Развитие устной речи у дошкольников через игровую технологию друдлы: «В друдлы играем — связную речь развиваем»
консультация по логопедии

Пантелеенко Светлана Анатольевна

Принципы использования друдлов :

-  Поэтапное усложнение от простого к сложному ;

-  Насыщение игрового задания новизной объектов ;

- Постепенное увеличение количества друдлов.

Играя с дошкольниками в друдлы , следуем основным направлениям работы по развитию речи детей :

1. Развитие словаря  :  освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания .

2. Воспитание звуковой культуры речи  : развитие восприятия звуков родной речи и произношения .

3. Формирование грамматического строя  : морфология  ( изменение слов по родам , числам и падежам ), синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений ), словообразование )

4. Развите  связной речи : диалогическая речь  ( разговорная ) и монологическая речь  ( рассказывание ) .

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи  : различение звука и слова , нахождение места звука в слове .

6.  Воспитание любви и интереса к художественному слову .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drudly_konsultatsiya_-_kopiya.docx10.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»

Развитие устной речи у дошкольников через игровую технологию друдлы: «В друдлы играем — связную речь развиваем»

Выполнил:С.А. Пантелеенко

учитель -логопед

                                                                                   1 квалификационной категории

Современный мир предъявляет к человеку много требований. Чтобы быть успешным , важно уметь ориентироваться во множестве информации , уметь гибко решать конфликты , предлагать наиболее креативные решения . Для этого нужна грамотная и красивая , аргументированная и связная речь . Это залог успеха в любом деле.

Но существует проблема : образная , богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста  - явление очень редкое . Между тем , овладение связной  речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Игровая  деятельность - наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний . Эффективным средством  развития связной речи может стать игра в друдлы  , главная цель , которой  : развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.

В друдлы играем - речь развиваем . Друдлы - это графические загадки - головоломки . Суть техники  друдлы заключается в том , что предлагается описать картинку, которая имеет множество значений . Это могут быть линии , геометрические фигуры , размытые кляксы .Надо угадать : " На что похоже ? ".  Предполагается масса ответов .Выигрышным  считается самый необычный , оригинальный ответ , который никому не мог прийти в голову.

Принципы использования друдлов :

-  Поэтапное усложнение от простого к сложному ;

-  Насыщение игрового задания новизной объектов ;

- Постепенное увеличение количества друдлов.

Играя с дошкольниками в друдлы , следуем основным направлениям работы по развитию речи детей :

1. Развитие словаря  :  освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания .

2. Воспитание звуковой культуры речи  : развитие восприятия звуков родной речи и произношения .

3. Формирование грамматического строя  : морфология  ( изменение слов по родам , числам и падежам ), синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений ), словообразование )

4. Развите  связной речи : диалогическая речь  ( разговорная ) и монологическая речь  ( рассказывание ) .

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи  : различение звука и слова , нахождение места звука в слове .

6.  Воспитание любви и интереса к художественному слову .

Начинать работу с друдлами лучше с самого простого графического варианта , который будет легко угадываться детьми , например : круг .

Задаем вопросы : Что ты видишь ?

Следим , чтобы дети отвечали полным ответом :  Я вижу круг .

На что похоже ?

Варианты отетов могут быть самые разные : снежный ком , тарелка , колесо , арбуз , солнце .

А что  бы ты подрисовал ?

Например , ребенок отвечает : круг похож на солнце , только надо подрисовать лучи .

Предлагаем : нарисуй столько лучей , сколько тебе лет . Важно : дорисовать не только карандашом  , но и словами  ( вербально )

Дошкольник рисует  , проговаривая  первый луч , второй луч и тд .  Просто 1, 2 , 3 - это не совсем правильно , так как нам важно , чтоб ребенок учился согласовывать числительное с существительным в числе , роде , падеже . Таким образом , мы формируем грамматический строй языка .Также здесь можно использовать словообразование ( луч -лучик  ), у арбуза ( полоса - полоска ) , у кота ( ус - усик ) .

Дальше усложняем , например 2 одинаковых  круга могут быть похожи на очки , ножницы , машину .Здесь можно поработать с нахождением места звука в слове ( последний звук в слове очки , первый звук в слове ножницы и тд ) .Друдлы связывают мозг и язык , воображение и  речь .

Можно работать в паре , здесь невозможно без общения , поэтому развивается диалогическая речь .

Задание: на картинке мы видим  полукруг   .

1. придумать на что похож полукруг , при этом картинку можно переворачивать по желанию .

2. дорисовать словами и карандашом ( вербально и невербально )

3. дружочек должен  вспомнить сказку , рассказ или стихотворение , где этот предмет встречается .

В моей практике встречались сложности такого плана .С одной стороны, у детей   с богатым словарным запасом , с хорошими знаниями художественной литературы  существует  боязнь ошибиться. Ребенок дорисовал из полукруга сыр  , вспомнил сказку «Два жадных медвежонка» и  басню «Ворона и лисица» . Вроде бы радоваться , а  он сидит и думает , какой ответ правильный . Здесь важно  помочь , подсказать , потому что правильного ответа просто не существует . Задаем вопросы : Кусок сыра большой или маленький ?  А дальше ребенок сам выстраивает доказательства : Да , кусок сыра большой , ворона не сможет такой удержать , значит сыр из сказки «Два жадных медвежонка». Таким образом, формируется освоение сложноподчиненных предлжений, умение аргументировать .

И наоборот, другой ребенок дорисовал из полукруга гриб .На вопрос: из какой сказки, отвечает «Красная шапочка». Я  делаю удивленное лицо: помню,  в сказке были пирожки, бабушка, волк ......

Но находчивый дошкольник отвечает: Красная шапочка шла по лесу , а там росли грибы.

Дальше можно продолжить тему про съедобные и несъедобные грибы. Главное, чтоб  дети  рассуждали и доказывали , то есть связно говорили .

Также можно использовать друдлы перед началом занятия , как один из способов вовлечь в процесс и удержать внимание .

Вариантов может быть много , но самый оригинальный : медведь лезет на дерево, просто за стволом его не видно. Тема занятия: медведь.Переходим к классической работе по развитию речи, только с более интересным вовлечением .

Таким образом , с помощью техники друдлы ребенок учится :

- Выражать свои мысли

- Друдлы заставляют мозг переработать массу информации , чтобы соотнести ее с тем , которую ребенок видит на картинке

-Друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Развитие воображения и речи дошкольников через игровые технологии»

Это открытое мероприятие проходило после занятия «Весна-красна идёт» весной 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.Представленные игры проводились с детьми разных возр...

Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)

   В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...

Педагогический совет на тему: "Игровые технологии в ДОО для развития связной речи дошкольников".

Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста.МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ

Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)...

Развитие речи дошкольников через игровые технологии

Использование игровых технологий помогает организовывать работу по развитию речи интереснее и разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, что влияет на эффективность  ...

Доклад Использование игровой технологии «Кластер» как способ развития связной речи.

Технология "Кластер" актуальна для детей с речевыми нарушениями, так как ее применение развивает связную речь и системное мышление детей, дает возможность дошкольнику проявить себя, высказат...

Консультация для воспитателей "Развитие устной речи у дошкольников с использованием технологии "Друдлы".

Представлена консультация для воспитателей детского сада по развитию речи дошкольников с использованием технологии "Друдлы"....