Активная методика обучения «Открытый микрофон» в работе с детьми с ЗПР и ТНР.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Основными характерными особенностями детей с ЗПР и ТНР являются – сниженные познавательная и речевая активность. Это очень мешает процессу усвоения детьми необходимых знаний, умений и навыков. Нами была выбрана и опробована следующая форма работы именуемая как «Открытый микрофон». Она является примером интерактивного взаимодействия, в ходе которого все участники, поочередно высказывают своё мнение на поставленный вопрос. Использование данной методики позволило не только развивать у ребят интерес к процессу обучения, побуждать их к речевому общению, но и решать логопедические задачи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги. Хотим познакомить Вас с активной методикой обучения «Открытый микрофон», которую мы применяем в работе с детьми с ЗПР и ТНР. Основными характерными особенностями наших детей являются – сниженные познавательная и речевая активность. Что очень мешает процессу усвоения детьми необходимых знаний, умений и навыков. В ходе поисков методов и приёмов, позволяющих развивать у ребят интерес к процессу обучения, побуждать их к речевому общению, к взаимодействию со взрослым и другими детьми, нами была выбрана и опробована следующая форма работы именуемая как «Открытый микрофон». Она является примером интерактивного взаимодействия, в ходе которого все участники, поочередно высказывают своё мнение на поставленный вопрос.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Эта технология позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия.
Её использование:
- усиливает речевую мотивацию ребёнка
- повышает познавательную активность
- способствует социализации детей
- учит взаимодействию с детьми и взрослыми
- порождает начальный интерес принятия чужого мнения
- учит высказывать собственную позицию
- раскрывает художественно-творческий потенциал ребёнка
- решает логопедические задачи
А именно:
- практическое усвоение умения вести диалог
- закрепление вопросно-ответной формы общения
- закрепление умения соотносить содержание фразы- высказывания с предметом и темой высказывания
- овладение простыми синтаксическими моделями фраз
- практическое усвоение умения вести монолог
- закрепление умения описывать предметы, явления, события с опорой на специально составленные мнемотаблицы
- усвоение умения высказать своё мнение, овладение для этого простыми синтаксическими моделями фраз
- уход от «эффект кабинета» - проблема на этапе автоматизации поставленных звуков и введению их в свободную речь . Это когда ребёнок в кабинете логопеда следит за своей речью и произносит поставленные звуки в словах и фразах правильно, но вне поля зрения педагога контроль за речью и звуками прекращается.
Технология «Открытый микрофон» - ещё один способ нацелить ребёнка на контроль за своей речью, тем более если идёт аудо- и видеозапись. Никто из детей не хочет «ударить в грязь лицом», задавая вопросы или отвечая на них перед большим количеством людей. Для этого мы использовали приём просмотра детьми своих видеозаписей.
ОСОБЕННОСТЬ ПРИЁМА заключается в том, что создаётся игровая ситуация, с использованием атрибутов в виде микрофона, камеры, фотоаппарата.
Это позволяет лучше сконцентрироваться отвечающим, а остальным участникам – дожидаться своей очереди, не перебивая его, пока микрофон не попадет к ним в руки.
Это несёт своеобразную воспитательную нагрузку, т.к. некоторые дети, особенно старшего дошкольного возраста, порой активно высказывая свою точку зрения на поставленный вопрос, не дают возможности высказаться другим детям или невнимательно выслушивают их ответы, перебивают.
Также приём позволяет раскрепоститься застенчивым детям, т.к. любая точка зрения с интересом выслушивается и принимается без явного порицания.
Может проходить как в форме диалога, когда есть так называемые «корреспондент» (задающий вопросы на определённую тему) и «респондент» (отвечающий на поставленные вопросы). Или может проходить как монолог, когда ребёнок сам высказывается по определённой теме, выражает своё мнение, своё отношение, свои чувства. Форма проведения выбирается в зависимости от того, какие задачи педагог хочет решить.
ОСОБЕННОСТИ использования
Данный приём может использоваться на различных этапах занятия и по любой тематике. Нами он применялся:
- Для мотивации. Когда после оглашения темы и целей занятия педагог спрашивал, что дети ожидают; как думают: чему будет оно посвящено, какой вид деятельности их ожидает.
- Так же мы использовали для проверки уровня знаний по изучаемой теме. Здесь для педагога было важно помочь ребёнку увидеть актуальность изучаемых тем, научить его думать и анализировать, т.к. благодаря этому, он сможет открывать новое в окружающем мире и в себе.
- Ещё один этап занятия, на котором мы применяли данный приём - подведение итогов. Когда в конце проделанной работы, задаются вопросы: насколько понравился занятие или та деятельность, которую выполнял ребёнок, что было сложным для него, что показалось неинтересным или непонятным.
