мастер-класс для педагогов "Зарядка для ума - нейрогимнастика для дошколят"
методическая разработка по логопедии

Копосова Елена Викторовна

мастер-класс для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.neyrogimnastika.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Петушок»

«Зарядка для ума - нейрогимнастика для дошколят »

(мастер-класс для педагогов)

(выступление на августовской конференции педагогов)

                                                                               Подготовила и провела:

                                                                              учитель-логопед Копосова Е.В.

                                 с.Смоленское, 2025г.

«Зарядка для ума - нейрогимнастика для дошколят »

(мастер-класс для педагогов)

Цель: знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

                                     

Задачи:

1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием речи детей.

2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики, и оптимизировать интеллектуальные процессы.

3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

«Руки учат голову, затем поумневшая  голова учит руки, а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

                           Иван Петрович Павлов

Уважаемые педагоги!

Знаете ли вы, что по статистике каждый человек в среднем использует свой мозг всего лишь на 30%, а остальные 70% – это неиспользуемые резервы и возможности.

 В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является очень актуальной. На сегодняшний день, наблюдая и диагностируя дошколят, всё больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.  

          Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

       Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в наше детство?  Бегали босиком,  прыгали на скакалке, играли в резиночку. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки, казаки-разбойники и многое другое…

           Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.  Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.

      Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети: моторно неловкие; невнимательные; гиперактивные; плохо ориентируемые.

            Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. В последние годы особую популярность получила нейрогимнастика— комплекс упражнений для совершенствования мозговой деятельности. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга. Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте  актуально, так как увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии:

- нарушение координации движений

- гиподинамия

- дефицит внимания

- гаперактивность

- агрессия

- общее снижение иммунитета

- задержка речевого развития

Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 4 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных прессов и двигательной деятельности.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Применение нейрогимнастики улучшают развитие интеллектуальных процессов, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте. А в 7 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это является важнейшей частью подготовки детей к школе, а также дальнейшей успешной учебной деятельности, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность занятий от 5-10 до 25-30 минут.

В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание - например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 5-6 качественно выполненных упражнений вполне достаточно.

Каждое занятие по нейрогимнастике может состоять из нескольких этапов:

Игры на развитие внимания;

Дыхательные упражнения;

Двигательные упражнения.;

Игры с мячом;

Растяжки;

Глазодвигательные упражнения;

Базовые сенсомоторные взаимодействия;

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

 А теперь обратимся к упражнениям-тренажерам для мозга. 

Игры и упражнения на  согласование движений рук.

Упражнение «Класс»Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

-«Ёлочка» -  Дети поэтапно выполняют ряд графических заданий только левой рукой, только правой, а затем двумя руками одновременно.

 Они основаны на переключении положений или движений рук между собой:

-«Кольцо»

-«Мизинец-большой»

-«Кулак-ладонь»

-«Лезгинка»

-«Ухо-нос»

-«Глаз-язык»

-Смять листы бумаги обеими руками, затем расправить;

-Счетные палочки;

-Одновременно двумя руками провести линии сверху вниз, от точки к точке ;

-Зеркальное рисование;

-Вычеркнуть левой рукой все красные круги, затем левой рукой – все черные;

С помощью  воспитателя,  дети повторяют позы рук и движения, подражают, выполняют по словесной инструкции.

  Упражнения «Колечко», «Ёжик», «Замок».

-Обычные прыжки;

-Прыжки с хлопками;

-Хлопки перед собой и за спиной;

Упражнения с мешочками;

Упражнения с мячами;

Упражнение с цветной планкой.

Вывод: Таким образом, использование нейрогимнастики в развитии ребёнка в условиях ДОУ дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогают улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

И в заключение маленький совет:

Мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас рукой. Попробуйте сами и предложите родителям и детям, например - чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

 

Спасибо за внимание!

Список использованных источников

         1.Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.-Изд.2-е .Ростов н/Д.:Феникс,2019 .-32с.

2.Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика: раскраска с заданиями .-Изд.2-е .Ростов н/Д.:Феникс,2019 .-

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер -класс с молодыми педагогами «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста».2024 г

Цель: знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателейЗадачи...

Мастер-класс для родителей с детьми «Кинезиологические упражнения (нейрогимнастика) для дошкольников»

Цель: познакомить родителей с кинезиологическими упражнениями (нейрогимнастикой) и сделать их активными помощниками и участниками в коррекционной работе с детьми.Задачи:-объяснить значение исполь...