Консультация для родителей "Изготовление игр для развития речевого дыхания"
консультация по логопедии (старшая группа)

Кудряшова Юлия Владиславовна

Консультация для родителей "Изготовление игр для развития речевого дыхания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  № 17 «Ласточка»

Консультация для родителей по изготовлению игры для правильного речевого дыхания

Группа « Теремок»

Учитель-логопед:

 Кудряшова Юлия Владиславовна

2024-2025 уч. год

г.Богородск

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Речевое дыхание (ученые его называют фонационным) отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Оно появляется в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. Понять это можно, проделав маленький эксперимент: приблизьте ко рту ладонь и произнесите звук «б» или «п». Вы почувствуете, как воздушная струя коснулась вашей ладони. На выдохе  рождается звук. Из нескольких звуков – фонетическое (звучащее) слово («бык», «полк» — произнесите, продолжите наблюдение за речевым дыханием, а далее – фраза (из нескольких слов) и т.д.

И все это может быть произнесено отчетливо или неясно, тихо или громко, «с выражением» (в определенном тоне) или «бесцветно».

У детей дошкольного возраста ритм дыхания, не остается постоянным; то вдох корче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у детей с ослабленным здоровьем или малоподвижных, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

Как вы поняли, от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. А, поэтому, необходимо научиться управлять речевым дыханием.

В этом помогут упражнения по дыхательной гимнастике.

Поэтому важно в процессе коррекционной работы путем специально подобранных игр и упражнений увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз. С детьми в процессе логопедических занятий регулярно проводится работа по развитию вне- и речевого дыхания. Ребенка учат дышать через рот. Затем вдыхать и выдыхать через нос. Наконец, вдыхать через нос и правильно выдыхать через рот. С детьми старшего возраста эти занятия проводятся в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку, подключаются движения руками. Особое внимание уделяется детям, у которых дыхание в покое неровное, поверхностное.

Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренной комнате не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Необходимо, чтобы одежда не стесняла, ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при выдохе. Длительность упражнений: для детей младшего дошкольного возраста 2-3 минуты, среднего и старшего дошкольного возраста 3-5 минут.

 

 

 

Правила выполнения упражнений:

1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.

3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот!

4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Наиболее интересно проводить с ребенком упражнения на развитие дыхания с теми игрушками, которые он сделал вместе с мамой и папой. Совместное творчество подарит незабываемые часы общения с ребенком. В результате своего труда, игрушка для малыша становится особенно родной и близкой.

В процессе труда у ребенка:

— воспитывается способность концентрировать внимание;

— формируется умение создавать и воплощать замысел;

— стимулируется творчество;

— развивается мелкая мускулатура пальцев;

— расширяются познания о свойствах материала.

 

Сегодня мы вам предлагаем сделать развивающие игрушки, простые в изготовлении и значимые в развитии ребенка.

 

Практическая часть. Непосредственное изготовление игрушек-тренажеров.

Изготовление игрушки «Дракон»

  1. Материалы: Втулка от бумажных полотенец, цветная бумага, клей, креповая бумага. 
  2. Смазать клеем прямоугольник цветной бумаги, обернуть им втулку, выступающие края бумаги отрезать ножницами.
  3. С одной из сторон втулки подклеить полоски из креповой бумаги – пламя дракона.
  4. Приклеить ноздри дракона и глаза на противоположных сторонах втулки.
  5. Сделать глубокий и сильный вдох. Затем плавно делать выдох, сложив губы трубочкой и не надувая щек. Выдыхать ртом до тех пор, пока не закончится воздух.

          https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2018/11/iz-brosovogo-materiala11.jpghttps://multiurok.ru/img/100160/image_5a97f9b338e14.jpghttps://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2018/11/iz-brosovogo-materiala10.jpg      http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkVN9q6FFjYWHtUsPi8xpTfKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Изготовление игрушки «Зонтик»

 

1.      Вырезаем из цветного картона круг диаметром 12-15 см.

2.      С одной стороны вырезать на нём небольшой сектор.

3.      Соединить и склеить края сектора, чтобы получился конус, оставив в центре небольшое отверстие.

4.      Вырезаем из цветного картона по 2 детали на каждую капельку дождя.

5.      Склеиваем капли между собой, вкладывая между ними нитку длиной 10-15 см.

6.      Готовые капли на нитках приклеиваем к краю зонтика.

7.      Украшаем зонтик по своему усмотрению.

8.      Вставляем палочку от ролов с одной стороны в подставку (емкость от соуса), с другой – в шляпку зонта.

 


http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkJI7-ws-VnEMEgCOXXw5V46aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

 

 

Список литературы:

1.                Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. М., 1998.

2.                Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. 2001

3.                http://xn--45-vlcq4c.xn--p1ai/88/446B5339-E95D-ED8A-77E0-36720AD1A8F9/361/3E666CAC-7639-13DB-3D48-CC1FB63145B4/1422/


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Развитие речевого дыхания"

Упражнения для развития правильного речевого дыхания....

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речевого дыхания"

В данной консультации описаны упражнения по развитию речевого дыхания....

Презентация консультации для родителей по теме " Развитие речевого дыхания"

В презентации подобраны игры и игровые упражнения , которые родители могут провести дома со своими детьми....

Консультация для родителей "Упражнения для развития речевого дыхания"

В консультации даны рекомендации по развитию речевого дыхания у детей....

Консультация для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизношения».

Консультация для родителей на тему:  «Развитие речевого дыхания  у детей с нарушением звукопроизношения»....