Домашние задания для детей с нарушениями слуха
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Столярова Екатерина Александровна

Представленная разработка содержит комплекс домашних заданий, предназначенных для родителей детей с нарушениями слуха, с целью закрепления и развития навыков, полученных на занятиях с логопедом. Задания направлены на развитие слухового восприятия, произношения, внимания, памяти, речевого развития, связной речи, воображения, чувства ритма и координации движений. Разработка включает в себя подробное описание каждого задания, необходимого материала, этапов выполнения и вариантов усложнения. Особое внимание уделено адаптации заданий для детей с различной степенью потери слуха и нарушениями речи.

Для кого полезна данная разработка:

Данная разработка будет полезна родителям (законным представителям) детей с нарушениями слуха, посещающих логопедические занятия, а также воспитателям, педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми с нарушениями слуха в образовательных и реабилитационных учреждениях. Материал может быть использован для организации индивидуальной работы с детьми в домашних условиях, для закрепления пройденного материала и для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса. Разработка может служить основой для составления индивидуальных программ домашних заданий с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка. Также, материал может быть использован студентами дефектологических факультетов в качестве практического руководства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zadaniya_dlya_detey_s_narusheniyami_sluha.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние задания для детей с нарушениями слуха (для родителей)

Автор статьи: учитель-логопед

Столярова Екатерина Александровна

Уважаемые родители!

    Предлагаем вам ряд домашних заданий, направленных на закрепление и развитие навыков, полученных на занятиях с логопедом. Регулярное выполнение этих заданий поможет вашему ребенку максимально реализовать свой потенциал и успешно интегрироваться в общество.

Важно:

•  Перед выполнением заданий убедитесь, что у ребенка правильно настроены слуховые аппараты или кохлеарный имплант.

•  Создайте спокойную и комфортную обстановку, исключите фоновые шумы.

•  Используйте визуальную поддержку: картинки, предметы, жесты.

•  Говорите четко и неторопливо, используйте простые и понятные предложения.

•  Поощряйте и хвалите ребенка за успехи, даже если они кажутся незначительными.

•  Не перегружайте ребенка, делайте короткие перерывы.

•  Превратите обучение в игру, чтобы ребенку было интересно заниматься.

•  Если у вас возникли вопросы или трудности, обратитесь к логопеду.

Задание 1: "Слушай и повторяй"

•  Цель: Развитие слухового восприятия и произношения.

•  Материал: Карточки с картинками (животные, предметы, овощи, фрукты).

•  Выполнение:

  1. Покажите ребенку картинку и четко произнесите название предмета.

  2. Попросите ребенка повторить слово за вами.

  3. Повторите упражнение с несколькими картинками.

  4. Усложнение: Предложите ребенку самому назвать картинку.

•  Пример:

  •  Картинка "кошка": "Это кошка. Повтори: кошка."

  •  Картинка "яблоко": "Это яблоко. Повтори: яблоко."

Задание 2: "Угадай, что звучит"

•  Цель: Развитие слухового внимания и различения неречевых звуков.

•  Материал: Различные предметы, издающие звуки (колокольчик, барабан, бумага, вода, ложка).

•  Выполнение:

  1. Издайте звук (например, позвоните в колокольчик).

  2. Попросите ребенка угадать, что звучит.

  3. Если ребенок затрудняется, покажите ему предмет, издающий звук.

  4. Повторите упражнение с разными звуками.

  5. Усложнение: Закройте ребенку глаза.

•  Пример:

  •  Звук колокольчика: "Что это звучит? Это колокольчик!"

  •  Шуршание бумаги: "Что это шуршит? Это бумага!"

Задание 3: "Найди предмет"

•  Цель: Развитие слухового восприятия и понимания речи.

•  Материал: Различные предметы (игрушки, посуда, одежда).

•  Выполнение:

  1. Разложите перед ребенком несколько предметов.

  2. Попросите ребенка найти определенный предмет (например, "Дай мне мячик").

