«Влияние твердой пищи на развитие речи малыша»
консультация по логопедии
- Укрепляет мышцы речевого аппарата,
- Формирует правильный прикус и развивает челюстно‑лицевой аппарат
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Влияние твердой пищи на развитие речи малыша»
Казалось бы, в чем связь? Но на самом деле существует прямая зависимость развития речи от процессов жевания твёрдой пищи. К сожалению, следствием прогресса часто бывает регресс. Появление блендера облегчает жизнь маме, но замедляет развитие и подготовку артикуляционного аппарата малыша к появлению первых слов. Следовательно, если кроха не научился жевать еду к 1 году, а к 3 годам у него не получается есть твёрдую пищу (не измельчённую блендером), это может привести к различным негативным последствиям:
-пища не насыщается слюной и не смешивается с ней, а значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются плохо;
-мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
-зубы не испытывают нужной нагрузки, могут выпадать раньше времени, а также может сформироваться неправильный прикус.
Жевание твёрдой пищи является своего рода «тренажёром», который готовит речевой аппарат к овладению речью. В процессе жевания мышцы нижней челюсти, языка и щёк многократно тренируются и таким образом готовятся к процессу говорения. Педиатры утверждают, что первые жевательные движения могут появиться у малыша приблизительно в 4-5 месяцев. В возрасте около 6 месяцев ребёнок готов к тому, чтобы учиться жевать. Если в это время родители начинают прикармливать ребенка жидкими, затем полужидкими, густыми блюдами (каши, супы, пюре) – это правильно. Дело в том, что если родители этот рефлекс не будут стремиться подкреплять, то он может угаснуть. Примерно в 7-12 месяцев у детей формируются навыки кусания и жевания, совершенствуются движения языка, а также развивается умение перемещать языком пищу к зубам. Начиная с 8-месячного возраста, уже можно давать ребёнку специальное детское печенье, сухарик пшеничного хлеба или сушку, каши. А вот если в возрасте старше года ребенок получает все ту же протертую пищу – это уже остановка в развитии мышц лица, языка, щек, шеи и других, принимающих активное участие в артикуляции и выражении мимических гримас. В процессе откусывания пищи и её пережевывания участвует множество мышц, верхняя и нижняя челюсти, мимическая мускулатура, язык, мягкое небо, слюнные железы, слизистая оболочка полости рта. Эти же органы участвуют в произнесении слов, фраз. Множественная смена поз, контроль за слюноотделением, делают речь активной, чистой по произношению. Чем плотнее пища, тем большие усилия прикладываются для её откусывания и пережевывания. Чем более хрупкая и «тающая во рту» пища, тем меньше мышц участвует в её обработке.
Давайте разберёмся, как научить ребёнка жевать, чтобы в дальнейшем не возникли проблемы с речью.
1. Можно пользоваться ниблером. Это специальное приспособление для прикорма детей, в котором есть сеточка (немного напоминает соску). В сеточку кладут кусочки фруктов или овощей, и ребёнок их «жуёт». В процессе «жевания» малыш откусывает мелкие кусочки. Благодаря ниблеру, ребёнок не может подавиться. При этом тренируется жевательный навык. Когда вы убедитесь, что у ребёнка хорошо получается жевать, можно будет предложить ему целый фрукт или овощ.
2. Предлагайте малышу чашку. Попробуйте как можно раньше приучать ребёнка пить не с бутылочки, не с поильника, а с чашки, тогда ему придётся освоить новые необходимые движения губами и языком. Все эти движения будут способствовать развитию артикуляционного аппарата.
3. Переходите к менее измельчённой пище. По мере взросления ребёнка вносите разнообразие в его рацион. Постепенно переходите от еды, перемолотой блендером в кашицу, к еде, размятой с помощью вилки. Измельчая еду, постепенно оставляйте в тарелке более крупные кусочки.
4. Демонстрирование собственного примера. Пусть ребёнок видит, какую пищу ест вся семья, и в скором времени он тоже захочет сесть за стол вместе со всеми. Так вы сможете научить ребёнка жевать, что позволит избежать проблем с глотанием, а также будет способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата. Если вы заметили, что ребёнок долго не может научиться жевать, или у него проблемы с глотанием, то нужно проконсультироваться у невролога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».
Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...
Влияние малых форм фольклора на развитие речи малышей
Консультация о положительном влиянии малых форм фольклора на развитие речи малышей...

Консультация для родителей "Роль процесса пережевывания пищи в развитии речи ребенка". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед
Консультация для родителей "Роль процесса пережевывания пищи в развитии речи ребенка". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...
Консультация. Влияние малых форм фольклора на развитие речи малышей.
Произведения устного народного творчества раскрывают перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать героям художественных произведений, ребенок начинает замечать настроение близких и ок...

Влияние сосок и бутылочек на развитие речи малыша
Развитие речи – это сложный и многогранный процесс, который начинается задолго до появления первых слов. Он тесно связан с формированием артикуляционного аппарата, дыхания, слухового восприятия ...
