Автоматизация звука Р
консультация по логопедии

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех слогах, словах, предложениях и связной речи. Потому этап так и называется — «автоматизация звука р», на котором ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками и разных позициях (начало- конец-середина слова, ударный – безударный слог).

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Автоматизация звука Р (часть I)»

Подготовила: учитель-логопед

Савватеева Ю.А.

Уважаемые родители, научить ребенка правильно произносить звук р – это половина дела. Дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех слогах, словах, предложениях и связной речи. Потому этап так и называется — «автоматизация звука р», на котором ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками и разных позициях (начало- конец-середина слова, ударный – безударный слог).

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука.

- Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

-Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

Артикуляционные упражнения для звука Р:

Накажем язычок

Заборчик

Вкусное варенье

Лошадка

Грибок

Гармошка

Дятел (барабанщик)

Индюк

Маляр ( с силой движение назад)

Кучер ( тпру)

Заведи моторчик

-Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

- Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

- Для автоматизации звука старайтесь, использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, и не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой

последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

То есть по принципу — от простого, к сложному.

Нужно знать и помнить, что на каждом этапе в работу нужно обязательно включать:

1. упражнения на развитие фонематического восприятия, слуха — умение слышать звук в речи, определять его место в слове и давать характеристику.

2. упражнения на закрепление правильного произношения звука (на материале соответствующего этапа: слоги или слова, или предложение…)

3. лексический материал, подбираемый родителем для автоматизации звуков, должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.

Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала. Ребенку нужно обьяснять значение незнакомых слов. (этап автоматизации в словах и все следующие этапы).

Итак, сначала необходимо добиться легкого произношения изучаемого звука изолированно: -рррр рррр. ( на первых этапах возможно произношение звука с призвуком Д или Т * дррррр, трррррррр)

Важно! Ребенок должен четко знать артикуляцию и характеристику изучаемого звука. Используется игровой прием «Как рычит собака?» - звукоподражание. Отрабатываемый звук произносить четко и длительно (закрепляем артикуляционный уклад и привлекаем слуховое внимание).

РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

  1. этап - автоматизация изолированного звука

Вспоминаем положение органов артикуляции при произнесении звука Р. Образ буквы. Выложить шнурком, разными буквами, карандашами, гречкой, слепить. Сделать руками.

«Рычи»: громко, тихо.

Фонематическое восприятие. «Поймай звук» Я произношу разные звуки, как только услышишь [р] — произнеси его четко и длительно нет — топни.

  • Игра с кубиком - бросаем кубик по очереди произносим столько раз РРР, сколько точек выпало.
  • «Звуковые дорожки» - проводим пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.
  • «Рычи» голосом мамы, папы, дедушки.
  • Произнеси [р] столько раз, сколько услышишь хлопков; сколько раз подниму руку, дотронусь до тебя….
  • Я буду писать тебе буквы на спине, как только напишу Р — произнеси этот звук четко. Нет — сожми кулачок.
  • Я тебе напишу разные буквы, а ты подчеркни (обведи), все буквы Р и чётко их произнеси. Р о к р с в р б ю ь э р р н р.

2 этап — автоматизация в слогах

Автоматизируем твердый звук р, значит, с гласными а о у ы э.

Фонематический слух. Взрослый произносит слоги различные — если есть р — ребенок четко произносит звук, + записывает букву. Нет — топает.

  • Паровоз — ор ра дру... – определить место звука в слоге: начало - середина - конец

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т. д.)

  • Игра «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слог и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.
  • дра-дры-дро-дру
    дры-дро-дру-дра
    дро-дру-дра-дры
    дру-дра-дры-дро
  • По одному слогу. По два слога одинаковых или разных. По 3-4 слога одинаковых или разных (ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро). Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

Добавить движение ладонями РА — взрослый ударяет ребенка по ладоням Ребенок отвечает - РА. ОР — ОР!… Можно накрест РА — ро — ра

А теперь Вы побудьте «эхом», пусть ребенок сам придумает и назовет слоги для Вас.

  • «Бусы» - ребенок нанизывает на ниточку бусины и проговаривает заданный слог РА; ра — ро.
  • «Пирамидка» - нанизывает колечки и проговаривает слог.
  • «Соедини ладошки» - на одну кладём р, на другую - у. Или наоборот. Соединяем ладошки и чётко произносим: РРРу, уРРР.
  • «Весёлая песенка» рэ — рэ ---- рэ-рэ-рэ – (мотив этой песни придумайте сами).
  • Чтение слогов. Четко произносим [р] тра-тры-тро-тру
    тры-тро-тру-тра
    тро-тру-тра-тры
    тру-тра-тры-тро
  • «Какой слог лишний?» ра — со — са; ор — ур – ам – ыр.
  • «Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.

Кра-кро. (довольно)

Кра-кро-кру. (недовольно)

Кра-кро-кру-кры. (уверенно)

Гру-гры. (робко)

Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)

Гра-гро-гру-гры. (спокойно)

  • «Доскажи словечко». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово, правильно произнося слог.

Дует сильный ве...(тер).
Вика вяжет сви...(тер).
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).
Землю пашет трак...(тор).
Папа включил телеви...(зор).
На перекрестке свето...(фор).
В чай кладут са...(хар).

3 этап - автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце)

  • Как только ребенок научится произносить звук Р красиво и правильно в слогах, можно переходить к автоматизации звука в словах.
  • Р! заборрр РРРома тррррава? В словах слоги отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, под ударением.

Источник:

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....