Квест-сценарий "Путешествие в мир русского языка"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коломацкая Ирина Владимировна

Язык - это настоящее богатство для любой страны. Если вы хорошо владеете русским языком, вы можете быть интересным собеседником, не боясь быть непонятым. Это хорошо нам видно на примере русского языка. Красоту русского языка можно считать самой воспетой. Благодаря ему мы имеем великие шедевры, которые знает весь мир: картины великих художников, сказки русских писателей и поэтов, а также кинофильмы и мультфильмы по мотивам произведений русских писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательного квеста

«Путешествие в мир русского языка».

Предварительная работа

В условиях группы  проводятся занятия по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина. Родителям дана рекомендация о прочтении сказок и определении главных героев.

За неделю до квеста детям предлагаются задания, аналогичные в квесте.

Реквизит

  • Подготовить и развесить указатели названий станций;
  • Распечатать портрет А.С. Пушкина, разделить на  7 частей пазла, каждый элемент пазла разложить в конверты;
  • Пазл с изображением белочки;

Существительное

(Кто? Что?)

Прилагательное (Какой? Какая? Какое?)

Глагол

(Что умеет делать?)

Варианты ответа

(Из какой сказки герой?)

Комар

Шмель

Муха

Мышка

Добрый

Трусливый

Находчивый

Смелый

Летает

Плавает

Разговаривает

Плюется

Муха-Цокотуха

Сказка о царе Салтане

Айболит

Сказка о золотой рыбке

(Ответ: Царь Гвидон)

  • Схема-описание (по методу обоснования новых идей «Золотая рыбка» (ТРИЗ  технология);
  • Зеркало;
  • Карточка текста с «зеркальным» отображением букв (текст: «Вправо все вы повернёте, то что нужно вы найдёте»;

,етёнревоп ыв есв оварпВ

.етёдйан ыв онжун отч оТ

  • Карточки с изображением главных героев и предметов из сказок А.С. Пушкина для игры «Сказочная пара», со стороны «рубашек» изображение парного предмета (героя) во множественном числе:  (кот учёный- дуб (дубы); белочка-хрустальный дворец (хрустальные дворцы); старик-золотая рыбка (золотые рыбки); звездочёт-золотой петушок (золотые петушки); царица- волшебное зеркало (зеркала); царевна-яблоко (яблоки); царевна-лебедь – лебедь (лебеди);
  • Подготовить и разместить мини-музей «устаревший» вещей: сеть, душегрейка, печатный (тульский) пряник, латы (доспехи); карточки с картинками «устаревших слов» и отрывками стихов из сказок (гонец, аршин, престол, латы, невод, кликать, душегрейка, печатный пряник, очи, перст, явства, изразцовая печь);
  • Карточки для игры «Лишний герой» (1. Корыто, старик, золушка, золотая рыбка; 2. Белка, шмель, комар, царевна-лягушка; 3. Яблоко, 7 богатырей, 7 гномов, собака; 4. Золотой петушок, зеркало, шатёр, шамаханская царица);
  • «Волшебный сосуд» с рыбкой;
  • «Золотое блюдечко с голубой каёмочкой». Блюдечко изготовлено из плотного картона по принципу «кругов Луллия»: нижний круг разделён на сектора по количеству станций, на которых изображения (фото) станций и один сектор пустой (без изображения), верхний круг сплошной с одним вырезанным сектором и стрелкой. Круги скреплены в центре кнопкой для движения верхнего круга.
  • Сундук с угощениями.

Цель:

Развитие интереса к ценностям русского языка и литературе; формирование познавательного интереса и создание условий для сплочения коллектива.

Задачи:

  • Формировать связную речь, обогащать словарь детей;
  • Развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание;
  • Учить ориентироваться в пространстве детского сада;
  • Развивать навыки коллективной работы;
  • Побуждать использовать в речи эпитеты и сравнения;
  • Прививать интерес и любовь к русской литературе;
  • Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе;
  • Воспитывать гордость за страну и желание грамотно говорить на русском языке.

Действующие лица:

Взрослые: ведущий учитель-логопед, гость Старик, гость А.С. Пушкин.

Дети: воспитанники с ОНР групп комбинированной направленности.

Мотивация

Дети входят музыкальный зал, здороваются.

Ведущий: Здравствуй, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашем русском языке.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей, а спустя год или чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Язык - это настоящее богатство для любой страны. Если вы хорошо владеете русским языком, вы можете быть интересным собеседником, не боясь быть непонятым. Это хорошо нам видно на примере русского языка. Красоту русского языка можно считать самой воспетой. Благодаря ему мы имеем великие шедевры, которые знает весь мир: картины великих художников, сказки русских писателей и поэтов, а также кинофильмы и мультфильмы по мотивам произведений русских писателей.

Ребята, а вы знаете «Сказку о рыбаке и рыбке»? Кто главные герои этой сказки? (ответы детей)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Заходит Старик с письмом.

