Терминологический словарь
материал по логопедии

Журавлёва Юлия Сергеевна

В документе представлен терминологический словарь "Термины коррекционной педагогики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Терминологический словарь

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ – это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.

ВОСПИТАНИЕ (Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. — СПб.: КАРО. Н.В. Новоторцева) – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

ВТОРИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ (Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана.) – это нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития (например, слепота в той или иной мере препятствует общению с окружающими, что может приводить к ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха).

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД (Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. — СПб.: КАРО. Н.В. Новоторцева.) – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Д.п. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности (что в массовой школе нереально), а для определенных категорий учащихся. Необходимое условие Д.п. — диагностика личности и группы.

ИНДИВИД (Краткий психологический словарь. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.) – это

1)Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. генотипфенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.);

2) Отдельный представитель человеческой общности.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (Педагогический энциклопедический словарь (Гл. ред. Б.М. Бим-Бад)) – это

1) организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика;

2) (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь) - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения;

3) (Педагогическая энциклопедия (Гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров)) - организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению;

4) проводится в условиях коллективной учебной работы с классом и в рамках общих задач и содержания обучения: все учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ИОП) – это документ, дающий представление о содержании деятельности ОУ, направленной на реализацию заявленных целей.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (Социологический словарь  Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.) – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД (Олешков, М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины) – это психолого-педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

ИНКЛЮЗИВНОЕ (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) ИЛИ ВКЛЮЧЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (Теория интегральной индивидуальности впервые введена В. С. Мерлиным.)  – это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, т.е. это целостная характеристика его индивидуальности.

ЛИ́ЧНОСТЬ (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.) – это человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА (толковый словарь Ожегова) – это морфофункц. совокупность отд. нейронов и др. структур нервной ткани животных и человека, объединяющая деятельность всех органов и систем организма в его постоянном взаимодействии с внеш. средой. Н. с. воспринимает внеш. и внутр. раздражители, анализирует и перерабатывает поступающую информацию, хранит следы прошлой активности (механизмы памяти) и соответственно регулирует и координирует функции организма. В основе деятельности Н. с. лежит рефлекс, связанный с распространением возбуждения по рефлекторным дугам и процессом торможения.

ОБУЧЕНИЕ (Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. — СПб.: КАРО. Н.В. Новоторцева)  это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

ПЕРВИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ (Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана.) – это нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (например, нарушения слуха или зрения при поражении органов чувств);

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (Педагогический энциклопедический словарь (Гл. ред. Б.М. Бим-Бад)) – это устойчивые образования в психике, определяющие типичные проявления в деятельности и поведении.

САМОКОРРЕКЦИЯ (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков) –  это умение вносить необходимые изменения в содержание, последовательность действий с целью улучшения результатов, учитывая собственные возрастные и индивидуальные особенности. Данное умение необходимо каждому. И ученик, умеющий вовремя отследить и исправить свои недочеты, станет успешным и знающим специалистом и уверенным в себе человеком.

САМООБРАЗОВАНИЕ (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков) – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя.

СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков) – это всякое повреждение или вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В.С. Мерлин). К этим уровням относятся: 1) индивидуальные свойства организма; 2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социально-психологические свойства. Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индивидуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, биохимическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свойствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях (принадлежностью к этнической группе, классу и т.д.).

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана.) - (человек как субъект деятельности) –  это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ (Педагогический энциклопедический словарь (Гл. ред. Б.М. Бим-Бад)) – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терминологический словарь по Общей психологии

Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П....

"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"

"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"...

Игра с педагогами "Терминологический диктант"

Игра "Терминологиечский диктант" предназначена для педагогов ДОУ. Цель: оценка уровня педагогического мастерства. Игра состоит их 3 частей, может быть использована как часть педагогического совет...

Терминологический словарь "Моя малая родина"

В работе представлены термины и определеления слов, которыми должен овладеть ребёнок, изучив курс "Моя малая Родина". В работе раскрыты определения понятий как для взрослых, так и адаптирова...

Терминологический словарь

Презинтация Терминологический словарь...

терминологический словарь по педагогике

краткий терминологический словарь по педагогике...