Развитие связной речи.
консультация по логопедии
Использование вопросов интерпретации, позволяющие вашему собеседнику логически или нестандартно мыслить, делать развернутые высказывания и озвучивать свои выводы, а где-то даже фантазировать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развивать речь с помощью вопросов. |
Консультация для педагогов и родителей. |
Использование вопросов интерпретации, позволяющие вашему собеседнику логически или нестандартно мыслить, делать развернутые высказывания и озвучивать свои выводы, а где-то даже фантазировать. |
Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад № 163» г. Краснодара Жукова Юлия Александровна |
|
Как развивать речь с помощью вопросов.
Наша образовательная система, в основном, направлена на подачу уже «готовых» знаний. А знания эти, в свою очередь, направлены прежде всего на запоминание. Мы их просто принимаем как должное, запоминаем, тренируя свою память. Затем те знания, которые мы никак не применяем – успешно забываем, ведь нашей памяти есть предел. С детства нас приучили верить этим знаниям.
Все педагоги хотят, чтобы их воспитанники развивали свои мыслительные умения, свою речь. Мы применяем различные методики, выдумываем различные пособия и игры для развития речи у детей, но, к сожалению, не всегда помним о том, что в любом речевом общении важен мотив, побуждающий человека к речевой активности.
Изначально любое речевое общение двух субъектов начинается с вопроса. Мы постоянно используем различные вопросы в нашей повседневной жизни. С помощью вопросов мы строим своё общение не только друг с другом, но и с нашими воспитанниками.
Так можем ли мы с помощью вопросов развивать связную речь в процессе игры? Мы можем научить наших воспитанников искать ответ в самом вопросе, то есть дать определённую модель (образец) для ответа, тем самым получать полные, а не однозначные ответы.
- Что грызёт собака? – Собака грызёт кость.
- Куда пошли дети? – Дети пошли в магазин.
- Что тебе подарили на день рождения? – На день рождения мне подарили робота.
- Куда вы ходили с мамой вчера? – Вчера мы с мамой ходили в театр.
Вопросы такого рода предполагают однозначные ответы. Если ребёнка не научили давать полный ответ на такие вопросы, то он даст на них однозначный ответ. На практике детям часто предлагаются вопросы, направленные только лишь на проверку знаний. Эти вопросы предполагают однозначный ответ. Такие вопросы не учат наших детей думать, анализировать, делать выводы.
В речевом взаимодействии с детьми, в сопровождении игр, либо на занятиях нередко создаётся похожая ситуация, когда педагоги не до конца продумывают свои вопросы к ребёнку, а ребёнок, в свою очередь, не может понять – что же от него хотят.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: каков вопрос – таков и ответ. Но если по-иному взглянуть на вопросы, которые мы можем задавать, интерпретируя ситуацию по-своему. Такие вопросы интерпретации можно использовать по-разному. Ведь с помощью таких вопросов мы можем заинтересовать ребёнка, обозначить для него мотив к развёрнутому речевому высказыванию. К примеру, если взять за основу сказку «Красная шапочка и серый волк» и попробовать ответить на вопросы интерпретации, высказав свою точку зрения на происходящее:
- Почему, зная о том, что в лесу живет волк, мать надевает на дочку красную шапочку?
- Почему, зная об опасности встречи с волком, девочка не только останавливается поговорить с волком, но рассказывает ему о своих планах на дорогу к бабушке?
- Почему волк не ест Красную шапочку при первой встрече в лесу и даже тогда, когда она приходит в дом к бабушке, а бабушку съедает сразу, без разговоров?
- Зачем голодный волк заводит разговор о глазах, ушах и зубах?
- Зачем волку нужно переодеваться в одежду бабушки, чтобы съесть девочку?
- Как могла девочка не увидеть волка в одежде бабушки?
- Почему волк медлит с поеданием Красной шапочки, ведь это в последствии стоит ему жизни?
Получив такой вопрос, собеседник начинает мыслить и выстраивать логический ответ, предполагающий не однозначное, а развернутое высказывание.
Маленькие дети, еще воспринимающие мир, как огромное, непознанное, не растерявшие любопытство и любознательность, чаще всего задают вопрос, который со временем все реже и реже можно услышать. Это вопрос ПОЧЕМУ?
Вспомните классический детский вопрос: «Почему ветер дует?» и столь же классический ответ: «Потому, что деревья качаются». Но есть еще один замечательный вопрос: «Зачем?». Вот он как раз и заставит мыслить.
А можем ли мы научить наших воспитанников мыслить, отвечая на вопрос? Можем ли мы простроить свой вопрос таким образом, чтобы ребёнок НЕ СМОГ ответить на него однозначно, а стал бы использовать в ответе развёрнутые предложения?
Мы с вами работаем с детьми, читаем им много сказок и знаем сколько тайн хранят былины, баллады, сказки, которые мы много раз слышали, но не задумывались, почему происходят те или иные события, зачем персонажи совершают те или иные поступки, чем объясняется их более чем странное поведение? Все вы, конечно, помните сказку о Курочке Рябе, но задумывались ли вы над тем:
- почему Дед и Баба заплакали, когда мышка разбила яйцо, которое они только что безуспешно пытались разбить сами?
- почему Курочка, успокаивая их, обещает снести вместо золотого - простое яйцо? Разве простое яйцо лучше золотого?
- Зачем вообще Дед и Баба пытались разбить золотое яйцо?
Это вопросы на интерпретацию. Причём каждый из вас может интерпретировать происходящее по-своему, нужно только найти подходящие аргументы.
Попробуйте самостоятельно выбрать любую детскую сказку и придумать вопросы интерпретации, позволяющие вашему собеседнику логически или нестандартно мыслить, делать развернутые высказывания и озвучивать свои выводы, а где-то даже фантазировать. Помните: каков вопрос – таков и ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

