Консультация для родителей "Всё об уздечке."
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Олейникова Татьяна Викторовна

Консультация логопеда для родителей "Всё об уздечке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzdechka.docx591.76 КБ

Предварительный просмотр:

Все об уздечке языка

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет его с подъязычным пространством.

Причины возникновения короткой уздечки языка (анкилоглоссии):

- наследственность. Если хотя бы один из родителей имел короткую уздечку, то вероятность рождения малыша с анкилоглоссией увеличивается до 50%;

- ранние токсикозы будущей мамы, перенесенные вирусные заболевания в первом триместре, прием лекарственных препаратов, включая гормональные и антибиотики;

- травмы живота во время беременности;

- работа с токсическими препаратами, частые стрессы, вредные привычки и плохая экология.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Если ребенок может высунуть язык изо рта, и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что его тянет подъязычная связка; если он может облизать блюдце; поцокать языком, то у него не будет препятствий для постановки звуков, требующих подъема языка.

Все об уздечке языка, изображение №1

Все об уздечке языка, изображение №2

Разновидности аномальной уздечки

Все об уздечке языка, изображение №3

Выделяют пять видов коротких подъязычных уздечек:

  1. Прозрачная тонкая, сковывающая движения языка.

2. Тонкая полупрозрачная, закрепленная передним краем почти у кончика языка, в результате чего при подъеме язык приобретает форму «сердечка».

3. Толстая непрозрачная, закрепленная возле края языка. При выдвижении язык становится горбатым.

4. Короткая и плотная стяжка, соединенная с мышцами языка. Часто встречается у детей с небными и губными расщелинами.

5. Практически не выделяющийся тяж (уздечка практически отсутствует), мышцы которого переплетены с мышечными волокнами языка и его подвижность резко ограничена.

Признаки короткой уздечки

Дефект уздечки чаще всего встречается у мальчиков.

До года:

• Во время прикладывания к материнской груди ребенок капризничает, выгибается, запрокидывает головку, а может вообще отказаться от груди.

• При сосании происходит прикусывание груди.

• Во время сосания издаются цокающие звуки.

• Малыш быстро устает, мама ощущает дискомфорт, приемы пищи становятся частыми, длительными, беспокойными, с перерывами на отдых.

Все об уздечке языка, изображение №4

Старше года:

• Формируется неправильный прикус. Нижние резцы развернуты вовнутрь.

• Возникает пародонтит.

• Возникают проблемы с дикцией. Нарушается произношение звуков «ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, д, т», при которых требуется подъем языка.

• При вытягивании языка наблюдается раздвоение кончика и появление на его поверхности специфического углубления.

• Ребенок не может высунуть язык изо рта, достать им до нёба, облизать губы.

• Корень языка приподнят, а кончик прижат, что делает его горбатым.

• Возникают проблемы с употреблением твердой пищи, т. к. возникает необходимость класть ее максимально близко к корню языка.

• Имплантаты и протезы фиксируются проблематично.

Последствия короткой уздечки языка

• Недобирание массы тела по возрасту из-за недоедания.

• Задержка развития нижней челюсти.

• Нарушение прикуса.

• Нарушение звукопроизношения.

• Гнусавость голоса.

• Проблемы с засыпанием.

• Прерывистый сон и храп.

• Слюнотечение.

• Нарушение жевательной функции.

• Развитие пришеечного кариеса, пародонтита, гингивита, стоматита.

Методы лечения

Существуют два способа терапии: консервативный и оперативный.

Хирургическое вмешательство

Показания:

- нарушение прикуса

- смещение зубов

- нарушение звуков, не поддающееся коррекции

- проблемы с грудным вскармливанием.

Противопоказания:

- наличие онкологии

- проблемы с кровью

- болезни полости рта

- не долеченные инфекционные заболевания в организме.

Особенности проведения операции

До года.

Направляет педиатр

Операцию проводит врач-стоматолог

Проводится без местной анестезии

От 4-х лет

Направляет логопед

Операцию проводит врач-стоматолог

Операция проводится до полной смены молочных зубов. Лучше в 5-8 лет. В более раннем (например, в 2 года) нецелесообразно, т.к. ребенок еще не способен заниматься с логопедом, а без этих занятий смысла в проведении пластики нет.

С анестезией и наложением швов

Способы подрезания

Подрезание скальпелем

• время операции — 20-30 мин

• Выполняется небольшой надрез, и накладываются швы.

