Агрессия- ее причины и способы коррекции. Обобщение накопленного материала и опыта работы.
статья по теме

В статье собраны и обобщены материалы разных авторов по вопросу агрессивности подрастающего поколения. Не секрет, что в последние годы агрессивность населения возрастает. Что это- естественная защитная реакция от реалий мира или аномалия? В каждом случае моей практики причины индивидуальны, а вот проявления очень похожи. И работать с детьми необходимо применяя индивидуальный подход, не возможно ко всем применять один и тот же подход. В конце статья приведены психологические игры, которые применяются для коррекции агрессивного поведения детей разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

АГРЕССИЯ – ЕЕ ПРИЧИНЫ  И СПОСОБЫ  КОРРЕКЦИИ

Агрессия- норма жизни?

Агрессия как защитная реакция в наши дни и в нашей реальности совершенно нормальное явление. Лишенному здоровой агрессии ребенку приходится трудно. Если в детском саду от нападок агрессивных детей его защитит воспитатель, то в школе он рискует стать «козлом отпущения». Абсолютное отсутствие агрессии- также плохо, как и ее избыток (пассивные, ведомые дети, подчиняющиеся мнению большинства). Агрессивные тенденции заложены в самой природе человека. Так называемую «ситуативную» агрессию может проявить любой, даже самый неагрессивный. Агрессия в момент опасности- средство самозащиты от внешней агрессии.

Хотите знать, насколько вы подвержены агрессии? Тогда проведите простой психологический тест. Попробуйте представить, как бы вы поступили в такой ситуации:

В час пик вы едите в автобусе на ответственную встречу в парадном костюме. Автобус переполнен. И в один далеко не прекрасный для вас момент мимо протискивается крупногабаритная дама с огромной хозяйственной авоськой. Авоська весьма ощутимо шлепает вас по колену, вы смотрите вниз, и, о ужас, видите, что на вашем безупречном светлом костюме расплылось отвратительное жирное пятно…

Ваша реакция:

  1. Взвиваетесь и начинаете, не стесняясь в выражениях, ругать противную тетку, изгадившую ваш костюм и порушившую всю вашу жизнь;
  2. Выхватываете авоську и одеваете на голову злокозненной даме, чтобы ей и впредь неповадно было;
  3. Звоните по мобильному телефону родственникам и умоляете их срочно привезти вам другой костюм;
  4. Отменяете встречу, решив, что в таком виде вам ничего не светит.

Если вы выбрали вариант 1 или 2, вы, несомненно, человек агрессивный. Вариант 3 показывает полное отсутствие в вас агрессии. А вариант 4 говорит о том, что агрессию вы направляете, прежде всего, против себя, часто действуя в тяжелых для вас ситуациях по принципу «чем хуже, тем лучше».

Само слово «агрессия» не всегда употребляется нами в истинном его значении. Агрессия- это не эмоция, не мотив и не установка. Агрессия- это модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве. В таком раннем, что трудно даже поверить.

Например, женщина на последнем месяце беременности, которая, ощутив идущие изнутри толчки малыша, говорит сердито: «Перестань пинаться!». Или другая, которая скажет: «Как ты здорово играешь малыш! Расти, играй! Постарайся только, пожалуйста, в следующий раз не делать маме так больно».

Ребенок наши слова слышит! И в первом случае малыш имеет больше шансов стать агрессивным, чем во втором.

Другой источник агрессии- игнорирование плача ребенка во младенчестве. В этом возрасте у ребенка еще нет капризов! Ребенку необходимо наше внимание, чтобы убеждаться еще и еще раз, что его любят. Любви никогда не бывает много. И если мы не подходим- ребенок считает, что он никому не нужен. Он не ощущает себя в безопасности, он постепенно теряет доверие к окружающему его миру. Ребенок, не имея базового доверия к миру, будет стараться завоевать свое место под солнцем, добиваться признания другими способами!

С другой стороны, поведение родителей не всегда гарантирует отсутствие агрессии в ребенке. Она может вызываться самыми разными причинами, в том числе и свойствами темперамента малыша.

Возрастная агрессия.

