Влияние сосок и бутылочек на развитие речи малыша
консультация по логопедии

Ольга Николаевна Шикина

Развитие речи – это сложный и многогранный процесс, который начинается задолго до появления первых слов. Он тесно связан с формированием артикуляционного аппарата, дыхания, слухового восприятия и общей моторики. В контексте раннего развития ребенка, предметы,такие как соски-пустышки и бутылочки, при длительном использовании могут оказывать значительное, а порой и негативное, влияние на этот процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_sosok_i_butylochek_na_razvitie_rechi_malysha.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сосок и бутылочек на развитие речи малыша

Развитие речи – это сложный и многогранный процесс, который начинается задолго до появления первых слов. Он тесно связан с формированием артикуляционного аппарата, дыхания, слухового восприятия и общей моторики. В контексте раннего развития ребенка, предметы, которые кажутся безобидными и даже полезными для успокоения или кормления, такие как соски-пустышки и бутылочки, могут оказывать значительное, а порой и негативное, влияние на этот процесс.

Логопеды регулярно сталкиваются с последствиями длительного и неправильного использования этих приспособлений. Понимание механизмов их влияния позволяет своевременно консультировать родителей и предотвращать потенциальные нарушения речевого развития.

Соска-пустышка, предназначенная для удовлетворения сосательного рефлекса и успокоения, при длительном или чрезмерном использовании может стать источником серьезных проблем:

  • Деформация нёба и прикуса: Постоянное давление соски на твердое нёбо приводит к его высокому, готическому своду и сужению. Это, в свою очередь, ограничивает пространство для языка, заставляя его занимать низкую или переднюю позицию. Результатом часто становится открытый прикус (щель между верхними и нижними зубами) или перекрестный прикус.
  • Неправильное положение языка: Вместо того чтобы подниматься к нёбу, язык адаптируется к присутствию соски, занимая низкую или протрузированную (выдвинутую вперед) позицию. Это приводит к формированию "инфантильного" или "межзубного" глотания (когда язык прокладывается между зубами при глотании) и, как следствие, к межзубному произношению свистящих ([с], [з], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков. Также страдает произношение звуков [л], [н], [д], [т], требующих подъема кончика языка.
  • Слабость круговой мышцы рта: Пассивное удержание соски не тренирует мышцы губ, что приводит к их слабости, несмыканию, слюнотечению и затруднениям в произнесении губных звуков ([п], [б], [м]) и гласных ([о], [у]).
  • Ротовое дыхание: Высокое нёбо и низкое положение языка часто провоцируют ротовое дыхание. Дыхание через рот приводит к недостаточному насыщению мозга кислородом, что может влиять на когнитивные функции и общее развитие. Кроме того, ротовое дыхание не фильтрует и не согревает вдыхаемый воздух, делая ребенка более уязвимым к простудам и ЛОР-заболеваниям (например, отитам, аденоидитам).
  • Ограничение артикуляционной базы: Постоянное нахождение соски во рту препятствует активному гулению, лепету и экспериментам с собственным артикуляционным аппаратом. Ребенок меньше тренирует движения языка, губ, челюстей, необходимые для произнесения широкого спектра звуков.
  • Снижение речевого взаимодействия: Соска во рту не позволяет ребенку активно участвовать в диалоге, имитировать звуки и слова, что замедляет развитие экспрессивной речи и коммуникативных навыков.

Осознавая потенциальные риски, логопеды  рекомендуют родителям:

  • Ограничение по времени:

Пустышка: Использовать только для успокоения или сна, избегая постоянного нахождения во рту. Желательно полностью отказаться от пустышки к 1 году, максимум – к 2 годам. После этого возраста риски деформаций и речевых нарушений значительно возрастают.

Бутылочка: Постараться перевести ребенка на питье из чашки (или поильника с носиком/трубочкой) как можно раньше, желательно к 1 году. Полностью исключить бутылочку к 1,5-2 годам.

  • Выбор соски:

Пустышка: Предпочтение отдавать ортодонтическим пустышкам, которые имеют уплощенную форму и меньшее влияние на прикус, но помнить, что даже они не исключают рисков при длительном использовании.

Бутылочка: Выбирать соски с анатомической формой, имитирующей грудь, и соответствующим возрасту потоком жидкости, чтобы ребенок прилагал усилия для сосания.

  • Раннее введение прикорма: Своевременное и разнообразное введение прикорма (сначала пюре, затем кусочки) с 6 месяцев стимулирует активное жевание и развитие артикуляционных мышц.
  • Приучение к чашке: Начинать предлагать ребенку пить из обычной чашки (с помощью взрослого) как можно раньше. Питье через трубочку также отлично тренирует мышцы губ и щек.
  • Стимуляция гуления и лепета: Активно разговаривать с ребенком, читать ему, петь, побуждать к звукоподражанию и вокализациям, когда пустышки нет во рту.
  • Консультация специалистов: При первых признаках нарушений прикуса, задержки речевого развития, слюнотечения, ротового дыхания – своевременно обратиться к педиатру, ортодонту, логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи малышей

Консультация о положительном влиянии малых форм фольклора на развитие речи малышей...

Консультация. Влияние малых форм фольклора на развитие речи малышей.

Произведения устного народного творчества раскрывают перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать героям художественных произведений, ребенок начинает замечать настроение близких и ок...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

«Влияние твердой пищи на развитие речи малыша»

Жевание твёрдой пищи важно для чёткости речи ребёнка. Несколько причин:Укрепляет мышцы речевого аппарата,  Формирует правильный прикус и развивает челюстно‑лицевой аппарат...