Для родителей детей старшего дошкольного возраста по овладению фонематическим восприятием и звуковым анализом слов
консультация по логопедии (старшая группа)
Уважаемые родители! Практика работы учителя-логопеда показывает, что многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выявление этих затруднений и анализ причин поможет предупредить трудности обучения в школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Для родителей детей старшего дошкольного возраста по овладению фонематическим восприятием и звуковым анализом слов.
Уважаемые родители! Практика работы учителя-логопеда показывает, что многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выявление этих затруднений и анализ причин поможет предупредить трудности обучения в школе.
Для определения уровня развития фонематического восприятия можете предложить детям следующие задания:
Найти среди предложенных Вами картинок те, в названии которых есть заданный звук (например, звук[ З].
Возможные ошибки детей:
— находят только картинки, в которых звук стоит в позиции «начало слова» и не выделяют звук в середине слова;
— не дифференцируют (не различают) звуки из одной группы (например, из группы «свистящих», то есть выделяют все картинки, в которых есть звуки З, С, Ц, вместо картинок со звуком З);
— не понимают смысла задания, выделяют беспорядочно картинки, либо не выделяют никаких вообще.
Предполагаемые причины ошибок:
— несформированность фонематического слуха
— нарушения звукопроизношения (особенно, если встречаются замены одних звуков на другие).
Трудности обучения в школе, к которым может привести несформированность фонематических процессов:
— Происходит нарушение письма: дети в письменной речи путают буквы по артикуляционно-акустическому сходству.
— Наиболее часто встречаются замены звонких и глухих парных согласных, замены шипящих звуков свистящими, например, Ш-С и т.д.
Эти ошибки могут носить стойкий характер, тогда за помощью следует обратиться к логопеду.
Для выявления степени овладения звуковым анализом предлагается задание:
— на листе нарисованы картинки, под каждой есть окошечко, в котором нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков в названии каждой картинки (слова из 3 и 4 звуков). Перед выполнением этого задания вместе с детьми считаем звуки в названии какого-нибудь подобного слова. Затем дети работают самостоятельно.
Возможные ошибки детей:
— при счёте пропускают гласные звуки и считают только согласные;
— считают вместо звуков слоги;
— путают понятия «слово» и «звук» и считают слова. Предполагаемые причины ошибок:
— у детей не сформированы понятия «слово», «слог», «звук»;
— дети неправильно называют звуки, например «БЭ», вместо «Б», поэтому они не слышат гласных звуков, а считают их вместе с предыдущим согласным звуком.
Трудности обучения, к которым может привести несформированность звукового анализа:
— пропуски букв на письме и при чтении (впоследствии могут перерасти в дисграфические и дислексические ошибки);
— перестановки букв на письме и при чтении;
— вставки лишних букв на письме и при чтении.
Уважаемые родители, если Ваш ребёнок справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для овладения чтением и письмом.
Если же у ребёнка есть какие-либо из вышеперечисленных затруднений, не отчаивайтесь! Проанализируйте причины и позанимайтесь с ним перед поступлением в школу, поиграйте в игры для подготовки ребенка к школе.
Поиграйте с ребёнком в следующие игры:
— Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук в начале или середине слова (например, звук Д: дорога, тумбочка, подарок и т.д.);
— Запомни все слова с заданным звуком, которые встретятся тебе в рассказе, который я прочитаю;
— Добавь недостающий звук, чтобы получились слова (например, звук К: ма…К, ба…К, ра…К и т.д);
— Назови одинаковый звук в словах (например, ложка, пила, лыжи);
— С какого звука начинаются слова (например, банка, букет, бабушка) и т.д.;
— Посчитай, сколько звуков в твоём имени;
— Придумай слово, которое начинается с заданного звука;
— Определи, в каком слове больше звуков (например, слова волк и жук);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»
С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...

Состояние фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (сло...

«Характеристика готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением»
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение процессов развития произносительной системы языка у детей с разнообразными дефектами речи, вследствие расстройства в...

