Логопедический авторский журнал для родителей "Мой весёлый, звонкий мяч..."
консультация (старшая, подготовительная группа)

Соломина Светлана Алексеевна

Предлагаю  Вашему  вниманию  одну  из  форм  взаимодействия  учителя-логопеда  с  семьёй  в  период  автоматизации  звуков  из  своего  опыта, который  обобщён  темой «Мой  весёлый,  звонкий  мяч…»   "ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ    АВТОРСКИЙ  ЖУРНАЛ  ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ"    Мяч – это  рука  ребёнка,  развитие  её  связано  напрямую  с  развитием  интеллекта.  Ни  один  другой  предмет  не имеет  большей  поверхности  соприкосновения  с  ладонью.  Мяч – круглый,  как  Земля, и  в  этом  его  сила.  Мяч  по  популярности  занимает  первое  место  в  царстве  детской  игры. Он,  как  магнит,  притягивает  к  себе  детей,  стимулируя  их  неуёмную  фантазию  и  двигательное  творчество. История  не  знает  ни  года,  ни места  рождения  игр  в  мяч,  что  говорит  об  их  древности.  Игры  в  мяч  встречаются  почти  у  всех  народов  мира. Играя   в  мяч,  дети  выполняли  порой  довольно  сложные  фигуры,  каждую  повторяя,  как  правило,  три  раза.  В  разных  местах  России  их  называли  по-разному.  Дороже  всех  ребёнку  игрушка,  которую  он  смастерил  сам  или  всей  семьёй, ведь  она  хранит  в  себе  и  дарит  ребёнку  тепло  родных  рук  и  сердец.  А  тёплые  воспоминания  детства  о  совместном  творчестве  будут  придавать  ему  силы  в  дальнейшей  жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               «МОЙ   ВЕСЁЛЫЙ   ЗВОНКИЙ    МЯЧ…»

«… весь  процесс  воспитания  ребёнка  мы  рассматриваем  как  обучение  тому,  в  какие  игры  следует  играть  и  как  в  них  играть».   Эрик  Берн 

       Компетентность  родителей – один  из  важных  компонентов  успешности  ребёнка-логопата. Логопед  может  обеспечить развитие  технической  стороны  речи  («поставить  звуки»), сформировать  интонационные  навыки,  но  главная  ответственность  по  формированию  речи  лежит  на  матери  и  отце.

      Комплексное  взаимодействие  с  ребёнком  и  его  родителями  позволяет  учителю-логопеду  в  оптимальные  сроки  автоматизировать  поставленные  звуки,  сформировать  у  ребёнка устойчивый  навык  самоконтроля за  речью,  что  благоприятствует  всесторонней  и  качественной  подготовке  старшего  дошкольника  к  обучению  в  школе. Совместная  игровая  деятельность с  ребёнком  помогает  выстроить  конструктивный  диалог  с  родителями  в  период  обучения  ребёнка, наладить  доверительные  внутрисемейные  взаимоотношения  между  родителями  и  ребёнком - логопатом,  что  

благотворно  влияет  на  формирование  психического  и  физического  здоровья  ребёнка.

       Предлагаю  Вашему  вниманию  одну  из  форм  взаимодействия  учителя-логопеда  с  семьёй  в  период  автоматизации  звуков  из  своего  опыта, который  обобщён  темой «Мой  весёлый,  звонкий  мяч…»  

                             

                         ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ     ЖУРНАЛ  ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ

 Мяч – это  рука  ребёнка,  развитие  её  связано  напрямую  с  развитием  интеллекта.  Ни  один  другой  предмет  не имеет  большей  поверхности  соприкосновения  с  ладонью.  Мяч – круглый,  как  Земля, и  в  этом  его  сила.                                              

 Мяч  по  популярности  занимает  первое  место  в  царстве  детской  игры. Он,  как  магнит,  притягивает  к  себе  детей,  стимулируя  их  неуёмную  фантазию  и  двигательное  творчество.