  3. Повторите упражнение с разными предметами.

  4. Усложнение: Используйте более сложные инструкции (например, "Положи мячик на стул").

•  Пример:

  •  "Дай мне мячик." (ребенок должен найти мячик и отдать вам)

  •  "Покажи, где кукла." (ребенок должен показать на куклу)

Задание 4: "Повтори предложение"

•  Цель: Развитие слуховой памяти и речевого развития.

•  Материал: Картинки, изображающие простые действия (мальчик бежит, девочка ест, кошка спит).

•  Выполнение:

  1. Покажите ребенку картинку и составьте предложение, описывающее действие (например, "Мальчик бежит").

  2. Попросите ребенка повторить предложение за вами.

  3. Повторите упражнение с разными картинками и предложениями.

  4. Усложнение: Используйте более длинные и сложные предложения.

•  Пример:

  •  Картинка "мальчик бежит": "Мальчик бежит. Повтори: мальчик бежит."

  •  Картинка "девочка ест": "Девочка ест яблоко. Повтори: девочка ест яблоко."

Задание 5: "Расскажи историю"

•  Цель: Развитие связной речи и воображения.

•  Материал: Серия картинок, изображающих последовательность событий (например, как дети играют в парке).

•  Выполнение:

  1. Разложите картинки в правильном порядке.

  2. Попросите ребенка рассказать историю по картинкам.

  3. Помогайте ребенку, задавая наводящие вопросы.

  4. Усложнение: Предложите ребенку придумать свою историю.

•  Пример:

  •  Картинки: "дети пришли в парк", "дети играют в мяч", "дети едят мороженое", "дети уходят домой".

  •  Ваша помощь: "Что делают дети сначала? Что они делают потом? Чем закончилась история?"

Задание 6: "Музыкальная пауза"

•  Цель: Развитие слухового восприятия, чувства ритма и координации движений.

•  Материал: Музыкальные записи с разным темпом и ритмом.

•  Выполнение:

  1. Включите музыку и предложите ребенку двигаться в ритме музыки (хлопать в ладоши, топать ногами, танцевать).

  2. Изменяйте темп и ритм музыки.

  3. Попросите ребенка повторить ритмический рисунок, который вы отстукиваете на барабане или другом инструменте.

•  Пример:

  •  Медленная музыка: "Давай походим медленно, как медведи!"

  •  Быстрая музыка: "Давай потанцуем быстро, как зайчики!"

Варианты адаптации заданий:

•  Для детей с небольшой потерей слуха: Увеличить темп речи, использовать более сложные предложения и инструкции.

•  Для детей с глубокой потерей слуха: Использовать больше визуальной поддержки (жесты, картинки, тактильные ощущения). Упростить речевой материал.

•  Для детей с нарушениями речи: Уделять больше внимания развитию артикуляции и произношения.

    Регулярное выполнение этих простых заданий поможет вашему ребенку развить слуховое восприятие, речь, внимание, память и другие важные навыки. Помните, что ваша любовь, поддержка и терпение – это залог успеха вашего ребенка!

Список рекомендуемой литературы:

•  Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.

•  Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.

•  Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология.

Примечание: Данные домашние задания являются примерными и могут быть адаптированы в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями вашего ребенка. Важно регулярно консультироваться с логопедом для получения индивидуальных рекомендаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая среда для детей с нарушением слуха в домашних условиях

Организация предметно-развивающей среды для детей с нарушение слуха в домашних условиях...

Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.     Коррекция нарушений осущест...

Домашнее задание для детей с нарушенным звуком [Р] и [Р\'].

Данное домашнее задание могут использовать как учителя - логопеды, так и родители в домашних условиях. В данный материал входят все этапы постаноки и автоматизации звука [Р] и [Р\']....

Домашнее задание для детей с нарушением слуха средней группы ДОУ

В материале приводится образец домашнего задания для детей с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации средней группы ДОУ...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...