Консультация для воспитателей "Развитие устной речи у дошкольников с использованием технологии "Друдлы".
консультация (старшая группа)
Представлена консультация для воспитателей детского сада по развитию речи дошкольников с использованием технологии "Друдлы".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие устной речи у дошкольников с использованием технологии «Друдлы»:
«В друдлы играем — связную речь развиваем»
Современный мир предъявляет к человеку много требований. Чтобы быть успешным, важно уметь ориентироваться во множестве информации, уметь гибко решать конфликты, предлагать наиболее креативные решения. Для этого нужна грамотная и красивая, аргументированная и связная речь. Это залог успеха в любом деле.
Но существует проблема: образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Между тем, овладение связной речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность - наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний . Эффективным средством развития связной речи может стать игра в друдлы , главная цель , которой : развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.
В друдлы играем - речь развиваем. Друдлы - это графические загадки - головоломки. Суть техники друдлы заключается в том , что предлагается описать картинку, которая имеет множество значений . Это могут быть линии, геометрические фигуры , размытые кляксы .Надо угадать : " На что похоже?» Предполагается масса ответов .Выигрышным считается самый необычный , оригинальный ответ , который никому не мог прийти в голову.
Принципы использования друдлов:
---- Поэтапное усложнение от простого к сложному ;
--- Насыщение игрового задания новизной объектов ;
---- Постепенное увеличение количества друдлов.
Играя с дошкольниками в друдлы, следуем основным направлениям работы по развитию речи детей:
1. Развитие словаря: освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания .
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам , числам и падежам), синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений ), словообразование )
4. Развитие связной речи: диалогическая речь (разговорная ) и монологическая речь ( рассказывание ) .
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различие звука и слова , нахождение места звука в слове .
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову .
Начинать работу с друдлами лучше с самого простого графического варианта , который будет легко угадываться детьми , например : круг .
Задаем вопросы: Что ты видишь?
Следим, чтобы дети отвечали полным ответом: Я вижу круг.
На что похоже?
Варианты ответов могут быть самые разные: снежный ком, тарелка, колесо, арбуз, солнце.
А что бы ты подрисовал?
Например, ребенок отвечает: круг похож на солнце, только надо подрисовать лучи.
Предлагаем: нарисуй столько лучей, сколько тебе лет. Важно: дорисовать не только карандашом, но и словами (вербально)
Дошкольник рисует, проговаривая первый луч , второй луч и т. д . Просто 1, 2, 3 - это не совсем правильно, так как нам важно, чтоб ребенок учился согласовывать числительное с существительным в числе, роде, падеже. Таким образом, мы формируем грамматический строй языка. Также здесь можно использовать словообразование (луч -лучик), у арбуза (полоса - полоска ) , у кота (ус - усик ) .
Дальше усложняем, например 2 одинаковых круга могут быть похожи на очки , ножницы , машину .Здесь можно поработать с нахождением места звука в слове ( последний звук в слове очки , первый звук в слове ножницы и т.д.) Друдлы связывают мозг и язык , воображение и речь .
Можно работать в паре , здесь невозможно без общения , поэтому развивается диалогическая речь .
Задание : на картинке мы видим полукруг .
1. придумать на что похож полукруг, при этом картинку можно переворачивать по желанию.
2. дорисовать " словами и карандашом (вербально и невербально )
3. дружочек должен вспомнить сказку, рассказ или стихотворение , где этот предмет встречается .
В моей практике встречались сложности такого плана. С одной стороны , у детей с богатым словарным запасом , с хорошими знаниями художественной литературы существует боязнь ошибиться. Ребенок дорисовал из полукруга сыр , вспомнил сказку " Два жадных медвежонка " и басню " Ворона и лисица " . Вроде бы радоваться, а он сидит и думает , какой ответ правильный . Здесь важно помочь , подсказать , потому что правильного ответа просто не существует . Задаем вопросы : Кусок сыра большой или маленький ? А дальше ребенок сам выстраивает доказательства: Да , кусок сыра большой , ворона не сможет такой удержать , значит сыр из сказки " Два жадных медвежонка " .Таким образом , формируется освоение сложноподчиненных предложений , умение аргументировать .
И наоборот , другой ребенок дорисовал из полукруга гриб .На вопрос: из какой сказки, отвечает " Красная шапочка " . Я делаю удивленное лицо : помню , в сказке были пирожки , бабушка , волк ......
Но находчивый дошкольник отвечает : Красная шапочка шла по лесу , а там росли грибы.
Дальше можно продолжить тему про съедобные и несъедобные грибы .Главное , чтоб дети рассуждали и доказывали , то есть связно говорили .
Также можно использовать друдлы перед началом занятия, как один из способов вовлечь в процесс и удержать внимание .
Вариантов может быть много, но самый оригинальный : медведь лезет на дерево , просто за стволом его не видно .Тема занятия : медведь. Переходим к классической работе по развитию речи , только с более интересным вовлечением .
Таким образом, с помощью техники друдлы ребенок учится:
----- Выражать свои мысли
------ Друдлы заставляют мозг переработать массу информации, чтобы соотнести ее с тем, которую ребенок видит на картинке
------ Друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией"
Консультация для учителей-логопедов, содержащая этапы работы,примеры заданий, используемые в работе с алаликами....
Направления работы в организации образовательной деятельности по развитию устной речи младших дошкольников.
Рекомендации воспитателю по организации работы по развитию речи...
Направления работы в организации образовательной деятельности по развитию устной речи младших дошкольников.
Прием детейД/и «Здравствуй»!С добрым утром, мама, папа!Здравствуйте, в саду ребята,Солнце, небо и зверятаУтра доброго всем вам!Задачи:1. создание положительного эмоционального фона;2. развитие речи че...
Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.
Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм....

Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"
Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...

Развитие устной речи у дошкольников через игровую технологию друдлы: «В друдлы играем — связную речь развиваем»
Принципы использования друдлов :- Поэтапное усложнение от простого к сложному ;- Насыщение игрового задания новизной объектов ;- Постепенное увеличение количества друдлов.Играя с дошкольни...

