Проект "Такие разные слова"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Предстален проект по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 2»
630075, г. Новосибирск, Танковая, 31/1,
т. 209-28-05
E-mail : Ds2_nsk@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Кожевниковой Марины Юрьевны
Учителя-логопеда
Такие разные слова
НОВОСИБИРСК 2024
Постановка проблемы
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа. Речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточным словарным запасом, нарушением грамматических форм словообразования и словоизменения.
В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря. У детей с общим недоразвитием речи особенно важно вызвать интерес к слову, заинтересовать их и научить использовать всё многообразие словоформ в своей речи.
В настоящее время я работаю с детьми старшего возраста. Численный состав группы 22 человека. Основными заключениями у детей является общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией – 90%,9% - дети с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.
Р. Е.Левиной выработана периодизация уровней проявления ОНР: «от со-вершенного отсутствия речевых средств коммуникации до развернутых форм связной речи с компонентами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития»
Согласно Р.Е.Левиной, III уровень речевого развития описывается развер-нутостью фразовой речи с выраженными примерами недоразвития лексики , грамматики и фонетической стороны.
Определенный таким образом комплекс речевых нарушений диктует необходимость такого коррекционного воздействия, который бы позволил детям с общим недоразвитием речи сформировать интерес к родному слову и умение пользоваться им в верной грамматической форме.
Актуальность проекта
Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами. Развитие словаря характеризуется не только увеличением количества используемых слов, но и пониманием различных значений одного и того же слова (многозначного). Обучение в этом плане чрезвычайно важно, так как это связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.
Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова.
Дети достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь родному языку можно воспитывать только через интерес к нему.
Цель проекта
Формирование у детей интереса к родному языку, знакомство с многообразием слов родного языка.
Задачи проекта
1.Формирование представлений о слове, как о семантической единице
2.На уровне наблюдений формирование у детей начальных представлений о многообразии слов родного языка
3.Обучение основам лингвистического анализа
4.Уточнение и обогащение словаря детей
5.Развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку
6.Воспитание любви и интереса к речи, слову.
Сроки реализации проекта
Проект проводится в течение одного года с октября по май с детьми подготовительной группы.
Предполагаемые результаты проекта
1.Формирование у детей интереса к родному языку
2. Правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи
3.Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, сложных слов, слов с уменьшительным значением и со значением увеличения
4. Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.
Используемые методы
Деятельность по проекту осуществляется с помощью следующих методов:
анализа научно-методической литературы – с целью оценки адекватности педагогического проекта стратегии развития образования, логике программного содержания предмета, специфике развития обучающихся с ОВЗ;
первичной и итоговой диагностики – для определения исходного уровня и контроля эффективности реализуемых мероприятий
экспериментальный – формирующий и констатирующий этап проводимого обучения и коррекции.
Этапы работы
1 этап – подготовительный
Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.
Формы работы:
- Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
- Выявление проблемы.
- Определение системы мероприятий по реализации проекта.
- Изучение уровня компетентности родителей – анкетирование по теме: «Речевое развитие ребёнка».
2 этап – основной (практический)
Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по теме проекта.
Проект предполагает два этапа:
I этап «Всему название дано»
Он включает в себя разделы:
1.Слова-предметы
2.Слова-признаки
3.Слова-действия
II этап «О чём говорит слово»
1.Слова с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением
2. «Слова наоборот» (антонимы)
3. «Слова-приятели» (синонимы)
4.Многозначные слова
5. «Упрямые слова» (неизменяемые существительные)
6.Сложные слова
7.Родственные слова
8.Слова рифмушки
Реализация логопедического проекта
месяц | Тематические мероприятия | цели | |||||
Октябрь | Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий. «Слова-предметы» | Дать представление о понятии «слово», «предложение», о последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения | |||||
Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | «Слова-признаки» «Маленькие слова-предлоги» Применение речевых игр в режимных моментах дня. Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий. «Слова-действия» «Что такое приставка?» Индивидуальные консультации для родителей: «Что такое трудные слова?»(нарушение слоговой структуры слова у детей) Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий. «Слова-малышки», «Ласковые слова», «Слова-великаны» Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий. «Слова наоборот» (антонимы), «слова-приятели» (синонимы) Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий. «Многозначные слова» Консультация для родителей «Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями речи» Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий. «Упрямые слова» (неизменяемые существительные) «Сложные слова» Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий. «Родственные слова» Применение речевых игр в режимных моментах дня. Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий. «Слова-рифмушки» Итоговая викторина «Раз словечко, два словечко …» Просмотр словаря «В мире слов» | Дать понятие о словах-признаках, упражнять в согласовании прилагательных существительными, учить детей в составлении простого распространённого предложения. Познакомить детей с понятием предлог. Формировать представление о семантическом и синтаксическом значении предлога. Активизировать количественный рост словаря и качественное обогащение словаря. Дать понятие слово-действие; уточнять и расширять глагольный словарь. Познакомить детей с понятием приставка; упражнять в образовании глаголов с приставками, уточнить значение полученных слов. Дать родителям понятие «нарушение слоговой структуры слова» у детей (причины, структура). Приемы речевых игр для коррекции нарушения слоговой структуры слова дома. Познакомить детей с уменьшительно-ласкательными формами слов – существительных и прилагательных, со словами «великанами». Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования. Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение. Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Познакомить детей с понятием «многозначные слова» (разные предметы и явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название) Развивать умение давать описательную характеристику предмета . Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение. Дать детям понятие «неизменяемые существительные» (слова, которые всегда произносятся одинаково). Упражнять в согласовании прилагательных с неизменяемыми существительными, закреплять навык составления предложений. Дать представление о том , как образуются сложные слова, упражнять в образовании сложных слов из двух простых. Дать детям понятие об однокоренных словах (родственные слова, «семейка слов»). Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования. Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение. Дать представление о понятии «рифма» Упражнять в подборе слов-рифм, развивать чувство рифмы (придумывание рифмованных строчек, стишков, нахождение «ошибок» и «нелепиц» в заданных стихотворных текстах на слух). Закрепление пройденного материала в игровой форме» | |||||
Оценка эффективности результата проекта
Работа по проекту проводилась в течение учебного года. На начало учебного года была проведена диагностика сформированности лексики у детей по методике Волковой (прил.1).В результате обследования детей с общим недоразвитием речи мы выявили резкое расхождение показателей исследования активного и пассивного словаря (пассивный словарь шире активного). Резкое расхождение активного и пассивного словаря – это наиболее выраженная особенность речи детей с ОНР. Они понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие трудности. Средний уровень пассивного словаря имели 70% дошкольников экспериментальной группы с общим недоразвитием речи, а низкий уровень 30% детей. После исследования активного словаря 40% имели средний уровень сформированности лексики, а у 60% детей низкий уровень.
Анализируя полученные по окончании работы по проекту результаты, можно отметить рост следующих показателей: при выполнении заданий первого раздела «Пассивный словарь», на высокий уровень вышло 30% детей, у 70% был выявлен средний уровень, низкий уровень не показал никто, хотя до коррекционной работы был 30%. После проведения инструкций второго раздела «Активный словарь», нами был отмечен высокий уровень у 10% детей, и 90% дошкольников достигли среднего уровня развития активного словаря, что на 50% больше, чем до коррекционной работы (прил.1, таб.7, 8, 9)
В ходе реализации проекта удалось достичь :
- правильного и осознанного употребления детьми слов различных категорий
- умение анализировать и сопоставлять слова
- умение использовать в речи синонимы, антонимы, многозначные слова
- умение образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением, сложные слов.
Дети совместно с воспитателями и логопедом создали «Словарь» (прил.2), состоящий из нескольких разделов. Были проведены занятия, речевые викторины, где не только дети, но и родители принимали активное участие. В ходе реализации проекта использовались различные дидактические игры (прил.3).
Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и включить в совместную коррекционную работу родителей и стать активными участниками.
Список литературы
1.Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания /Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская. – СПб.: Питер, 2000. – 107с.
2. Васильева С. А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева, Н.В. Соколова. – М.: Владос, 1999. – 188с.
2. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 – № 1. – С. 34-40.
3.Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.– СПб.:Союз, 2001.– 218с.
4.Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003. – 132с.
5.Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 210с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"
Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

"Такие разные слова..."
Конспект открытого занятия по грамоте. Средняя группа. Расширение представлений детей о многообразии слов. Закрепление действия слогового деления слов. Развитие умения моделировать...

Конспект занятия "Такие разные слова"
Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"
Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"...

Долгосрочный проект "Такие разные слова"
Русский язык богат огромным количеством и разнообразием слов и словосочетаний, которые дают возможность людям:- общаться между собой;- точно и лаконично передавать свои мысли;- образно выражатьс...







