Развитие творческого потенциала у детей с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы в коррекционной работе учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии

Арнаутова Людмила Викторовна

В качестве средства коррекции всех компонентов речи и работой над формированием саморегуляции и навыков самоконтроля над своими действиями, а также развитием умения сдерживать аффективные проявления дошкольников мы использовали элементы творчества. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, обогащению и активизации словарного запаса, развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_i_korrektsiya_rechi.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

 

Арнаутова Людмила Викторовна,

Учитель – логопед,  МБДОУ-детский сад № 27 «Сказка»

Развитие творческого потенциала у детей с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы в коррекционной работе учителя-логопеда.

Тенденция роста числа неблагоприятных факторов, воздействующих на психическое развитие личности в современных реалиях, обусловливает увеличение количества детей дошкольного возраста с разными типами эмоционально-поведенческих нарушений, что подтверждается как исследованиями, так и статистическими данными.

Цель работы: коррекция и развитие речевых компонентов детей дошкольного возраста с применением элементов творчества, для обогащения эмоционально-волевой сферы детей.

Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями в аффективной сфере, дети могут быть повышено, возбудимы, либо наоборот, заторможены. Вне зависимости от того, какими причинами вызвано недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи, есть несколько задач, которые необходимо решить для того, чтобы смягчить выраженность нарушений:

  1. Формирование саморегуляции и навыков самоконтроля над своими действиями, а также развитие умения сдерживать аффективные проявления.
  2. Развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения и всех компонентов речи.
  3. Способствование развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев

Именно эти задачи могут решаться с использованием элементов творчества в коррекционной работе с детьми над коррекцией всех компонентов речи и эмоционально-волевой сферы.  

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями речевого развития, эмоционально-волевой сферы средствами изобразительного искусства позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорректировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.

Участие ребенка с нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы  в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений. Коррекционно-развивающие возможности изодеятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

В своей работе в качестве средства коррекции всех компонентов речи и работой над формированием саморегуляции и навыков самоконтроля над своими действиями, а также развитием умения сдерживать аффективные проявления дошкольников мы использовали элементы творчества. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, обогащению и активизации словарного запаса, развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс этой деятельности. Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по коррекции связной речи носило характер игровой деятельности, было эмоционально окрашено.

Система занятий построена в соответствии с рабочей программой и основывается на дидактических принципах:

Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения.

Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей (недостаточный объём сведений об окружающем и концентрации внимания; эмоциональная незрелость; замкнутость; тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объём движений общей моторики. Ослабленный мышечный тонус мелкой моторики, дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти). При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомим с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с незнакомыми предметами и явлениями.

Принцип индивидуализации, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей. Гиперактивные дети на занятиях с использованием изотерапии успокаиваются, усваивают больше материала. Ребята, у которых преобладают процессы торможения, включаются в работу быстрее и стремятся сделать её быстрее и качественно.

Принцип связи речи с психическими процессами. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Ребёнок при помощи речи и не только получает новую информацию, но и приобретает возможность её по-новому усваивать, благодаря использованию нетрадиционных форм работы (изотерапии). Обогащение и расширение лексического запаса должно идти за счёт знакомства с новыми изобразительными материалами, нетрадиционными приёмами изображения.

Можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречки, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.). «Рисование предметами окружающего пространства». Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для педагога знаком вовлеченности в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности, различные виды изобразительного искусства благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. По мнению специалистов (А.И. Захаров и др.), рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Таким образом, применение элементов творчества в логопедических занятиях в качестве средства коррекции всех компонентов речи и работой над формированием саморегуляции и навыков самоконтроля над своими действиями, а также развитием умения сдерживать аффективные проявления дошкольников, являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Включение в структуру логопедических занятий различных элементов творчества не только обогащает занятие и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения.

Список литературы:

1. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

3. Гнедова Н.А. Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников. – 2017.

4. Красильникова А.В. Использование арт-терапии для преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей в условиях дошкольного учреждения. – 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи

Здесь можно узнать о том, как  помочь ребёнку раскрыть способности....

Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта средствами нетрадиционных техник рисования (из опыта работы)

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и...

Особенности работы дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушения речи и эмоционально-волевой сферы

Данная презентация предназначена для родителей. В ней раскрываются особенности работы  дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушения речи и эмоционально-волевой сферы. Что бесспокоит родителей...

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)

Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

Развитие творческого потенциала дошкольника в коррекционной работе учителя – логопеда

Речь, во всем ее видовом многообразии, являются необходимым компонентом общением, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...