С 1,8гг. до 3 лет проявления агрессии связаны с желанием все делать самостоятельно: ходить, одеваться, кушать и т.д. Могут возникать вспышки агрессии от осознания собственного бессилия или неумения что-то сделать. Успокоить ребенка можно, поняв причину, спровоцировавшую агрессивность, и по возможности устранив ее. Лучшее, что могут сделать мудрые взрослые в это время, - терпеливо помочь малышу стать самостоятельным.

В 3-4 года наступает т.н. «кризис трех лет». Период осознания своей обособленности, непохожести, неповторимости, когда ребенок стремится защитить и отстоять свое собственное Я. Взрослые часто сталкиваются с проявлениями «немотивированной» (с нашей точки зрения) агрессивности, которые можно считать нормой. Часто это выражение протеста, когда ребенка что-то не устраивает, и он хочет это изменить, но пока еще не знает как. Злость чаще всего порождается бессилием. И она предпочтительнее, чем слезы и жалобы.

Если бы в человеке не было необходимой доли агрессивности, то не было бы в нем и инициативы и воли к победе, готовности к борьбе.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

Таким образом агрессивное поведение- достаточно обычное явление для детского возраста. Более того, в процессе социализации личности она выполняет ряд важных функций- способствует адаптации, освобождает от страха.

В целом для развития личности ребенка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. Когда насилие дает внимание, власть, признание и другие привилегии, у детей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы.

Варианты детской агрессивности:

  1. Импульсивно-демонстративное. Это дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания. Добившись внимания, они успокаиваются и прекращают свои действия. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, отличается ситуативностью.
  2. Нормативно-инструментальная. Это дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели. Дети стремятся занять лидирующие позиции, подчиняя и подавляя других. У них часто встречается прямая физическая агрессия.
  3. Целенаправленно-враждебная. Это дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Большую часть составляет прямое физическое воздействие, отличается особой жестокостью и хладнокровием. Чувство вины и раскаяние отсутствуют. Нормы и правила открыто игнорируются.

Причины детской агрессивности.

«семейные»

  1. Неприятие детей родителями- одна из базовых причин агрессивности, и не только детской (нежеланный ребенок). Дети пытаются завоевать столь необходимую для них родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.
  2. Безразличие или враждебность со стороны родителей. Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье. А детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя.
  3. Разрушение эмоциональных связей в семье- либо ребенок живет в постоянном напряжении из-за нестабильности в доме и конфликтов между двумя самыми близкими ему людьми. Либо он черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях- прекрасный будущий манипулятор. Любая ситуация, где они должны чем-то пожертвовать, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.
  4. Неуважение к личности ребенка. Агрессивная реакция может быть вызвана некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанные публично, порождают в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.
  5. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Подавленный гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился. Агрессия- это завуалированный протест против существующего положения вещей, непринятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Его защита- это нападение (особенно на тех, кто не может ответить). Ребенок защищается от окружающего мира даже тогда, когда никто и не думает на него нападать. Чем жестче установленные в доме правила, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома.
  6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили игрушку- я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения; не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу. У детей вечно занятых родителей агрессия- способ привлечь у себе внимание, любое, даже негативное.
  7. Запрет на физическую активность. Агрессия обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая не может исчезать бесследно. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, то разрядка наступит дома, к вечеру. И если снова попытаться поставить его по стойке смирно, то ребенок, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Остается только напомнить бессмертный совет Карлосона: «Спокойствие, только спокойствие!».

В детском саду активный ребенок часто становится объектом жалобы со стороны других детей, их родителей, воспитателей. Не принимайте поспешных решений о наказании, поговорите с ребенком, постарайтесь узнать истинную причину его агрессивного поведения. Может быть кто-то исподтишка обижает вашего ребенка, а он не умеет еще правильно реагировать на ситуацию, поэтому дерется и ломает игрушки.

  1. Отказ в праве на личную свободу. Ребенку требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Ему необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.

