Конспект родительского собрания на начало учебного года в старшей группе для детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Мартынова Елизавета Александровна

Конспект родительского собрания на начало учебного года в старшей группе для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_no1_nachalo_goda.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 1.

Тема: «Итоги обследования детей».

Время проведения:  22.09.2024 г.

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость.

Повестка дня:

- итоги обследования детей (по речевым картам);

- задачи, содержание обучения и воспитания детей с ОНР (1   год обучения);

- консультация учителя-логопеда: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе»

Содержание.

        1. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь.

        Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение ОНР и стёртая форма дизартрии.  ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

        А именно, работа с детьми проводиться по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения; 

- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; 

- развитие связной речи, подразумевающее   умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

В нашей группе выявлен третий уровень общего недоразвития речи.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

У детей 5-6 лет отмечается:

  • нарушение звукопроизношения,
  • недостаточная выразительность речи,
  • нечеткая дикция,
  • нарушение слоговой структуры:
  • элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
  • итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
  • антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат),
  • отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
  • сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат».
  • смешение звуков:
  • звонких согласных с глухими (”блакала” - плакала, “том” - дом):
  • свистящих согласных с шипящими (”чаши” - часы);
  • твёрдых согласных с мягкими (”потерала” - потеряла);
  • сонорные: звук Р на Л и обратно (”лжи” - ржи, “тли” - три);

                              звук М на Н и обратно (”небель” - мебель, “нешок” - мешок).

  • низкий уровень дифференцированного восприятия фонем:
  • затруднения при различении слов и асемантичных сочетаний, сходных по звуковой структуре (стакан — «скатан»). 
  • трудности в различении слов-квазиомонимов, отличающихся только одним звуком (дачка — тачка, крыша — крыса). 
  • затруднения в выполнении заданий на повторение ряда слогов как со сходными, так и с несходными акустически звуками (та-ма-на, са-ша-за). 
  • нечёткость дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков. Например, свистящих и шипящих (С-Ш, З-Ж, Щ-Ч, С-Ц). 
  • смешение заданных звуков с близкими по звучанию при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука). 

        

        Недостаточность лексического строя языка проявляется в специфических словообразовательных ошибках. К ним относятся случаи образования многих уменьшительно-ласкательных форм, притяжательных и относительных прилагательных (лисий хвост, кошачьи лапки, заячьи уши, стеклянный (сделан из стекла) и тд.) сложных слов, а так же некоторых форм приставочных глаголов (пошла, пришла, перешла, вышла и тд.). Наблюдаются ошибки в употреблении существительных множественного числа родительного и винительного падежей (род. п., мн. число: с окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – девочков, куклов, книгов, пуговицев), нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными (два стульев, две мороженых, два ключей). Связная речь характеризуется затруднениями в передаче логической последовательности, «застреванием» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий.

Стертая форма дизартрии. Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата. При стертой дизартрии у детей выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате, выражено нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. При произношении искажаются, смешиваются артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, а также акустически противопоставленные звуки. Возникают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, особенно при стечении согласных. В просодической характеристике речи можно отметить понижение интонационно-выразительной окраски речи. Дети, имеющие стертую форму дизартрии, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

2. Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня).

        Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.         Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей заносятся в речевые карты детей.

С середины сентября специалисты, работающие в группе, на психолого- педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие програграммы. С середины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми.

Сейчас немного расскажу о занятиях. В среду учитель-логопед проводит только индивидуальную работу с детьми во второй половине для и консультирование родителей, педагогов.

Основной формой обучения детей с общим недоразвитием речи третьего уровня являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех сторон речи дошкольников.

Длительность занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин:

- Групповое занятие – 25 минут

- Индивидуальные занятие – 15 минут

- Занятие подгрупповое - 25 минут

- Занятие подгрупповое (малыми группами по сходным дефектам) – 20 мин.

Перерыв между занятиями до 10 минут.

Основные формы обучения:

1. Групповое (подгрупповое) занятие

2. Индивидуальное занятие

3. Занятия с небольшими группами (малыми группами по сходным дефектам).

Групповые логопедические занятия (25 мин) проводятся в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Воспитательские занятия проводятся после логопедических занятий.

На индивидуальные занятия логопед вправе брать детей с других занятий и прогулки. На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, постановка звуков разными способами, автоматизация звуков в речи, дифференциация звуков в речи, коррекция слоговой структуры слова, развитие фонематического восприятия,  обогащение словарного запаса, закрепление знаний, полученных на групповых логопедических занятиях.

Индивидуальная или групповая логопедическая работа планируется с 08.00 до 12.00. Во второй половине дня выделяется 25 минут; на коррекционную работу воспитателя с подгруппой или отдельными детьми по заданию логопеда.

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.

Проводятся следующие виды занятий:

- по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;

- по формированию произношения;

- по подготовке к обучению грамоте.

        Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

             Для закрепления материала дома вам будут даваться тетради. Здесь также вся тетрадь построена по тематическому принципу. Как работать с тетрадями остановимся дальше.

             На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать. Мы будем учиться.

             На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквенным анализом слов, анализом предложений.

             Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям.

             На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.

             Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки.

             Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.

             Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах. Словах, фразах и предложениях.

Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

            Все, что я вам рассказала касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома.

        Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите пожалуйста в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.

             Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

        Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

     В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на начало учебного года в старшей группе

Цель:- ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:1. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.2. Развивать интерес к ...

Протокол родительского собрания на начало учебного года в логопедической группе старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) .Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения.

Учитель-логопед Марина Петровна познакомила родителей с основными направлениями работы по коррекции речи в старшей подготовительной группе (от 6 до 7 лет); рассказала об особенностях речевого развития...

Родительское собрание на начало учебного года в старшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Начало учебного года – это начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы!...

Родительское собрание на начало учебного года в старшей логопедической группе

Познакомить родителей друг с другм, с воспитателями, с логопедом и  адаптивной образовательной программой для детей ОНР....