Конспект мастер-класса для педагогов на тему: «Использование камешков Марблс в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

          Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в игре ребенок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, приобретает различные навыки. Навык красивой, правильной, грамотной речи лучше формировать с использованием игровых приемов. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных игровых приемов, так и нетрадиционных приемов и средств в работе с дошкольниками. Одним из таких приемов служит специально организованная деятельность с использованием декоративных камешков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameshki_marbls.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для педагогов на тему:

«Использование камешков Марблс в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

Выполнила: учитель-логопед  Чикина А.А.

Теоретическая часть

I Введение в тему. Актуальность темы

         Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в игре ребенок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, приобретает различные навыки. Навык красивой, правильной, грамотной речи лучше формировать с использованием игровых приемов.

         Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных игровых приемов, так и нетрадиционных приемов и средств в работе с дошкольниками.

         Одним из таких приемов служит специально организованная деятельность с использованием шариков Марблс и декоративных камешков.  Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

II История Марблс

         Современные шарики Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. «Марблс» в переводе означает «мраморный». Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

        В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

III Техника безопасности

Внимание! Игры и упражнения с Марблс рекомендуется проводить с детьми под присмотром взрослого. Особенно это относится к младшим дошкольникам и детям с нарушениями  в интеллектуальной сфере, т.к. камешки – довольно мелкие предметы.

IV Коррекционные задачи при использовании камешков Марблс в играх и упражнениях:

1. Формируется правильный захват кисти, развиваются сложные координированные движения рук.

2. Развивается ориентировка на плоскости листа.

3. Автоматизируются поставленные звуки у детей.

4. Формируется звуковой анализ и синтез.

5. Формируется анализ слогового состава слова.

6. Проводится профилактика дисграфии у детей.

7. Обогащается словарный запас; отрабатываются грамматические категории.

8. Развивается память, внимание и логическое мышление.

9. Развивается фантазия и творческое мышление детей.

10. Развивается связная речь.

V Примеры игр и упражнений с камешками Марблс и другими декоративными камешками

  1. Развитие пространственных представлений

Игра «Выложи по контуру»

Использование камешков Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т.д.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»

Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится. Усложнение – повторить по памяти.

«Графический диктант»

Инструкция: положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний; оранжевый— в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.

«Продолжи дорожку (узор)»

Ритмические ряды.

2. Работа по профилактике дисграфии

Игра «Зеркало» 

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались- где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Знакомство с буквой» 

Выкладывание букв по контурам, по образцам или самостоятельно.

Игра «Строители» 

Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.

3. Расширение и уточнение словарного запаса

«Сухой бассейн» 

У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками Марблс, среди которых – мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

«Какой фрукт ты любишь?»

Обогащение словаря существительных. Работа по словообразованию. Закрепление относительных прилагательных. Образец игры возможен и для других лексических тем.

Ход: Вариант 1. Ребенок выкладывает камешками Марблс предметную картинку или ободок вокруг картинки. Называет сок из этого фрукта.

Вариант 2. Ребенок по образцу или самостоятельно выкладывает картинку фрукта.

«Подумай и собери»

Уточнение словаря существительных. Подбор прилагательных. Подходит для отработки различных лексических тем.

«Чего не хватает?»

Закрепление названий частей предметов, а также отработка употребления имен существительных в родительном падеже.

«Золушка»

Закрепление словаря прилагательных.

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

«Выбери цвет» (словарь прилагательных)

«Крестики-нолики» (словарь прилагательных – по цвету, по форме)

«Какое у тебя настроение?»

Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.

Ход: Вариант 1. Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему настроение.

Вариант 2. Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.

4. Грамматические задания

Игра «Назови ласково» 

Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.

Игра «Волшебный мешочек» 

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина» 

Этот ежик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку.

Игра «Посчитай-ка»

Согласование числительных с именем существительным.

Одна рыбка, две рыбки, три рыбки …

Один звезда, две звезды, три звезды …

Одно яблоко, два яблока, три яблока …

5. Развитие фонематического восприятия

Игра « Мягкий или твердый? » 

Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые звуки – синие камешки, мягкие – зелёные).

Игра «Услышь звук» 

Прослушай слова и выложи в каждой схеме место заданного звука в слове. Например: в слове шапка звук [ш] слышим в начале слова, в слове кошка звук [ш] слышим в середине слова … 

Игра «Волшебный мешочек» 

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и называет слово на соответствующий звук (красный камешек — гласный звук, синий цвет — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

6. Звуко-буквенный анализ слов

Фишки-камешки выкладывать под картинками или под буквами.

  •  С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
  •  Какие еще слова с этим звуком ты знаешь?
  •  На каком месте находится звук  (в начале, середине, конце?)
  • Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?

7. Анализ слогового состава слова.

Игра « Сосчитай, не ошибись» 

  •  Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
  • Сравнивает слова: где камешков  больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

8. Развитие связной речи

Игра «Составь предложение» 

  •  Составление предложения с заданным словом или по картине.
  •  Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
  •  Составление предложений с предлогами.
  •  Сосчитать, сколько слов в предложении.

«Четвертый лишний» 

Найди и объясни, почему.

«Сезонное дерево»

Закреплять у детей последовательность времен года. Ход игры: Ребенок в зависимости от времени года украшает дерево.

Сказочные сюжеты для работы с камешками (сайт ЛОГОПЕД ДОМА)

 «Придумай картину и расскажи»

9. Автоматизация звука в слогах, словах

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка» 

Проговори слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке. 

Игра «Помоги двум друзьям встретиться» 

Слоги/слова на дифференциацию звуков.

Например: Лада любит слова в которых есть звук [л], а Рома – в которых есть звук [р]. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ладе или Роме, и помоги друзьям встретиться.

Игра «Лабиринты» на автоматизацию звуков 

Передвигаем камешек  по картинкам, четко проговаривая слова.

Игра «Улитка» на автоматизацию звуков 

Ребенок закрывает камешками картинки, четко проговаривая слова.

VI Вывод по теме

Таким образом, мы увидели: игры с камешками Марблс можно использовать для развития различных компонентов речевой системы.

Практическая часть

Уважаемые педагоги! Возьмите, пожалуйста, один из предложенных наборов и подумайте, какое упражнение или игру по развитию речи можно предложить ребенку/детям. Выполните это задание, а затем расскажите нам о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дать представление об инновационном методе развития речи «синквейн», о значении этого метода в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления дошкольников....

Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Большой редкостью на сегодняшний день является развитие речи детей в соответствии с воз...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Слайд 1 ТемаИспользование технологии «СИНКВЕЙН»в ра...