«личные»

  1. Подсознательное ожидание опасности. Отсутствие базовой уверенности и доверия к миру- целый комплекс страхов.
  2. Неуверенность в собственной безопасности. Семья и дом не дают ему защиты и стабильности- неуверенность в себе, чувство страха и постоянное ожидание нападения.
  3. Личный отрицательный опыт.
  4. Эмоциональная нестабильность. Настроение ребенка 2-6 лет может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.
  5. Недовольство собой- отсутствие эмоционального поощрения от родителей приводит к тому, что дети не научаются любви к себе, а следовательно он не умеет любить других.
  6. Повышенная раздражительность. Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
  7. Чувство вины. Дети могут испытывать чувство вины и стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо. Оба эти чувства довольно неприятны. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?

«ситуативные»

  1. Плохое самочувствие, переутомление. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-то или что-то. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.
  2. Влияние продуктов питания- шоколад, чипсы, газировка. Также влияет уровень холестерина в крови- низкий уровень холестерина отмечен в крови большинства самоубийц (пассивная агрессия).
  3. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Тип темперамента и агрессия.

Пассивная агрессия

Активная агрессия

Меланхолики

Флегматики

Сангвиники

Холерики

Способы выражения агрессии.

Агрессивность может проявляться по-разному:

  1. Активная словесная агрессия- оскорбления, ругательства, критика, обращенная на себя или кого-то.
  2. Пассивная словесная агрессия- ребенок ругается вообще, а не в адрес конкретного объекта.
  3. Скрытая словесная агрессия- насмешка, злорадство.
  4. Активная физическая агрессия- толкает, дерется, кусается, царапается и т.д.
  5. Пассивная физическая агрессия- ребенок плюется, корчит рожи, топает ногами.
  6. Скрытая физическая агрессия- исподтишка подставить подножку, отодвинуть стул, подложить кнопку, не принимать другого ребенка в игру.

Реакция взрослых на детскую агрессию.

  1. Испытывая стыд и вину за происходящее (например, истерика в магазине), родители стремятся запретить или любыми способами прекратить неприятную сцену. Как следствие происходит закрепление поведения.
  2. Взгляд со стороны- родители не думают, как ужасно выглядит поведение ребенка со стороны и «что подумают и скажут люди» (люди все равно подумают и скажут), они сосредотачиваются на решении проблемы.
  3. Чаще всего взрослые осуждают агрессивное поведение ребенка, отчитывают и наказывают его. Но ребенок должен понимать за что и почему его наказывают. Наказывать того, кто не чувствует за собой никакой вины, значит только усиливать его протест, негодование и агрессию.
  4. Игнорирование
  5. Осуждение и неприязнь. Родитель не может преодолеть собственное раздражение и недовольство. Он видит ребенка с худшей стороны. Осуждение- наиболее опасная реакция на поведение ребенка. Не зная и не понимая причин агрессивности, взрослые переполняются неприязнью к детям, проявляющим агрессию, а те платят им взаимностью, что окончательно лишает тех и других возможности разобраться в причинах агрессивности.

Как избавиться от агрессии.

Необходимо уменьшить влияние тех факторов, которые помогают проявлению и закреплению агрессивности:

  1. хорошо закрепляют агрессивные черты, превращая их в черты характера, силовые игры, вырабатывая поведение, основанное на «праве сильного»;
  2. отличным источником научения агрессивности и закрепления ее как нормы жизни является телевидение;
  3. невозможно придумать ничего более эффективного для развития и закрепления агрессивных черт характера, как наличие двойных стандартов (деспотизм и разговоры  о равноправии).

Дети, агрессивность которых родители игнорировали или списывали на возраст, могут привыкнуть к власти, предоставляемой им агрессивным поведением. Они не могут принимать ответственность за поступки, обвиняя других.

Если ребенок выражает свое недовольство в неприемлемой форме- выслушайте его, не перебивая. А когда он «выпустит пар», спокойно разберитесь в ситуации, спровоцировавшей агрессию. И только потом, когда все успокоятся, попросите ребенка не произносить то, что вам неприятно. И объяснить почему.