 История  не  знает  ни  года,  ни места  рождения  игр  в  мяч,  что  говорит  об  их  древности.  Игры  в  мяч  встречаются  почти  у  всех  народов  мира.  

                                Расскажем  об  истории  мяча  в  России.

В  старину,  в  простонародье  чаще  всего  мячи  делали  из  тряпок  и  тряпками  их  набивали.

В  северных  губерниях  мячи  плели  из  лыка – ремешков,  сделанных  из  коры  липы.  Берёзы  или  ивы. Внутри  такие мячи  были  пустые  или  набивались  песком. В  некоторых  областях  мячи  делали  из  овечьей  шерсти.  Клок  шерсти  сначала  скатывали,  старались  придать  ему  круглую  форму.  

Когда  комок  хорошо  укатывался,  бросали  его  в  кипяток  и  оставляли  там  на  полчаса. Затем  вынимали  из  воды,  вновь  катали  и  просушивали. Такой  мяч  был  лёгким  и  мягким,  а  своей  упругостью  не  уступал  резиновому. Резиновыми  мячами  играли  только  дети  из  зажиточных  семей.                                                        Играя   в  мяч,  дети  выполняли  порой  довольно  сложные  фигуры,  каждую  повторяя,  как  правило,  три  раза.  В  разных  местах  России  их  называли  по-разному.    

 «СВЕЧКИ»  - подбросить  мяч  вверх  сначала  невысоко и    поймать  его. Второй  раз  бросить  выше,  в  третий  раз  ещё  выше.                                                                          

  «ХВАТКИ» - поднять  руки  с  мячом  повыше  головы,  выпустить  его  и  поймать  на  лету.                                                                      «ВЕРТУШКИ _ ПЕРЕВЕРТУШКИ» - положить  мяч  на  ладонь,  слегка  подбросить  его,  руку  перевернуть  тыльной  стороной,  отбить  мяч  вверх,  а  затем  поймать.                                                                         «ОДНОРУЧЬЕ» - подбросить  мяч  вверх  правой  рукой  и  поймать  правой:  подбросить  левой  и  поймать  левой.                                        

  «В  ЛАДОШИ» - ударить  мячом  о  стену,  хлопнуть  в  ладоши  и  поймать  мяч.                                                                                                           «ПО  КОЛЕНЯМ» - ударить  мячом  о  стену,  хлопнуть  руками  по  коленям  и  поймать  мяч.                                                                            «НИТКИ  НАМАТЫВАТЬ» - ударить  мячом  о  стену,  быстро  сделать  движение  руками,  будто  наматываешь  нитки,  и  поймать  мяч.                                                                                                            

«С  ОДЕВАНИЕМ» - ударить  мячом  о  стену,  а  пока  он летит, сделать  движение,  как  при  одевании  шапки. После  второго  броска «обуться» и т. д.

       

                    «САМЫЙ  МОЙ  ЛЮБИМЫЙ  МЯЧИК». 

          Дороже  всех  ребёнку  игрушка,  которую  он  смастерил  сам  или  всей  семьёй, ведь  она  хранит  в  себе  и  дарит  ребёнку  тепло  родных  рук  и  сердец.  А  тёплые  воспоминания  детства  о  совместном  творчестве  будут  придавать  ему  силы  в  дальнейшей  жизни.

                           Предлагаем  Вам  вместе  с   ребёнком  сшить  мячик.                     «Откройте»  домашнюю «Игрушечную  мастерскую» или  «Дизайн-салон по  изготовлению игрушек».                                                     

 На  первом  этапе  распределите  роли  так: ребёнок – «дизайнер»,      взрослый -  «конструктор».      Предложите  «дизайнеру»  определить  цветовую  гамму  и материал  будущего  мяча:  пусть  сам  выберет  понравившиеся  на  ощупь  кусочки  разных  тканей (искусственной  или  натуральной кожи, меха, драпа,  сукна,  трикотажа,  замши). Подскажите,  что  мяч  может  быть  комбинированным.  Постирайте  и  прогладьте  лоскутки вместе,  если  это  необходимо.    