Старик: Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы говорили обо мне. Но я пришёл к вам не просто так. У меня приключилась беда, у моей бабки опять разбилось корыто, и я решил попросить помощи у Золотой рыбки. Пошёл я к синему морю кликать Золотую рыбку, но вместо рыбки в невод попала бутылка с письмом. А что мне с этим делать я не знаю. Подскажите мне.

Дети: Открыть бутылку и прочитать письмо.

Старик: Хорошо, сейчас я вам его прочитаю. «Здравствуй старик! Я сейчас нахожусь в отпуске и отдыхаю у «Солнца русской поэзии». Если тебе нужна будет моя помощь, можешь найти меня там. Золотая рыбка».

Да? (задумался). Но проблема в том, что я не знаю где это? А вы знаете, что означает выражение «солнце русской поэзии»? И куда мне идти?

Дети: Нет.

Старик: Ой, здесь ещё есть записка. Сейчас прочту: «А чтобы легко меня можно было найти, необходимо собрать сказочный пазл и отгадать героев сказки. Первый конверт с элементом пазла я тебе дарю, а остальные можешь получить выполняя мои волшебные задания. В помощь высылаю тебе «Золотое блюдечко с голубой каёмочкой», которое покажет путь-дорогу. Желаю удачи! До встречи! Золотая рыбка».

Ведущий: Ребята, мы с вами поможем Старику отыскать Золотую рыбку?

Дети: Да.

Ведущий: Тогда я хочу предложить Вам отправиться в путешествие в мир русского языка на поиски сказочного пазла и узнать, где или у кого находится Золотая рыбка. Для этого вам придется пройти маршрут сказочных испытаний и на последней станции собрать все элементы пазла. Это и будет ответ на наш вопрос.

Старик: А у меня есть помощник – «Золотое блюдечко с голубой каёмочкой», которое будет указывать нам путь. Только я не знаю, как ним пользоваться. Поможете мне?

Старик достаёт «Золотое блюдечко с голубой каёмочкой».

Дети: Да. Нужно поворачивать по стрелочке.

Старик: Конечно, и произнести слова: «Блюдечко нам подскажи, да дорогу укажи» (на блюдце открывается изображение (фото) станции, куда нужно идти).

Основная часть

Первая станция «Узнай героя сказки»  (пазл «Белочка»)

Дети на полянке находят корзинку с пазлами и собирают картинку «Белочки».

Ведущий: Ребята, а из какой сказки этот герой?

Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые.

Дети: Это «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Старик: Ой, ребята, посмотрите, в корзинке есть ещё что-то интересное (достает из корзинки схему). Какая-то схема непонятная. Наверное, это поможет нам найти «Солнце русской поэзии»?

Ведущий: Предлагаю посмотреть всем вместе. Это же следующий герой, которого вам загадала Золотая рыбки, и в помощь дала схему-подсказку. Ну что, приступим? (ведущий читает по схеме варианты). Так кто же этот герой?

Дети: Царь Гвидон, из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Ведущий: Молодцы ребята, с первым задание вы справились и получаете конверт.

На дне корзинки лежит конверт (элемент № 2 сказочного пазла),

который дети получают после выполнения задания.

Ведущий: Но нам с вами нужно двигаться дальше. Ну что, посмотрим в «Золотое блюдечко с голубой каёмочкой»? Произнесём слова? «Блюдечко нам подскажи, да дорогу укажи»

( на «Золотом блюдечке с голубой каёмочкой» фото следующей станции).

Старик: Вижу, вижу, что-то блестящее. Скорее идём и посмотрим что это?

Дети приходят на станцию «Зеркало»

Вторая станция «Зеркало».

На столе стоит зеркало и карточка, в которой текст с «зеркальным отображением» букв.

Ведущий: Вот и прибыли мы на станцию «Зеркало».

Старик (подходит к столу и берёт карточку): Ой, что-то не понятное написано. Да, я то и читать не умею. Ребята поможете мне?

Ведущий: Да…(задумывается). Непонятно… А зачем нам зеркало? Ребята, давайте приложим нашу карточку к зеркалу, может так нам получиться прочитать?

Дети берут карточку, подносят к зеркалу и определяют по отражению,

какая фраза изображена на ней.

На столе находится конверт (элемент «сказочного» пазла № 3).

Старик: Жаль, что я не умею читать, но теперь я знаю как правильно выглядят буквы.

Ведущий: Но нам пора отправлять на следующую станцию.

Старик и дети: Так, а вот и моё «Золотое блюдечко с голубой каёмочкой». Блюдечко нам подскажи, да дорогу укажи. Повернём вправо. Посмотрим, посмотрим (на блюдце изображение (фото) станции, куда нужно идти). Ребята, узнаёте это место? Тогда вперёд.

Дети отправляются на следующую станцию.

Ведущий: Вот мы и прибыли на станцию «Сказочная пара».

Третья станция «Сказочная пара».

Игра «Найди сказочную пару». На полу по кругу разложены карточки рубашкой вверх. Ребята становятся в круг и берут каждый по одной карточке.

