Проект "Такие разные слова"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Предстален проект по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_attestatsiya.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                       ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 2»

630075, г. Новосибирск, Танковая, 31/1,

т. 209-28-05

E-mail : Ds2_nsk@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Кожевниковой Марины Юрьевны

Учителя-логопеда

Такие разные слова

НОВОСИБИРСК 2024

Постановка проблемы

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.  Речь детей с общим недоразвитием речи  характеризуется недостаточным словарным запасом, нарушением грамматических форм словообразования и словоизменения.

В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря. У детей с общим недоразвитием речи особенно важно вызвать интерес к слову, заинтересовать их и научить  использовать всё многообразие словоформ в своей речи.

В настоящее время я работаю с детьми старшего возраста. Численный состав группы 22 человека. Основными заключениями у детей является общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией – 90%,9% - дети с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Р. Е.Левиной выработана периодизация уровней проявления ОНР: «от со-вершенного отсутствия речевых средств коммуникации до развернутых форм связной речи с компонентами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития»

Согласно Р.Е.Левиной, III уровень речевого развития описывается развер-нутостью фразовой речи с выраженными примерами недоразвития лексики , грамматики и фонетической стороны.

Определенный таким образом комплекс речевых нарушений диктует необходимость такого коррекционного воздействия, который бы позволил детям с общим недоразвитием речи сформировать интерес к родному слову и умение пользоваться им в верной грамматической форме.

Актуальность проекта

Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами. Развитие словаря характеризуется не только увеличением количества используемых слов, но и пониманием различных значений одного и того же слова (многозначного). Обучение в этом плане чрезвычайно важно, так как это связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова.

Дети достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь родному языку можно воспитывать только через интерес к нему.

Цель проекта

Формирование у детей интереса к родному языку, знакомство с многообразием слов родного языка.

Задачи проекта

1.Формирование представлений о слове, как о семантической единице

2.На уровне наблюдений формирование у детей начальных представлений о многообразии слов родного языка

3.Обучение основам лингвистического анализа

4.Уточнение и обогащение словаря детей

5.Развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку

6.Воспитание любви и интереса к речи, слову.

Сроки реализации проекта

Проект проводится в  течение одного года с октября по май  с детьми подготовительной группы.

Предполагаемые результаты проекта

1.Формирование у детей интереса к родному  языку

2. Правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи

3.Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, сложных слов, слов с уменьшительным значением и со значением увеличения

4. Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.

Используемые методы

Деятельность по проекту осуществляется с помощью следующих методов:

анализа научно-методической литературы – с целью оценки адекватности педагогического проекта стратегии развития образования, логике программного содержания предмета, специфике развития обучающихся с ОВЗ;

первичной и итоговой диагностики – для определения исходного уровня и контроля эффективности реализуемых мероприятий

экспериментальный – формирующий и констатирующий этап проводимого обучения и коррекции.

Этапы работы

1 этап – подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

  1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
  2. Выявление проблемы.
  3. Определение системы мероприятий по реализации проекта.
  4. Изучение уровня компетентности родителей  – анкетирование по теме: «Речевое развитие ребёнка».

2 этап – основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по теме проекта.

Проект предполагает два этапа:

I этап «Всему название дано»

Он включает в себя разделы:

1.Слова-предметы

2.Слова-признаки

3.Слова-действия

II этап «О чём говорит слово»

1.Слова с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением

2. «Слова наоборот» (антонимы)

3. «Слова-приятели» (синонимы)

4.Многозначные слова

5. «Упрямые слова» (неизменяемые существительные)

6.Сложные слова

7.Родственные слова

8.Слова рифмушки

Реализация логопедического проекта

месяц

Тематические мероприятия

цели

Октябрь

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий.

«Слова-предметы»

Дать представление о понятии «слово», «предложение», о последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Слова-признаки»

«Маленькие слова-предлоги»

Применение речевых игр в режимных моментах дня.

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий.

«Слова-действия»

«Что такое приставка?»

Индивидуальные консультации для родителей: «Что такое трудные слова?»(нарушение слоговой структуры слова у детей)

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий.

«Слова-малышки», «Ласковые слова», «Слова-великаны»

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий.

«Слова наоборот» (антонимы), «слова-приятели» (синонимы)

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий.

«Многозначные слова»

Консультация для родителей «Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями речи»

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий.

«Упрямые слова» (неизменяемые существительные)

«Сложные слова»

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий.

«Родственные слова»

Применение речевых игр в режимных моментах дня.

Проведение фронтальных, п/групповых и индивидуальных занятий.

