«Ламбдацизм: причины, виды, способы коррекции»
методическая разработка по логопедии

Новоселова Татьяна Александровна

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах диагностирования ламбдацизма, его причин, разновидностей, способов коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lambdatsizm.docx54.93 КБ
Файл lambdatsizm.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Выступление в рамках муниципального методического объединения учителей-логопедов, учителей дефектологов

Тема: «Ламбдацизм: причины, виды, способы коррекции»

Подготовила:

Учитель-логопед

Новоселова Т.А.

Рубцовск, 2025

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах диагностирования ламбдацизма, его причин, разновидностей, способов коррекции.

Ламбдацизм – дефект произношения, который выражается в неправильном произношении звуков [Л] и [Л’].  Проявляется искажением или отсутствием названных речевых звуков. Встречается в структуре дислалии, дизартрического синдрома, ринолалии. Дефектное звукопроизношение выявляется при речевом обследовании. C:\Users\User\Desktop\fa20fc128562f61c4fc9224b4f3e9886.jpg

Причины ламбдацизма

Ламбдацизм возникает из-за различных факторов, влияющих на формирование и правильное произношение звуков [Л] и [Л’]: 

  • Укороченная подъязычная уздечка: ограниченная подвижность языка из-за короткой уздечки может привести к искажению звуков [Л] и [Л’].
  • Микроглоссия или макроглосия: неблагоприятное соотношение размеров языка. Слишком маленький (микроглоссия) или, наоборот, большой (макроглоссия) также может быть причиной ламбдацизма.
  • Нарушение мышечного тонуса: слабость или напряжение язычных мышц может вызывать дефект произношения звуков.
  • Нёбные расщелины: аномалии в строении нёба могут оказывать влияние на правильное формирование звуков.
  • Нарушение слуха: проблемы со слухом могут затруднять адекватное восприятие и воспроизведение звуков [Л] и [Л’].
  • ЗПР и ЗРР: задержки в психическом развитии или речевых расстройствах могут сопровождаться ламбдацизмом.
  • Неблагоприятное социальное нарушение, а именно: ограничение социальных контактов: Недостаточное общение с окружающими и ограничение социальных контактов лишают ребенка возможности слышать правильные образцы речи. Это может привести к неправильному формированию артикуляции, включая звуки [Л] и [Л’].
  • Отсутствие образцов правильной речи: если взрослые или близкие контакты с ребенком сами имеют дефекты речи или грамматически неверно произносят звуки, это может стать образцом для формирования ламбдацизма.

Уклад органов артикуляции

При [Л] губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами — 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого [Л’] отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

Виды ламбдацизма, параламбдацизма

Ламбдацизм, в свою очередь, делится на несколько видов:

  • Двугубный: в таком варианте ребенок заменяет [Л] звуком [У]. Например, говорит «уошадь» вместо «лошадь». В произношении участвуют губы, кончик языка опущен, покоится внизу ротовой полости.
  • Носовой: в этом случае вместо [Л] произносится [НГ]. Например, вместо «лес» получается «нгес». Корень языка задевает мягкое нёбо, и воздух направляется в нос, что способствует замене звука.
  • Межзубный: во время произношения кончик языка уходит в пространство между зубами.
  • Губно-зубной Л: характеризуется искажением звуков [Л] и [Л’] из-за взаимодействия губ и зубов.
  • Боковой Л: происходит искажение звуков [Л] и [Л’] с участием боковых областей рта. Язык неправильно направляется, вызывая боковую артикуляцию.
  • Смягченный Л: звук [Л] произносится мягче, чем обычно, что также считается нарушением.
  • Звук не произносится вовсе. Например, вместо «ложка» выходит «ожка».

Параламбдацизм

Параламбдацизм – разновидность дефекта, которая выражается в замене звуков [Л]  и [Л’] какими-либо другими. Например:

[г]  – произносится «когено» вместо «колено»

[в]  – произносится «стов» вместо «стол»

[ё]  – произносится «ёкоть» взамен «локоть»

[л”]  – произносится «лёжка» вместо «ложка»

[ы]  - ыампа -лампа, паыка - палка, стоы - стол

[й]  - йампа -лампа, пайка -палка, стой -стол

[нг]  - нгампа, нгапа - лапа.

Коррекция ламбдацизма

  • Собирание анамнеза ребенка: логопед проводит беседу с пациентом или  родителями для выявления особенностей речевого развития, истории заболеваний, а также факторов, которые могли повлиять на формирование ламбдацизма.
  • Логопедический массаж: направлен на улучшение работы артикуляционных мышц, в том числе языка и губ. Массаж способствует укреплению мышц, необходимых для правильного произношения звука [Л].
  • Артикуляционная гимнастика: включает упражнения, направленные на развитие и коррекцию артикуляции, в том числе звука [Л]. Гимнастика способствует координации работы артикуляционных органов.
  • Постановка [Л]: логопед учит ребенка правильно произносить звук "Л". Этот этап включает в себя инструкции по артикуляции и многократное повторение правильного произношения.
  • Автоматизация звука: после успешной постановки [Л] проводится тренировка для автоматизации правильного произношения в различных контекстах и словах.
  • Дифференциация звука: логопед работает над дифференциацией звука [Л] от смежных звуков, учит ребенка различать и правильно использовать данный звук в речи.