Вмешательство в личную жизнь детей, а особенно подростков совершенно недопустимо. Чтобы научиться чему-либо, надо выстрадать свои знания. Свои ошибки мы бурно переживаем, поэтому и извлекаем из них уроки. Чужие ошибки осознаются разумом, но не чувствами.

Важно не забывать о том, что дети наблюдают за нами и учатся на нашем примере как можно справиться со своей агрессивностью. Необходимо нести ответственность за собственные проявления агрессии. Нет ничего страшного в том, что мы иногда «срываемся» и кричим на ребенка. Главное, чтобы такая реакция не превратилась в систему, и чтобы мы не забывали извиняться за свои срывы и крик.

Пока мы закрываем глаза на собственные агрессивные реакции, не принимаем ответственность за них и ищем виноватых, вместо того, чтобы искать причины, мы ничего не достигнем.

Если мы применяем двойные стандарты, то есть, разрешаем себе те реакции, которые запрещаем им, дети, разумные существа, перестают воспринимать всерьез наши назидательные беседы.

Если мы своим примером учим детей искать оправдания своему агрессивному поведению- мы прививаем им навык ухода от ответственности за собственное неправильное поведение.

В тех случаях, когда агрессия вызвана запретом или отказом что-нибудь приобрести или сделать, лучший способ- доверительная спокойная беседа с ребенком, даже самым маленьким. Иногда нужно дать ребенку время успокоиться, а потом уже с ним разговаривать.

Важно не пресечь проявления агрессивности, а помочь им перелиться в приемлемые формы (например: нарисовать свой гнев или вылепить его из пластилина).

Ребенок, который знаком не только с наказанием, но и в большей степени с поощрениями, с похвалой и одобрением своих поступков, гораздо реже будет проявлять агрессивность.

Стратегия поведения при агрессии.

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением- остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Демонстрация невыгодности такого поведения ребенку в отдельных случаях действует довольно эффективно.
  3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
  4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии и сопереживания.
  5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Можно им предложить:

  1. подраться с подушкой;
  2. рвать бумагу;
  3. использовать физические упражнения;
  4. нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с рисунком;
  5. использовать «мешочек для криков»;
  6. поколотить стул надувным молотком и т.д.

В целях коррекции агрессивного поведения используются:

  1. занятия психогимнастикой;
  2. игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
  3. игры релаксационные;
  4. игры на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
  5. игры на развитие позитивной модели поведения;
  6. изотерапия;
  7. пальчиковая гимнастика (коррекция импульсивности).

ИГРЫ  ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ

Змейка

Цель: развитие ловкости и координации, умения дей ствовать согласованно.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрес сивность.

Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.

Количество играющих: 10 и более.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причуд ливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Комментарий: взрослый занимает либо позицию на блюдателя, либо позицию судьи, который следит за со блюдением целостности «змейки» и выводит нарушив ших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в пря мом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия

Две игрушки — поменяемся местами 

(О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, коор динации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 5 и более.

Необходимые приспособления: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточ но трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

Услышь свое имя

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре- вожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 5—15.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спина ми внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, броса ет его в круг, называя при этом имя. Названный ребе нок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Комментарий: часто в порыве игры первый участ ник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребе нок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотво рения, и прыжки на одной ноге по кругу — все зависит от участников.

Третий лишний

Цель: развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: четное, не менее 10-ти.

Описание игры: играющие разбиваются на пары и становятся по кругу на расстоянии 1—2 м друг от друга. В парах игроки становятся один за другим. Затем выби рают водящих, один из них за кругом убегает от другого. Когда первый водящий пробегает два полных круга «ли видит, что ему не уйти от погони, он становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится водящим и убегает от второго водящего. Если водящий осалил"убе- гающего, то они меняются ролями. Водящим нельзя пе ребегать через круг, в этом случае он становится догоня ющим.

Комментарий: игра требует сосредоточенности и со образительности. Необходимость четкого соблюдения пра вил и высокий темп делают игру интересной.

Игра характеризуется высокой эмоциональной интен сивностью, поэтому не рекомендуется проводить ее меж ду занятиями или незадолго до сна

Гонка мячей

Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре- вожность, РДА.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 6-16.

Необходимые приспособления: два мяча разных цве тов.

Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начина ют бросать мячик членам своей команды, а игроки пере дают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.

Игру можно немного усложнить, если предложить та кие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает ко манда, игроки которой первыми закончат бегать.

Комментарий: в этой игре дети на практике осваива ют навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника.

Вулкан (JI. Названова)

Цель: развивать воображение и способность к пере воплощению, развивать кругозор.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: много.

Описание игры: ведущий становится в центре площад ки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2—3 ребенка («ла ва»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся во круг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работа ют: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая пере числение, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гу дит, но        его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрыва ется, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30—40 минут (если детям будет инте ресно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может пре вратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре- вожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выпол няют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди- стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» —все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми спра вились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в со ответствии с правилами. Она будет полезна как конф ликтным детям, так и замкнутым.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, раз витие слухового внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похло пав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадова лась» .

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, оби делся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Макси мом».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разго варивать или играть.

Ситуации можно подбирать из непосредственной жиз ни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и мно гофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи.

Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие вни мания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре- вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: группа.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в ку лачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увели чивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто- то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдул ся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игро вые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возра ста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

Интервью (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активно го словаря, умения вступать в диалог.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревож- ность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди ста новятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто за трудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необхо димо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Магнит и шарики 

(JI. Названова)

Цель: развитие воображения и способности к перевоп лощению, расширение кругозора детей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре- вожность.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в сто роне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я про изношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и пре вращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, стал киваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не об ращают внимания на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шари ки!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, гово рят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «маг нит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все уст ремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним. Веду щий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бу мажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, чтобы им было легче передать их в движении. Чтобы предотвратить силь ные столкновения, можно предупредить детей, что тогда «шарики» «лопаются» или «раскалываются» — выхо дят из игры.

Лови-лови! (Р. Калинина)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре вожность.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему па лочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови- лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколь ко участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэто му ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активи зировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

Час тишины и час «можно» 

(Н. Кряжева)

Цель: развитие произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 2—3 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «мож но». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисова нием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, оби жать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрос лому будет проще контролировать поведение детей в лю бой момент. Например, когда нужно, чтобы разгорячен ные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

Говори! (Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие внимания и произвольности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: взрослый + один ребенок (груп па детей).

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отве чать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена годы вы знаете?» ... «Говори!

«Какое сейчас время года?» ... «Говори!»

«Какой сегодня день недели?» ... «Говори!»

«Какой сейчас месяц?» ... «Говори!»

«Сколько дней в неделе?» ... «Говори!»

«Сколько дней в году?» ... «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?» ... «Говори!»

«Какого цвета столы в группе?» ... «Говори!» — и т. д.

Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошколь ников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу.

Обзывалки (Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: не менее двух.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом

обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редис ка», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя оби жаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хо рошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго заду мываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Менялки

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: не менее 4-х, лучше — больше.

Необходимые приспособления: стулья, которых долж но быть на один меньше, чем играющих.

Описание игры: участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула — ведущий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поме няться местами: «Меняются местами те, у кого... (ру башка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т. д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поме няться местами. Цель ведущего — занять освободив шееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

Комментарий: высокая эмоциональная насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут проявлять двигательную неловкость, сталки ваясь друг с другом. В связи с этим взрослый может вве сти в игру систему штрафов, которая поможет детям ре гулировать свое поведение.

Ладонь в ладонь 

(Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получе ние опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/ тревожность, РДА.

Возраст: любой.

Количество играющих: двое или больше.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрос лый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать зада ние передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжи мать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Высвобождение гнева 

(К. Рудестам)

Цель: отреагирование негативных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/ тревожность.

Возраст: любой.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен силь но ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бад минтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чув ство гнева.

Комментарий: при ударе из подушки обычно ле тит пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ре бенку объяснить, что, выместив свой гнев на подуш ке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как не гативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

Сиамские близнецы 

(К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических на выков.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кис ти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут догово риться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, од ному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ог раничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости до говора в паре для достижения лучшего результата. Пос ле игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфорт но, что им мешало, а что помогало.