Может проходить как в форме диалога, когда есть так называемые «корреспондент» (задающий вопросы на определённую тему) и «респондент» (отвечающий на поставленные вопросы). Или может проходить как монолог, когда ребёнок сам высказывается по определённой теме, выражает своё мнение, своё отношение, свои чувства. Форма проведения выбирается в зависимости от того, какие задачи педагог хочет решить.
Рассмотрим подробнее работу с микрофоном, которая проводилась нами один - два дня в неделю под разными ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«Свободный микрофон» - это, когда дети поочередно высказывают своё мнение на поставленный вопрос или тему, делятся своими впечатлениями, пережитыми эмоциями.
Приём используется вначале встречи, где можно выявить готовность или уровень подготовки к получению новых знаний, Дети отвечают на вопрос: «Как думают, чему будет посвящён разговор, какой вид деятельности ожидает». Или в конце занятия, встречи, беседы, когда задаются вопросы, что понравилось, что было сложным, что оказалось интересным или непонятным. Это способ дать понять каждому воспитаннику, что он может взять от образовательной деятельности что-то полезное для себя, показать, что можно смело высказывать собственное мнение, говорить, как о личных успехах, так и неудачах.
«Поздравлялки» – это, когда дети поздравляют своего друга, своих педагогов, родителей, жителей города, страны или даже Земли с каким-то событием. Повод для поздравления может быть разным: день рождения, день города, День Победы, Новый год. Дети проговаривают пожелания, читают стихи, исполняют песни.
Если в своей работе использовать микрофон с возможностью записи на флэш карту, то все эти пожелания и поздравления записывается, так получаются «аудиопоздравлялки». Затем «аудиопоздравлялка» пересылается родителям, и у ребенка появляется возможность прослушать все поздравления и пережить этот замечательный день ещё раз в кругу семьи. Обсудить с родителями запись – чей голос, кто поёт и т. п.
В своей работе мы чаще использовали «видеопоздравлялки».
Так же мы записываем «аудио- и видеопослания» тем деткам, которые болеют, не посещают детский сад. Друзья рассказывают о новых игрушках, о том, как скучают и ждут возвращения своего товарища. Это служит мотиватором для облегчения адаптации после длительного отсутствия.
«Специальный репортаж» - это, когда дети, вступая в диалог друг с другом или со взрослым, задают вопросы на любую тему, делятся новостями, впечатлениями, ожиданиями. Мы заметили, что благодаря использованию данного вида деятельтности, застенчивые, замкнутые, неуверенные в себе дети, глядя на активность товарищей, начинают проявлять интерес, а затем и желание принять участие в интервью. Так же нами отмечено, что они сначала выступают в роли интервьюируемого, отвечают на один – два вопроса. А затем у них появляется желание самим взять в руки микрофон и подойти к другу, о чем-то спросить.
В образовательной деятельности по развитию связной речи возможно итоговое составление рассказа ребенком в роли специального корреспондента.
«Объяснялки». Это индивидуальная работа, которая направлена на возможность высказать свое мнение, дать описание предмета, явления, события. Педагог помогает подобрать «нужные» слова, предлагает примеры ответов по типу мнемотаблицы для описательного рассказа, но не ограничивает самостоятельные высказывания. В дальнейшем после интервьюирования монтируется видеосюжет, который используется в ходе образовательной деятельности. Дети с удовольствием смотрят и слушают себя и своих товарищей. Отгадывают загадки, узнают интересные факты.
После проведённой работы можно сделать следующие выводы:
использование представленного интерактивного метода обучения «Открытый микрофон» способствует повышению качества коррекционного обучения, эмоционального благополучия и речевой активности детей с ЗПР и ТНР.
Он позволил :
- повысить речевую мотивацию ребёнка и его познавательную активность
- вести работу по социализации детей
- учить взаимодействию со взрослыми и другими детьми
- учить высказывать собственную позицию и принимать чужое мнение
- решать логопедические задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Методическая разработка "Здоровьесберегающие методики В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста "
Здоровые дети- здоровая нация. Вырастить наших детей здоровыми главная задача для педагогов. Как сохранить их здоровье в образовательной деятельности с помощью методик В.Ф. Базарного расскажет этот ма...

Статья "Активные методы обучения. Картинки-образы в работе учителя-логопеда ДОУ при групповой и парной работе".
Подключение зрительного анализатора через картинку-образ позволяет детям освоить и ввести в активный словарь новые для них звуки, помогает избежать быстрого утомления на занятиях. Работая ...

Презентация "Наблюдение – одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познавательное развитие»"
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны неп...
Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ.
quot;Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".В. Сухомлинский....
Консультация для педагогов. Интерактивный метод обучения «Открытый микрофон» на уровне дошкольного образования
Представляю активную методику обучения, которая учит взаимодействию, порождает начальный интерес принятия чужого мнения, высказывания собственной позиции....

