Консультация для воспитателей "Развитие устной речи у дошкольников с использованием технологии "Друдлы".
консультация (старшая группа)

Черкасова Галина Викторовна

Представлена консультация для воспитателей детского сада по развитию речи дошкольников с использованием технологии "Друдлы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие устной речи у дошкольников с использованием технологии «Друдлы»:

«В друдлы играем — связную речь развиваем»

Современный мир предъявляет к человеку много требований. Чтобы быть успешным, важно уметь ориентироваться во множестве информации, уметь гибко решать конфликты, предлагать наиболее креативные решения. Для этого нужна грамотная и красивая, аргументированная и связная речь. Это залог успеха в любом деле.

Но существует проблема: образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Между тем, овладение связной речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность - наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний . Эффективным средством развития связной речи может стать игра в друдлы , главная цель , которой : развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.

В друдлы играем - речь развиваем. Друдлы - это графические загадки - головоломки. Суть техники друдлы заключается в том , что предлагается описать картинку, которая имеет множество значений . Это могут быть линии, геометрические фигуры , размытые кляксы .Надо угадать : " На что похоже?» Предполагается масса ответов .Выигрышным считается самый необычный , оригинальный ответ , который никому не мог прийти в голову.

Принципы использования друдлов:

---- Поэтапное усложнение от простого к сложному ;

--- Насыщение игрового задания новизной объектов ;

---- Постепенное увеличение количества друдлов.

Играя с дошкольниками в друдлы, следуем основным направлениям работы по развитию речи детей:

1. Развитие словаря: освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания .

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам , числам и падежам), синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений ), словообразование )

4. Развитие связной речи: диалогическая речь (разговорная ) и монологическая речь ( рассказывание ) .

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различие звука и слова , нахождение места звука в слове .

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову .

Начинать работу с друдлами лучше с самого простого графического варианта , который будет легко угадываться детьми , например : круг .

Задаем вопросы: Что ты видишь?

Следим, чтобы дети отвечали полным ответом: Я вижу круг.

На что похоже?

Варианты ответов могут быть самые разные: снежный ком, тарелка, колесо, арбуз, солнце.

А что бы ты подрисовал?

Например, ребенок отвечает: круг похож на солнце, только надо подрисовать лучи.

Предлагаем: нарисуй столько лучей, сколько тебе лет. Важно: дорисовать не только карандашом, но и словами (вербально)

Дошкольник рисует, проговаривая первый луч , второй луч и т. д . Просто 1, 2, 3 - это не совсем правильно, так как нам важно, чтоб ребенок учился согласовывать числительное с существительным в числе, роде, падеже. Таким образом, мы формируем грамматический строй языка. Также здесь можно использовать словообразование (луч -лучик), у арбуза (полоса - полоска ) , у кота (ус - усик ) .

Дальше усложняем, например 2 одинаковых круга могут быть похожи на очки , ножницы , машину .Здесь можно поработать с нахождением места звука в слове ( последний звук в слове очки , первый звук в слове ножницы и т.д.) Друдлы связывают мозг и язык , воображение и речь .

Можно работать в паре , здесь невозможно без общения , поэтому развивается диалогическая речь .

Задание : на картинке мы видим полукруг .

1. придумать на что похож полукруг, при этом картинку можно переворачивать по желанию.

2. дорисовать " словами и карандашом (вербально и невербально )

3. дружочек должен вспомнить сказку, рассказ или стихотворение , где этот предмет встречается .

В моей практике встречались сложности такого плана. С одной стороны , у детей с богатым словарным запасом , с хорошими знаниями художественной литературы существует боязнь ошибиться. Ребенок дорисовал из полукруга сыр , вспомнил сказку " Два жадных медвежонка " и басню " Ворона и лисица " . Вроде бы радоваться, а он сидит и думает , какой ответ правильный . Здесь важно помочь , подсказать , потому что правильного ответа просто не существует . Задаем вопросы : Кусок сыра большой или маленький ? А дальше ребенок сам выстраивает доказательства: Да , кусок сыра большой , ворона не сможет такой удержать , значит сыр из сказки " Два жадных медвежонка " .Таким образом , формируется освоение сложноподчиненных предложений , умение аргументировать .

И наоборот , другой ребенок дорисовал из полукруга гриб .На вопрос: из какой сказки, отвечает " Красная шапочка " . Я делаю удивленное лицо : помню , в сказке были пирожки , бабушка , волк ......

Но находчивый дошкольник отвечает : Красная шапочка шла по лесу , а там росли грибы.

Дальше можно продолжить тему про съедобные и несъедобные грибы .Главное , чтоб дети рассуждали и доказывали , то есть связно говорили .

Также можно использовать друдлы перед началом занятия, как один из способов вовлечь в процесс и удержать внимание .

Вариантов может быть много, но самый оригинальный : медведь лезет на дерево , просто за стволом его не видно .Тема занятия : медведь. Переходим к классической работе по развитию речи , только с более интересным вовлечением .

Таким образом, с помощью техники друдлы ребенок учится:

----- Выражать свои мысли

------ Друдлы заставляют мозг переработать массу информации, чтобы соотнести ее с тем, которую ребенок видит на картинке

------ Друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией"

Консультация для учителей-логопедов, содержащая этапы работы,примеры заданий, используемые в работе с алаликами....

Направления работы в организации образовательной деятельности по развитию устной речи младших дошкольников.

Прием детейД/и «Здравствуй»!С добрым утром, мама, папа!Здравствуйте, в саду ребята,Солнце, небо и зверятаУтра доброго всем вам!Задачи:1. создание положительного эмоционального фона;2. развитие речи че...

Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.

Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм....

Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"

Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...

Развитие устной речи у дошкольников через игровую технологию друдлы: «В друдлы играем — связную речь развиваем»

Принципы использования друдлов :-  Поэтапное усложнение от простого к сложному ;-  Насыщение игрового задания новизной объектов ;- Постепенное увеличение количества друдлов.Играя с дошкольни...