Все об уздечке языка, изображение №5

• После операции наблюдается небольшой отек и дискомфорт.

• Появляется небольшой рубец, который проходит в течение 7-10 дней.

• До заживления полоскать рот специальным раствором и воздержаться от твердой пищи.

Подрезание лазером

• Время операции — 10-12 мин

• Безболезненно, без кровотечения

• Надрез выполняется лазером, который мгновенно спаивает ранку.

• Местная анестезия – стоматологический спрей или гель.

• Заживление рубца происходит в течение 1-2 дней.

Консервативный метод (растягивание уздечки)

Даже если уздечка укорочена, ее лучше растягивать, чем оперировать.

Чем раньше вы начнете растягивать уздечку, тем лучше.

Растягивание уздечки выполняется с помощью артикуляционных упражнений и массажа. Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда можно достигнуть результата.

Правила выполнения упражнений:

  1. Рот нужно открывать максимально широко, но, в то же время, так, чтобы ребенок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

Все об уздечке языка, изображение №6

2. Все упражнения нужно выполнять медленно, на улыбке.

3. Время от времени давайте ребенку отдых между упражнениями.

Упражнения.

  1. «Оближи блюдце».

2. Дотянуться языком до подбородка.

3. Дотянуться до носа.

4. «Качели». Открыть рот. Двигать языком вверх – вниз (к носу – к подбородку).

5. «Лошадка». Медленно, громко щелкать (цокать) языком.

6. «Маляр». Открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от альвеол к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

7. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

8. «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

9. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в

верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого

упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно

зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной

щетки.

10. «Футбол». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

11. «Грибок» с элементами самомассажа. Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

12. Упражнение с резиновым колечком.

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Все об уздечке языка, изображение №7

Механическая помощь при выполнении упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Все об уздечке языка, изображение №8

Массаж уздечки языка

Процедура достаточно неприятная, но очень результативная.

  1. Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом широко раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

2. Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу. Указательный и средний пальцы неподвижны. Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт. Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.

Все об уздечке языка, изображение №9

Все об уздечке языка, изображение №10

1 из 2

3. Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.

4. Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

Picture background

Особенности речи детей 4-5 лет

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, допускается замена на свистящие (шапка-сяпка), (ножик-нозык) отсутствую сонорные, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.

 Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните, кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать. 

Грамматический строй речи. Уделите особое внимание к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это - ухо, а это- уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.

C:\Users\Premium\Desktop\56-tqiz2jHs.jpg

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

C:\Users\Premium\Desktop\f28c4299-d80e-557b-a609-5a9ddf0defcf.jpg

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.

Логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу. Он осуществляет непрерывный контроль за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье.

Логопед способствует взаимосвязи родителей с другими специалистами

(врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

Советы логопеда родителям:

1. Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.

2. Регулярно беседуйте с логопедом, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.

3. В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.

4. Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.

5. Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

6. Просматривайте логопедический уголок в приемной группы, где даются рекомендации по развитию речи ребенка.

7. Посещайте родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы.

9. В повседневном общении упражняйте детей в применении поставленных звуков, учите их говорить достаточно громко, не спеша.

10. Используйте в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.

Самый главный результат взаимодействия логопеда и родителей - это достижения и успехи детей. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

C:\Users\Premium\Desktop\Pravila_vnutrennego_raspryadka.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки ("уздечки").

Материал расскажет о том, как растянуть подъязычную связку с помощью специальных упражнений....

Консультация для родителей "Нужно ли подрезать уздечку языка"

Консультация для родителей "Нужно ли подрезать уздечку языка" или какие специалисты могут помочь ребенку с короткой уздечкой....

Консультация "Как растянуть подъязычную уздечку"

Комплекс артикуляционной гиснастики с целью растянуть подъязычную уздечку....

Консультация для родителей "Приросшая уздечка - решение проблемы есть

Данный материал будет полезен для родителей и педагогов, которые работают с детьми, имеющими речевые нарушения...

Консультация учителя-логопеда «Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

Материал полезен не только для родителей, но и для начинающих логопедов....

Советы логопеда для родителей. Как быть с уздечкой. Подрезать или не подрезать уздечку.

Часто перед родителями стоит вопрос: надо ли подрезать уздечку.?...

Консультация учителя-логопеда «Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

Материал полезен не только для родителей, но и для начинающих логопедов.Короткая уздечка языка – врожденная аномалия, укороченная подъязычная связка, которая мешает нормальному движению языка во...