 На  втором  этапе  роли  меняются: ребёнок – «закройщик»,   взрослый – «инструктор  по технике  безопасности».

 «Закройщик»  обводит  картонную  заготовку  карандашом  или  мелом  на  лоскутках (24 шт.).  Теперь  «закройщику» предстоит  аккуратно  вырезать  детали  по  линиям  под  контролем «инструктора».

На  третьем  этапе роли  снова  меняются: ребёнок – «технолог», взрослый – «портной».   Сшейте  все  детали  между  собой,  оставив  отверстие. Выверните  изделие  и  набейте  его  кусочками  поролона  или  ватой,  зашейте  отверстие.

                                               ПОЗДРАВЛЯЕМ! 

 У  Вас  получился  единственный  в  мире,     приятный  на  ощупь   и  радующий  глаз  мяч!   Такого  мяча  нет  больше  ни  у  кого  в  мире!

 К  тому  же  Ваш  мяч  абсолютно  безопасный!  Он   не  угрожает  хрупким  вазам  и  люстре. Мяч  мягкий,  поэтому  не  страшно,  если  он  нечаянно  попадёт  в  лицо!                                                                    

  Вы   довольны?  Ваш  ребёнок  счастлив! Сшейте  ещё  один  мяч, но  из  других  тканей  и  другого  размера (для  этого  увеличьте  или  уменьшите  размер  шаблона  на  1 см  с  каждой  стороны).

     Теперь,  имея  два разных  мяча,  Вы  можете  разнообразить  игры!    

      «МЯЧ  ЛОВИ  И  МЯЧ  БРОСАЙ,

                   СЛОВО  К  СЛОВУ  ПОДБИРАЙ!»

Играем  с  мячом – развиваем  речь, мышление,    ловкость и   координацию  движений  ребёнка,  обогащаем  его  активный  словарь и  игровой  опыт.

Открою  Вам  секрет:  играть  с  мячом  можно круглый  год  и  в  любую  погоду -  в  комнате! И  не  надо  ждать,  когда  подсохнет асфальт                                      на   площадке  во  дворе.                                          

         Поиграем  прямо  сейчас! 

        Игровые  действия  ребёнок  совершает  самостоятельно, с  братом  или  сестрой,  с  другом,  а  мама  и  папа  предлагают  речевой  материал.

«Мяч  вокруг  себя  катай, слово к  слову подбирай»

ВАРИАНТ 1:

Взрослый: «Какие  фрукты  ты  знаешь?»

Ребёнок, прокатывая  мяч  вокруг  своего  туловища,  «яблоко, груша, слива, абрикос, персик…»  (овощи,  мебель,  одежда,  обувь,  игрушки,  транспорт,  профессии, птицы,  звери,  цветы…)

ВАРИАНТ 2:

Взрослый: «Какие  части  автомобиля ты  знаешь?»                                                                        Ребёнок, сидя  на  пяточках  и  прокатывая  мяч вокруг  себя: «Колёса,  кабина, кузов, руль,…»

( стола, стула, рубашки, книги, куклы, пирамидки, шкафа, кресла, сапога, ботинка, дивана,  табурета, кастрюли, чайника,…)

«Мяч  вокруг  себя  катай  и  предметы  сравнивай»

ВАРИАНТ 1:                                                              

 Взрослый: «Сравни  по  вкусу  соль  и  сахар».              

 Ребёнок, стоя  прокатывает  мяч  вокруг  туловища:  «Соль  солёная,  а  сахар  сладкий».