«Слова-рифмушки»

Итоговая викторина «Раз словечко, два словечко …»

Просмотр словаря «В мире слов»

Дать понятие о словах-признаках, упражнять в согласовании прилагательных существительными, учить детей в составлении простого распространённого предложения.

Познакомить детей с понятием предлог.

Формировать  представление о семантическом и синтаксическом значении предлога.

Активизировать количественный рост словаря и качественное обогащение словаря.

Дать понятие слово-действие; уточнять и расширять глагольный словарь.

Познакомить детей  с понятием приставка; упражнять в образовании глаголов с приставками, уточнить значение полученных слов.

Дать родителям понятие «нарушение слоговой структуры слова» у детей (причины, структура).

Приемы речевых игр для коррекции нарушения слоговой структуры слова дома.

Познакомить детей с уменьшительно-ласкательными формами слов – существительных и прилагательных, со словами «великанами».

Развивать  и совершенствовать навык словоизменения и словообразования. Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.

Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.
Активизировать и обогатить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками.

Познакомить детей с понятием «многозначные слова» (разные предметы  и явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название)

Развивать умение давать описательную характеристику предмета .

Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Дать детям понятие «неизменяемые существительные» (слова, которые всегда произносятся одинаково). Упражнять в согласовании прилагательных с неизменяемыми существительными, закреплять навык составления предложений.

Дать представление о том , как образуются сложные слова, упражнять в образовании сложных слов из двух простых.

Дать детям понятие об однокоренных словах (родственные слова, «семейка слов»).

Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования.

Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Дать представление о понятии «рифма»

Упражнять в подборе слов-рифм, развивать чувство рифмы (придумывание рифмованных строчек, стишков, нахождение «ошибок» и «нелепиц» в заданных стихотворных текстах на слух).

Закрепление пройденного материала в игровой форме»

Оценка эффективности результата проекта

Работа по проекту проводилась в течение учебного года. На начало учебного года была проведена диагностика сформированности лексики у детей по методике Волковой (прил.1).В результате обследования детей с общим недоразвитием речи мы выявили резкое расхождение показателей исследования активного и пассивного словаря (пассивный словарь шире активного). Резкое расхождение активного и пассивного словаря – это наиболее выраженная особенность речи детей с ОНР. Они понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие трудности. Средний уровень пассивного словаря имели 70% дошкольников экспериментальной группы с общим недоразвитием речи, а низкий уровень 30% детей. После исследования активного словаря 40% имели средний уровень сформированности лексики, а у 60% детей низкий уровень.

Анализируя полученные по окончании  работы по проекту результаты, можно отметить рост следующих показателей: при выполнении заданий первого раздела «Пассивный словарь», на высокий уровень вышло 30% детей, у 70% был выявлен средний уровень, низкий уровень не показал никто, хотя до коррекционной работы был 30%. После проведения инструкций второго раздела «Активный словарь», нами был отмечен высокий уровень у 10% детей, и 90% дошкольников достигли среднего уровня развития активного словаря, что на 50% больше, чем до коррекционной работы (прил.1, таб.7, 8, 9)

В ходе реализации проекта удалось достичь :

- правильного и осознанного употребления детьми слов различных категорий

- умение анализировать и сопоставлять слова

- умение использовать в речи синонимы, антонимы, многозначные слова

- умение образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением, сложные слов.

Дети совместно с воспитателями и логопедом создали «Словарь» (прил.2), состоящий из нескольких разделов. Были проведены занятия, речевые викторины, где не только дети, но и родители принимали активное участие. В ходе реализации проекта использовались различные дидактические игры (прил.3).

Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и включить в совместную коррекционную работу родителей и стать активными участниками.

Список литературы

1.Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания /Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская. – СПб.: Питер, 2000. – 107с.

2. Васильева С. А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева, Н.В. Соколова. – М.: Владос, 1999. – 188с.

2. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 – № 1. – С. 34-40.

3.Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.– СПб.:Союз, 2001.– 218с.

4.Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003. – 132с.

5.Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 210с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

"Такие разные слова..."

Конспект открытого занятия по грамоте. Средняя группа.      Расширение представлений детей о многообразии слов. Закрепление действия слогового деления слов. Развитие умения моделировать...

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

"Такие разные слова"

План- конспект открытого занятия с участием родителей по развитию речи....

Речевой проект "Такие разные слова"

Цель проекта: Знакомство с многообразием слов родного языка...

Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"

Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"...

Долгосрочный проект "Такие разные слова"

Русский язык богат огромным количеством и разнообразием слов и словосочетаний, которые дают возможность людям:- общаться между собой;- точно и лаконично передавать свои мысли;- образно выражатьс...