэпбук и интерактивные кейсы, а также мастер-классы и семинары-практикумы.
Лэпбук – отличный способ взаимодействия родителей и детей, закрепление знаний на определенную тему, осмысление содержания книги, исследовательская работа, в процессе которой дети вместе с родителями участвуют в поиске, анализе и сортировке информации.
Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, а родитель должен направлять ребенка в нужное «русло». Родители дают ребенку образец, как и в каких источниках можно найти полезную и нужную информацию, которая поможет ребенку ответить на интересующие его вопросы.
Работа с лэпбуком – это творческий процесс, который сближает родителей и педагогов. И в результате такого творчества появляются разнообразные игры, книжки.
Преимущества использования лепбука при работе с родителями можно выделить следующие:
– стали больше интересоваться жизнью ребенка в детском саду;
– активизация педагогического потенциала родителей;
– приобретение и использование знаний по вопросам психолого-педагогического развития детей;
– чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Кейс-технологии – это способ организации обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций. Кейс являет инструментом для деятельности ребенка в решении проблемной ситуации. Кейс-технологию я использую не только в работе с детьми, но и при взаимодействии с педагогами и родителями. Но ввиду большой загруженности современных родителей, а также для того чтобы идти в ногу со временем я использую интерактивные кейсы с материалами на своем сайте, чтоб родители могли в любое время зайти на сайт и закрепить нужный им материал. В этих кейсах есть различные загадки, игры на закрепления звуков, разнообразные материалы по закреплению лексической темы и многое другое. Такая работа позволит родителям контролировать ребенка на просторах интернета, и они могут в любое время заниматься с ребенком, так как все родители имеют современные смартфоны.
Мастер-классы и семинары-практикумы – это методы работы логопеда с родителями ребенка-логопата, которые предусматривают показ деталей и тонкостей логопедической работы родителям, для того, чтобы, занимаясь дома со своими детьми, они правильно ставили свои детям задачи, и выполняли с ними различные задания и упражнения, а также отработку данных навыков в стенах детского сада.
3. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.
Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителями (по В.А. Петровскому)
1-й этап "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.
Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:
- приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
- помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
- убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
- убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Информационное просвещение предполагает знакомство
- с возрастными особенностями становления детской речи;
- с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение включает в себя
- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.
- Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
- Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)
- Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
- Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
- Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
- Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
- Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время:"На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
- Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
- Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
- Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
- Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
- Выпуск журнала для родителей "Говорушечки" (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)
- Размещение информации на сайтах, предназначенных для родителей.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу (Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие);
- учет индивидуальности ребенка (педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса);
- укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Доверительно-партнерские отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить родительскую пятиминутку.
2. Подготовить 1 консультацию – практикум для родителей детей-логопатов.
3. Выбрать самую эффективную на ваш взгляд форму работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов, описать ее и дать информацию об эффективности данной формы.
Литература:
- Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду. – 2004. – №1. – С. 70–74.
- Богомолкина Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями / Л. В. Богомолкина, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №2. – С. 54–56.
- Вренева Е. 16 вопросов логопеду: [логопед и родители] // Здоровье детей. – 2008. – №1. – С. 35–41.
- Давидович Л. Р. Родители и логопед – партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №6. – С. 47–50.
- Заваденко Н Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. – 42 с.
- Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С. 45–46.
- Мамаева В. В. Организация совместного занятия родителей и детей в подготовительной группе: вместо традиционного открытого занятия // Дошкольная педагогика. – 2006. – №4. – С. 48–50.
- Михнева Е. Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2006. – №4. – С. 56–60.
- Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед. – 2007. – №6. – С. 74–78.
- Романович О. А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи // Логопед. – 2009. – №3. – С. 86–89.
- Разумовская Е. Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов». Нарушения речи – распрос...

Приказ от 06. 05.2013г. ст-ца Каневская О внесении в муниципальный банк передового педагогического опыта учителя - логопеда Мануиловой Т. А. "Нетрадиционные формы работы с родителями детей - логопатов".
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКАНЕВСКОЙ РАЙОН П р и к а з от 06.05.2013г. ...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».
Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...
Доклад на семинар" Работа логопеда с родителями" +презентация.
Доклад на семинар" Работа логопеда с родителями" +презентация....

Доклад "Эффективные методы и приемы работы по развитию речи детей на музыкальных занятиях"
Логоритмическая работа направлена на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, способствует музыкальному развитию детей....

"Нейро игры как эффективный метод работы логопеда"
quot;Нейро игры как эффективный метод работы логопеда"...