Артикуляционная гимнастика

- Индюк. Широким языком шлепать по верхней губе - бл-бл.
- Маляр. Кончиком языка водить по нёбу.
- Посчитай зубки. Кончиком языка упираться в каждый верхний зуб.
- Иголочка (змейка). Высовывать наружу острый напряженный язык.
- Почисти язычок. С усилием просовывать язык между зубами вперед.
- Постучи по бугоркам. Кончиком языка стучать по альвеолам верхних резцов, произнося - ы-ы-ы-ы.
- Качели. Широкий язык раскачивать вниз, вверх.
- Лошадка (цоканье). Присосать широкий язык к нёбу и с силой уронить его на дно рта.

Приемы постановки звука (По Л.С. Волковой)

1) По подражанию. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при произношении [Л]. Затем ребёнок повторяет. 

         2) Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

3) Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий [Л], попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз — вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [Л]. https://pedlib.ru/books1/2/0049/12.jpg

 Звук [Л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. 

Как только звук [Л] будет поставлен, переходят к его закреплению в слогах, словах, чистоговорках, рассказах. Этап дифференциации необходим только в случаях параламбдацизма.

Список литературы

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
  2. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968
  3. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица» Подготовила: Новоселова Т.А., учитель-логопед « Ламбдацизм : причины, виды, способы коррекции» Рубцовск, 2025

Слайд 2

Ламбдацизм - дефект произношения, который выражается в неправильном произношении звуков [Л] и [Л’].

Слайд 3

Причины ламбдацизма - Укороченная подъязычная уздечка - Микроглоссия или макроглосия - Нарушение мышечного тонуса - Нёбные расщелины - Нарушение слуха - ЗПР и ЗРР - Неблагоприятное социальное нарушение, а именно: ограничение социальных контактов - Отсутствие образцов правильной речи

Слайд 4

Уклад органов артикуляции

Слайд 5

Уклад органов артикуляции

Слайд 6

Виды ламбдацизма Двугубный Л: характеризуется искажением звуков [Л] и [ Л ’ ] с участием двух губ. Носовой Л: характеризуется искажением звуков [Л] и [Л’] с участием носовых проходов. Воздух направляется через нос, что вызывает носовое произношение. Межзубный Л: происходит искажение звуков [Л] и [ Л ’ ] из-за межзубных промежутков. Зубы оказывают влияние на артикуляцию, приводя к неправильному произношению.

Слайд 7

Виды ламбдацизма Губно-зубной Л: характеризуется искажением звуков [Л] и [ Л ’ ] из-за взаимодействия губ и зубов. Боковой Л: происходит искажение звуков [Л] и [ Л ’ ] с участием боковых областей рта. Смягченный Л: звук [Л] произносится мягче, чем обычно, что также считается нарушением. Полностью отсутствует Л: невозможность произношения [Л] и [ Л ’ ], что требует серьезной коррекции.

Слайд 8

Параламбдацизм «г» – произносится « когено » вместо «колено» «в» – произносится « стов » вместо «стол» «ё» – произносится « ёкоть » взамен «локоть» «ль» – произносится «лёжка» вместо «ложка»

Слайд 9

Коррекция ламбдацизма Собирание анамнеза ребенка Логопедический массаж Артикуляционная гимнастика Постановка звука Автоматизация звука Дифференциация звука

Слайд 10

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Слайд 11

Приемы постановки звука 1) По подражанию. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при произношении [Л]. Затем ребёнок повторяет.

Слайд 12

Приемы постановки звука (по Л.С. Волковой) 2) Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа . Как только ребенок усвоит нужное произношение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

Слайд 13

Приемы постановки звука (по Л.С. Волковой)

Слайд 14

1. Логопедия : Учебник для студентов дефектол . фак. пед . вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998 2. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968 3 . Филичева Т.Е., Чевелева НА.., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989 Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессия- ее причины и способы коррекции. Обобщение накопленного материала и опыта работы.

В статье собраны и обобщены материалы разных авторов по вопросу агрессивности подрастающего поколения. Не секрет, что в последние годы агрессивность населения возрастает. Что это- естественная защитна...

Детские страхи. Их причины, виды и коррекция

Здесь мне хотелось в доступной форме рассказать родителям о природе страхов, их видах и дальнейшей коррекции....

Как помочь детям с нарушениями в поведении: причины и способы коррекции.

Дано разъяснение агрессивному и гиперактивному поведению, рекомендации по работе с детьми, представлены  тренинговые упражнения по профилактике отклоняющегося поведения...

Информационный буклет для родителей о детской агрессии, ее причинах и способах коррекции

В разработке содержится важная и полезная информация для родителей, которые замечают приступы агрессии у своего ребенка....

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок – причины и способы коррекции»

   Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, кот...

« Сигматизм, его причины, виды, способы коррекции»

laquo; Сигматизм, его причины, виды, способы коррекции»Из опыта работы....

«Детские истерики: причины и способы коррекции поведения»

Аннотация:детские истерики - это естественный, но сложный этап развития ребенка. Они могут возникнуть у малышей от 1,5 до 5 лет и частно ставят родителей и воспитателей в тупик. Однако понимание причи...