Действия с предметами в коррекционно-развивающем обучении
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Действия с предметами в коррекционно-развивающем обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Действия с предметами в коррекционно-развивающем обучении

детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ

При выполнении действий с предметом решаются те же задачи, что и при показе предмета и его рассматривании, — развитие восприятия, накопление сенсорного опыта, обогащение словаря ребенка.

Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием или признаком, если он широко опирается при знакомстве с ним на различные анализаторы. Особенно важно, чтобы ребенок не только смотрел и слушал, но и действовал с предметом: трогал, его, ощупывал, гладил, двигал и т. п.          

При этом словарь ребенка с ОВЗ обогащается названиями действий, что способствует появлению в активной речи ребенка предложений.

После показа одного или нескольких действий взрослый предлагает детям (по одному) воспроизводить то или иное действие. Одно и то же действие с куклой поочередно выполняют несколько детей. Это очень важно для поддержания их активности, интереса к занятиям, обеспечения связи слова с действием самого ребенка.

Необходимо отметить, что, выполнив ряд действий с игрушкой на занятии, дети переносят усвоенные навыки и в самостоятельные игры. Таким образом, использование показа действий и выполнение действий детьми способствуют не только развитию мышления, речевых средств, но и развитию детской игры.

Выполнение действий с предметом позволяет знакомить детей со словами, обозначающими признаки действий, например, быстро провезти коляску, медленно пройти по комнате, высоко поднять руки и т. д.

Обучение детей действиям с предметами осуществляется на индивидуальных занятиях.

В основе овладения детьми действиями с предметами лежит подражание взрослым. Действия с предметами путем подражания усваиваются ребенком в такой последовательности:

  1. совместное выполнение действий взрослого с ребенком,
  2. отраженное выполнение действий ребенком по показу взрослого,
  3. самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции,
  4. самостоятельное выполнение действий в свободной деятельности.

При совместном выполнении действий ребенку с ОВЗ требуется постоянная помощь со стороны взрослого. Показав действия, взрослый берет руку ребенка (или обе руки) в свою и ведет ее в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч или шар, надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д.). Ребенок усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять и т. д.).

Постепенно действия детей с предметами становятся осмысленными и целенаправленными и переносятся в свободную деятельность.

Овладение совместными, отраженными и самостоятельными действиями, необходимо не только для развития у детей самих действий с предметами, но и для становления зрительного и слухового сосредоточения, эмоционального и делового общения, формирования пассивной и активной речи.

Занятия, на которых ребенок самостоятельно выполняет действия с предметами, направлены также на стимулирование его интеллектуального развития (например, дается задание выложить из мозаики дорожку определенного цвета, длины и т. д.).

Затем ребенок должен научиться понимать, что действие, выполняемое с одним предметом, может выполняться и с другим. Его просят, например, снять кольцо с пирамидки, верхний кубик - с постройки, платье - с куклы, шапку - с себя и т. д.

На первом этапе обучения в процессе выполнения действий с предметами взрослый устанавливает с ребенком тесное эмоциональное или деловое общение: он поглаживает руку ребенка; вызывает ответную улыбку; хлопает в ладоши или гладит по голове, отмечая успех; хмурит брови; употребляет слова с оценочным значением и соответствующей мимикой («хорошо», «очень хорошо», «правильно», «так», «еще» и т. д. в сочетании с улыбкой, кивком головы или «плохо», «нет», «так нельзя», «не так» и т. д.).

Подобный подход к развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ позволяет сформировать опыт ориентировки в окружающем, обогатить детей разнообразными сенсорными впечатлениями и сформировать наряду с наглядно-действенным мышлением элементы  наглядно-образного мышления и простейших видов речевых суждений в рамках ведущей деятельности возраста – деятельности восприятия и осуществлять коррекцию высших психических функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для родителей:«Ребенок с ограниченными возможностями. Развитие движений, обучение действиям с предметами».

Уважаемые коллеги! Предлагаемый ниже материал может быть полезен родителям для самостоятельных  занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Индивидуальная комплексная коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания

Целью коррекционно-педагогической работы  является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ограниченными. В процессе коррекционного обучения и воспитания...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Дела и действия"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей  группе комбинированной направленности для детей с ТНР...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Методические приемы обучения действиям с предметами.

Занятия с детьми раннего возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.Суть обучения маленьких дет...

Игровая коррекционно-развивающая технология обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ «Волшебный коврограф"

А Вы применяете инновационные технологии в своей работе? Я иду в ногу со временем и активно использую как традиционные, так и инновационные методики и технологии в коррекционной работе с детьми в свое...

Методические приемы обучения действиям с предметами.

Суть обучения маленьких детей заключается в том, что у них отсутствуют не только мотив учебной деятельности, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для нее (усвоение первых знаний и умени...