Игра развивает фонематический слух.
консультация по логопедии (старшая группа)
Фонематический слух – это умение слышать, выделять и различать звуки речи. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка и грамотной устной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 786.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра развивает фонематический слух.
Наша речь состоит из 4-х компонентов:
лексика (словарь), грамматика (наука о
строе языка), фонетика (произношение) и
фонематика (восприятие). Важно, чтобы у
ребенка развивались все эти составляющие.
Мы поговорим о необходимости
формирования у дошкольников
фонематического слуха.
Фонематический слух – это умение
слышать, выделять и различать звуки речи.
Хороший фонематический слух необходим
ребенку для усвоения звуковой системы
языка и грамотной устной речи.
Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма. Поэтому, уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Упражнения на развитие фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Для начала потренируйтесь с ребенком выделять и называть неречевые звуки.
Мир полон разных звуков. Сосредоточьтесь,
прислушайтесь и скажите, какие звуки природы вы слышите: завывание ветра, стук капель по оконному стеклу, раскаты грома, шуршанье листьев под ногами, пение птиц, шелест падающих листьев, шум дождя, жужжание жука, шелест травы, журчанье ручейка, плеск воды, хруст снега.
Поиграйте со своим ребенком в следующие игры:
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с
ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Что за машина?». Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
Игра «Что ты слышишь?». На прогулке предложите ребенку закрыть глаза и рассказать, что он услышал: щебет птиц, шелест листьев на деревьях, шум проезжающей машины и т.д.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. Когда ваш ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, можно приступать к играм на развитие фонематического слуха (умения слышать речевые звуки)
Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков или слов. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук или слово с заданным звуком.
Игра «Отбери картинки». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например, звук [м], или звук [ш]. Я дам вам образец на примере презентации, а вы можете использовать предметные картинки.
Игра «Внимательные глазки». Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть
заданный звук.
Игра «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с заданным звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
Игра «Придумай имя». Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
Игра «Отгадай слово». Ребенок угадывает слово по первым звукам предложенных слов или названий картинок. Например, капуста, овощи, торт. Выделяем первые звуки и складываем из них слово КОТ.
Игра «Собери цепочку». Каким звуком заканчивается слово зонт? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.
Игра «Определи место звука в слове». Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова.
Например, звук Ш в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
Итак, играйте со своими детьми в подобные игры и ваш ребенок научится слышать и различать звуки. Главное не заострять внимание ребёнка на том, что это обучение. Пусть он воспринимает такие занятия именно как игру, тогда они не будут ему в тягость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....

Играем и развиваем фонематический слух
За различение звуков речи отвечает фонематический слух, помогая нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Чтобы ребёнку было легко учится...

Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»
Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»...

6. Играем до школы. Развиваем фонематический слух.
Тот, кто мало знает, малому может и учить. Я. Коменский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17193021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"386"}}]]Цикл к...

Консультация для родителей "Играя, развиваем фонематический слух"
Как развить у ребёнка умение вслушиваться в слова, находить сходства и различия в звуковом составе слова.Данная консультация поможет вам в игровой форме развивать у ребёнка слуховое внимание и восприя...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....



