Развитие устной речи у дошкольников через игровую технологию друдлы: «В друдлы играем — связную речь развиваем»
консультация по логопедии
Принципы использования друдлов :
- Поэтапное усложнение от простого к сложному ;
- Насыщение игрового задания новизной объектов ;
- Постепенное увеличение количества друдлов.
Играя с дошкольниками в друдлы , следуем основным направлениям работы по развитию речи детей :
1. Развитие словаря : освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания .
2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения .
3. Формирование грамматического строя : морфология ( изменение слов по родам , числам и падежам ), синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений ), словообразование )
4. Развите связной речи : диалогическая речь ( разговорная ) и монологическая речь ( рассказывание ) .
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова , нахождение места звука в слове .
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 10.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»
Развитие устной речи у дошкольников через игровую технологию друдлы: «В друдлы играем — связную речь развиваем»
Выполнил:С.А. Пантелеенко
учитель -логопед
1 квалификационной категории
Современный мир предъявляет к человеку много требований. Чтобы быть успешным , важно уметь ориентироваться во множестве информации , уметь гибко решать конфликты , предлагать наиболее креативные решения . Для этого нужна грамотная и красивая , аргументированная и связная речь . Это залог успеха в любом деле.
Но существует проблема : образная , богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое . Между тем , овладение связной речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность - наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний . Эффективным средством развития связной речи может стать игра в друдлы , главная цель , которой : развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.
В друдлы играем - речь развиваем . Друдлы - это графические загадки - головоломки . Суть техники друдлы заключается в том , что предлагается описать картинку, которая имеет множество значений . Это могут быть линии , геометрические фигуры , размытые кляксы .Надо угадать : " На что похоже ? ". Предполагается масса ответов .Выигрышным считается самый необычный , оригинальный ответ , который никому не мог прийти в голову.
Принципы использования друдлов :
- Поэтапное усложнение от простого к сложному ;
- Насыщение игрового задания новизной объектов ;
- Постепенное увеличение количества друдлов.
Играя с дошкольниками в друдлы , следуем основным направлениям работы по развитию речи детей :
1. Развитие словаря : освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания .
2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения .
3. Формирование грамматического строя : морфология ( изменение слов по родам , числам и падежам ), синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений ), словообразование )
4. Развите связной речи : диалогическая речь ( разговорная ) и монологическая речь ( рассказывание ) .
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова , нахождение места звука в слове .
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову .
Начинать работу с друдлами лучше с самого простого графического варианта , который будет легко угадываться детьми , например : круг .
Задаем вопросы : Что ты видишь ?
Следим , чтобы дети отвечали полным ответом : Я вижу круг .
На что похоже ?
Варианты отетов могут быть самые разные : снежный ком , тарелка , колесо , арбуз , солнце .
А что бы ты подрисовал ?
Например , ребенок отвечает : круг похож на солнце , только надо подрисовать лучи .
Предлагаем : нарисуй столько лучей , сколько тебе лет . Важно : дорисовать не только карандашом , но и словами ( вербально )
Дошкольник рисует , проговаривая первый луч , второй луч и тд . Просто 1, 2 , 3 - это не совсем правильно , так как нам важно , чтоб ребенок учился согласовывать числительное с существительным в числе , роде , падеже . Таким образом , мы формируем грамматический строй языка .Также здесь можно использовать словообразование ( луч -лучик ), у арбуза ( полоса - полоска ) , у кота ( ус - усик ) .
Дальше усложняем , например 2 одинаковых круга могут быть похожи на очки , ножницы , машину .Здесь можно поработать с нахождением места звука в слове ( последний звук в слове очки , первый звук в слове ножницы и тд ) .Друдлы связывают мозг и язык , воображение и речь .
Можно работать в паре , здесь невозможно без общения , поэтому развивается диалогическая речь .
Задание: на картинке мы видим полукруг .
1. придумать на что похож полукруг , при этом картинку можно переворачивать по желанию .
2. дорисовать словами и карандашом ( вербально и невербально )
3. дружочек должен вспомнить сказку , рассказ или стихотворение , где этот предмет встречается .
В моей практике встречались сложности такого плана .С одной стороны, у детей с богатым словарным запасом , с хорошими знаниями художественной литературы существует боязнь ошибиться. Ребенок дорисовал из полукруга сыр , вспомнил сказку «Два жадных медвежонка» и басню «Ворона и лисица» . Вроде бы радоваться , а он сидит и думает , какой ответ правильный . Здесь важно помочь , подсказать , потому что правильного ответа просто не существует . Задаем вопросы : Кусок сыра большой или маленький ? А дальше ребенок сам выстраивает доказательства : Да , кусок сыра большой , ворона не сможет такой удержать , значит сыр из сказки «Два жадных медвежонка». Таким образом, формируется освоение сложноподчиненных предлжений, умение аргументировать .
И наоборот, другой ребенок дорисовал из полукруга гриб .На вопрос: из какой сказки, отвечает «Красная шапочка». Я делаю удивленное лицо: помню, в сказке были пирожки, бабушка, волк ......
Но находчивый дошкольник отвечает: Красная шапочка шла по лесу , а там росли грибы.
Дальше можно продолжить тему про съедобные и несъедобные грибы. Главное, чтоб дети рассуждали и доказывали , то есть связно говорили .
Также можно использовать друдлы перед началом занятия , как один из способов вовлечь в процесс и удержать внимание .
Вариантов может быть много , но самый оригинальный : медведь лезет на дерево, просто за стволом его не видно. Тема занятия: медведь.Переходим к классической работе по развитию речи, только с более интересным вовлечением .
Таким образом , с помощью техники друдлы ребенок учится :
- Выражать свои мысли
- Друдлы заставляют мозг переработать массу информации , чтобы соотнести ее с тем , которую ребенок видит на картинке
-Друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Развитие воображения и речи дошкольников через игровые технологии»
Это открытое мероприятие проходило после занятия «Весна-красна идёт» весной 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.Представленные игры проводились с детьми разных возр...

Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)
В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...

Педагогический совет на тему: "Игровые технологии в ДОО для развития связной речи дошкольников".
Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста.МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ
Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)...

Развитие речи дошкольников через игровые технологии
Использование игровых технологий помогает организовывать работу по развитию речи интереснее и разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, что влияет на эффективность ...

Доклад Использование игровой технологии «Кластер» как способ развития связной речи.
Технология "Кластер" актуальна для детей с речевыми нарушениями, так как ее применение развивает связную речь и системное мышление детей, дает возможность дошкольнику проявить себя, высказат...

Консультация для воспитателей "Развитие устной речи у дошкольников с использованием технологии "Друдлы".
Представлена консультация для воспитателей детского сада по развитию речи дошкольников с использованием технологии "Друдлы"....