Картонные башни

 (К. Фопель)

Цель: развитие навыков невербального общения, уме ния согласовывать свои действия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/ тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 че ловек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое вре мя игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение.

Комментарий: игра развивает навыки конструирова ния, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не спра вятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.

Головомяч (К. Фопель)

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре- вожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол пара ми, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: како во самое большое число детей, при котором можно под нять мяч?

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольни ков, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исход ное положение, из которого начинается игра, можно ме нять в зависимости от уровня развития навыков детей.

Улитка (Н. Кряжева)

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 4—5.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее ого воренному месту, причем нельзя останавливаться и раз ворачиваться. Побеждает пришедший к финишу послед ним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало уси лий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации{ умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Войди в круг — выйди из круга

Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: не больше 10.

Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Жужа

Цель: отреагирование отрицательных эмоций. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: группа детей.

 Необходимые приспособления: полотенце.

Описание игры: выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине.

Комментарий: нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «жужа» должен терпеть как можно дольше.

Следующим «жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется.

Тюлени (Н. Кряжева)

Цель: развитие воображения, сообразительности, умения преодолевать препятствия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: 5—6.

Необходимые приспособления: воздушный шарик, шарфики, корзина.

Описание игры: дети ложатся на пол, им связывают ноги под коленями шарфиком — они теперь «тюлени». Взрослый бросает воздушный шарик, который «тюлени» пытаются поймать или отобрать у других и забросить в корзину, стоящую на полу. Победителем становится самый меткий и самый «вежливый» «тюлень».

Комментарий: ограничение подвижности стимулирует детей к поиску новых способов передвижения, способов достижения желаемой цели — мячика.

Взрослому важно помнить, что тактика поведения детей в такой ситуации различна: одни пасуют, прекращают игру, их необходимо приободрить, а другие хитрят, нарушают правила — таких детей нужно сдерживать.

Крокодил (Н. Кряжева)

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 8—10 человек.

Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.

Осьминог (Н. Кряжева)

Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 8—10.

Необходимые приспособления: теннисные мячики.

Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу, в центре соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» и собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.

Комментарий: игра требует от детей высокой концентрации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру.

Спонтанное рисование

Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 6-8 лет.

Количество играющих: 1—3, не более.

Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20— 45 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией...

Комментарий: спонтанное рисование помогает выйти из депрессии, снимает психологическое напряжение, актуализирует чувство меры — ребенок останавливается, когда понимает, что экспериментировать больше не стоит. Чувства отражаются на бумаге.

Задача взрослого — дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.

Интересное наблюдение: редко кто из детей сразу понимает суть задания, им неясно, что рисовать и как это сделать. Это горький ответ взрослым на их постоянные запреты и ограничения...

Зоопарк

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими- либо чертами характера.

Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 8—10.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

 Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки), постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. Бабушки (дедушки) должны довериться внукам, машины должны соблюдать правила.

Газета

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: старше 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Разговор с руками (И. Шевцова)

Цель: отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, РДА.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: взрослый и ребенок.

Необходимые приспособления: карандаши, лист бумаги.

Описание игры: в эту игру играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т. д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», — и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2—3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок — 1—2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора» .

Комментарий: игра может не получиться с первого раза, так как расторможенные дети с трудом переносят приобретенные навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за своими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над проблемой.

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь детям с нарушениями в поведении: причины и способы коррекции.

Дано разъяснение агрессивному и гиперактивному поведению, рекомендации по работе с детьми, представлены  тренинговые упражнения по профилактике отклоняющегося поведения...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

   Цель педагогической технологии     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....

Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».

Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

Обобщение и распространение из опыта работы по самообразованию.«Фольклор, как способ развития активной речи детей младшего возраста »

Тема по самообразованию «Фольклор, как способ развития активной речи детей младшего возраста » Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хо...

Информационный буклет для родителей о детской агрессии, ее причинах и способах коррекции

В разработке содержится важная и полезная информация для родителей, которые замечают приступы агрессии у своего ребенка....

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок – причины и способы коррекции»

   Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, кот...