ВАРИАНТ 2:                                                            

Взрослый: «Сравни  по  размеру  айсберг  и  сосульку»                                                                          Ребёнок, сидя  на  пяточках прокатывает  мяч вокруг  себя  двумя  руками: «Айсберг  больше,  а   сосулька  меньше».                                                                   (по  гладкости: мех  и  кожу,  огурец  и  перец, ковёр  и  стену;  по  твёрдости: орех  и сливу, яблоко  и  малину, диван  и  стол;  по густоте: суп  и  кашу,  чай  и  кисель,  щи  и  бульон;  по высоте:  траву  и  куст, лавку  и  киоск, …по  ширине: шоссе  и  тропинку, ленту  и  полотенце,… по  температуре: снег и костёр, мороженое и пирожок,…)и т.д.

«Мяч  бросай,  мяч  лови,  слова  на  слоги  раздели»

Ребёнок  подбрасывает  мяч  вверх  двумя  руками,  хлопает  в  ладоши,  ловит  мяч  столько  раз,  сколько  слогов  в  слове.

Взрослый: «Называй  предметы  мебели,  стоящие  в  нашей комнате  и  каждое  слово  дели  на  слоги».

Ребёнок: «шкаф = шкаф;  диван = ди-ван, тумбочка = тум-боч-ка,

 кровать=кро-вать, стол = стол»    (Названия  игрушек, цветов  предметы  одежды,  обуви, имена,  продукты, птицы,  звери,…) и т.д.

 «Мяч  подбрось  одной  рукой,  а  поймай  другой  рукой,  расскажи,  предмет  какой?»

Ребёнок  перебрасывает  мяч  с  ладони  на  ладонь  над  головой  на  каждое  слово  фразы.

Взрослый: «Пюре  из  картофеля  какое?»

Ребёнок: «Картофельное  пюре» + игровое  действие.

Взрослый: «Картофельное  пюре  какое?»

Ребёнок: «Картофельное  пюре  вкусное,  горячее,  свежее,  жидкое,  солёное,  аппетитное, ароматное...»

(шуба  из  меха какая?;   стакан  из  стекла  какой?;   сок  из  яблока  какой?;   стол  из  дерева  какой?;  пакет  из  бумаги  какой?) и т.д.

Придумайте вместе с ребёнком                                                                 свои интересные движения и действия с мячом!

       Предлагаем  Вам  шаблон детали  мяча:

                            (необходимо  12 шт.)

       

                                

                                 Успехов!

Составила:  Соломина Светлана Алексеевна, учитель-логопед                                                                                                                      МОУ  «Детского   сада №380    Дзержинского  района  г. Волгограда»                 

             I:\фото\РАБОТА\ФОТО ПОСОБИЯ\РАЗНОЕ 2013\DSCN1613.JPG               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы спортивного кружка «Мой весёлый звонкий мяч»

Этот план расчитан на работу с детьми подготовительной группы.Он позволяет расширить умение владеть мячом,знакомит с народными подвижными играми,прививает любовь к спорту.   Скачать...

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного возраста "Мой весёлый, звонкий мяч"."

Данная  методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей  подготовительной к школе группы, предназначена для инструкторов физкультуры детских садов, воспитателей ...

Мой весёлый звонкий мяч

Знакомить детей с историей возникновения мяча, учить лепить мяч из пластилина, оформлять его по своему желанию....

Сценарий конкурса чтецов "Мой весёлый, звонкий мяч" для детей старшего дошкольного возраста, посещавших логопедические занятия.

Представлен сценарий игровой итоговой программы конкурса чтецов "Мой веселый, звонкий мяч" по произведению С.Я. Маршака "Мяч" и оценка результатов, подведение итогов конкурса....

Конспект интегрированной комплексной НОД логопедической направленности «Мой весёлый звонкий мяч» в старшей группе компенсирующего вида

Цели: Активизировать словарь по теме «Спорт».Задачи: 1. Обогатить словарь прилагательными.2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.3. Упражнять в определении количества слогов в слове.4...

Организованная образовательная деятельность "Мой весёлый звонкий мяч "Мой весёлый звонкий мяч"

Воспитывать дружеские взаимоотношения, ловкость, самостоятельность, взаимопомощь....