Игры на развитие плавного целенаправленного ротового выдоха у детей
методическая разработка по логопедии

Олейник Людмила Михайловна

Игры направленные на развитие плавного целенаправленного ротового выдоха у детей. Их можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры направленные на развитие плавного целенаправленного ротового выдоха у детей. Их можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Имеется шесть игровых полей и различные отлетные подвижные детали к каждому полю. Детали нужно аккуратно вырезать по контуру и, следуя указаниям, прикрепить на соответствующие игровые поля. Большая часть деталей соединяется с полем при помощи длинных нитей. На один конец нити приклеивают отлетную деталь, а другой конец нити протягивают с помощью иголки и закрепляют с обратной стороны игрового поля.

Начиная работу, логопед выбирает игровое поле и просит ребенка сдуть предмет зафиксирован на нитке: «Подуй на лист кувшинки так, как дует ветерок, и ты увидишь, кто прячется в воде», «Подуй на пчелку и отгони ее от мишки, чтоб он полакомился медом». В дальнейшем задания усложняются: например, нужно подуть на предмет так, чтобы он переместился как можно дальше.

Овладеть выдохом, точным по силе и направлению, — наиболее сложная для ребенка задача. На ее решение направлены следующие задания: «Подуй на картинку так, чтобы она не вылетела за границы игрового поля.

Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего нижней губе, не надувая щеки и не поднимая плечи. Если упражнения проводятся с целью воспитания плавного длительного выдоха, достаточно дуть, слегка вытянув губы вперед. При этом язык спокойно лежит в ротовой полости. Малышам дается установка на вдох через нос, выдох через рот. Логопед обращает внимание ребенка на то, что выдох должен быть ротовым, а не носовым, и что воздушная струя должна быть холодной. Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно. За выполнением этого условия сначала следит логопед, а затем дети контролируют себя самостоятельно.

Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно увеличивают с одной-двух минут до пяти-семи. На первых занятиях дети выполняют дыхательные упражнения под руководством логопеда, затем, по мере овладения правильного ротового выдоха, — самостоятельно.

Игра 1. «Парусники»

Деталь на нитке: три парусники.

Инструкция логопеда: Подуй на парусник так, чтоб он поплыв быстрее.

Игра 2. «Цапля на болоте»

Деталь на нитке: лягушки.

Инструкция логопеда: На болото приплыла цапля. Помоги лягушатам спрятаться от нее. Подуй на лягушат.

Игра 3. «Щенок на плоту»

Деталь на нитке: щенок, утка.

Инструкция логопеда: Щенок долго плыл по реке, но внезапно плот остановился. Щенок не знает, как ему попасть на берег. Помоги щенку. Подуй на него так, чтоб он смог прыгнуть на берег реки. Подуй на уточку так, чтоб она быстро поплыла по реке.

Игра 4. «Спаси мишку от пчел»

Детали на нитке: пчелы.

Инструкция логопеда: Мишка сел полакомиться медом. Внезапно прилетели пчелы. Мишка испугался. Подуй на пчел и прогони их.

Игра 5. «Игривые дельфины»

Детали на нитке: дельфины.

Инструкция логопеда: По тихому морю плыл корабль. Внезапно появились дельфины. Подуй на них и помоги им прыгнуть выше.

Игра 6. «Тяжелое яблоко»

Детали на нитке: яблоки.

Инструкция логопеда: Ежик пришел в сад, чтоб полакомится яблоками. Внезапно подул ветер и яблоки попадали на ежика. Они  большими и очень тяжелые. Подуй на яблоки и помоги ежику освободится от лишних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы с детьми 3-7 лет по развитию внимания на тему: «Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи»

Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использов...

Консультация "Игры на развитие плавного длительного выдоха по временам года в младшей группе для детей с речевыми нарушениями".

В консультации представлены игры на развитие плавного длительного выдоха с использованием пособий как сделанных своими руками, так и готовых....

«Изготовление тренажера «кит» для развития плавного длительного речевого выдоха»

Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не развитие навыка  вдохнуть больший объём  воздуха. Для того, чтобы, процесс трениров...

Игры на развитие плавного целенаправленного ротового выдоха у детей

Игры направленные на развитие плавного целенаправленного ротового выдоха у детей. Их можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звукопроизношения на эт...