Ведущий: Дети, посмотрите внимательно, что изображено на карточках (ответы детей). Это сказочные герои и предметы, которые нужно соединить друг с другом. Найдите каждый себе сказочную пару.

Старик: И мне тоже хочется угадать пару.

Ведущий: Хорошо, становитесь к свободной картинке и вместе будем искать.

Дети, ведущий и Старик становятся парами (согласно картинкам)

Ведущий: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Но обратите внимание на оборотную сторону карточек. Что там нарисовано?

Дети называют названия предметов изображенных на рубашках.

Ведущий: Отлично, может вы подсчитаете сколько предметов изображено?

Дети: Да.

Дети по очереди называют количество предметов

изображенных на карточках.

Ведущий: Как великолепно вы справились и с этим заданием, но пора нам отправляться дальше в путь.

Старик: А где конверт?

Ведущий: Что-то я не вижу. Давайте поищем (среди зелени на беседке замечают конверт (элемент № 4 «сказочного пазла»))

Старик и дети: Блюдечко нам подскажи, да дорогу укажи. Отправляемся!!!

Четвёртая станция «Устаревшие слова»

Ведущий: Ой, а мы с вами не в музей ли попали? (мини-выставка старинных вещей и предметов: латы, престол, невод, душегрейка, печатный пряник).

Старик: Ой, как интересно. Что это такое?

Ведущий: Это старинные вещи и предметы. И названия у них тоже старинные. (ведущая рассказывает детям об устаревших словах и их значении).

Старик: А это же мой невод, а что же в нём?

Дети находят конверт в неводе и водорослях,

забирают с собой конверт (элемент № 5).

Ведущий: Отлично. Отправляемся дальше.

Старик и дети: Блюдечко нам подскажи, да дорогу укажи.

Пятая станция «Путаница».

Игра «Лишний герой». На пеньках лежат карточки с изображением героев (предметов) из одной сказки и четвертого героя или предмета из другой сказки, которого дети должны определить как «лишнего» и назвать сказку.

Старик: О, ещё один конверт остался. А что же в нём?

Ведущий: Это конверт, который мы откроем на последней станции. А сейчас продолжаем наше путешествие. Давай те обратимся к «золотому блюдечку с голубой каёмочкой».

Старик и дети: Блюдечко нам подскажи, да дорогу укажи…

Шестая станция «Загадочная».

Ведущий: Ребята, мы с вами прибыли на станцию «Загадочную» и я думаю, что ответ мы найдем в наших конвертах (дети садятся за стол, открывают конверты и начинают складывать пазл).

Старик: Ой, ой, ой, картинка не получается. Что же делать?

Ведущий: Но это наша последняя станция, наверно здесь есть такой же конверт. Может мы поищем его?

Дети среди флажков находят еще один конверт и собираю пазл.

Ведущий: Ребята, а кто же изображен на нашем сказочном пазле.

Старик: Кто же это?

Дети: Это Александр Сергеевич Пушкин.

Ведущий:   По-русски говорим мы с детства,

Но волшебство знакомых слов

Мы обретаем, как наследство.

В сиянье пушкинских стихов.

Правильно. Это великий русский поэт А.С. Пушкин - «Солнце русской поэзии». Он писал свои сказки простым народным русским языком, которые звучали как музыка или песня.

Старик: Ой, теперь я знаю, что моя «Золотая рыбка» находится в гостях у А.С. Пушкина.

Рефлексия

Под музыку появляется Пушкин А.С.  листком бумаги,

пером и с волшебным сосудом с рыбкой.

Пушкин: У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом…

Ведущий: Здравствуйте, Александр Сергеевич! Мы не ожидали Вас увидеть, но очень рады нашей встречи!

Пушкин: Здравствуйте!

Все здороваются.

Старик: Александр Сергеевич, а я и не знал, что Вы «солнце русской поэзии»? А ребята помогли мне в этом. И теперь я вижу, что рыбка находится у Вас. Но не пора ли нам отпустить «Золотую рыбку» в синее море, пусть гуляет там себе на просторе.

Дети: Да.

Старик прощается со всеми, забирает волшебный сосуд с рыбкой и уходит.

Пушкин: Я наблюдал за вашим сказочным путешествием. Какая станция вам больше всего понравилась? С каким заданием было легко или тяжело справиться? (Ответы детей)

Вы все очень хорошо знаете мои сказки и прошли все испытания, поэтому вы заслужили награду. Под дубом спрятан сундук с сокровищами и теперь он ваш.

Ведущий: Ну что, ребята, поищем сундук?

Дети: Да.

Дети находят сундук, в котором находятся сладости.

Ведущий раздаёт сладости.

Пушкин: Надеюсь, путешествие по мои сказкам вам понравилось, и вы полюбите их ещё больше. До следующих встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...

Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка

Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

Материалы по развитию речи на русском языке как родном и на русском языке как неродном.

Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогают овладеть вс...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...