Индивидуальный план профессионального развития Учитель-логопед: Кочеткова К.Т. Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24»
Индивидуальный план профессионального развития
Учитель-логопед: Кочеткова К.Т.
Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного
взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
Группа: воспитанники старшей групп компенсирующей направленности
Начало работы: 01.09.2025 г.
Окончание работы: 31.05.2026 г.
Форма самообразования: индивидуальная
Актуальность.
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью мы решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий включаянейроигры и нейроупражнения.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекцию нарушения речи, можно отнести В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Включение нейроигр и упражнений на занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работымозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня вниманияи памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.
И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в логопедической работе с дошкольниками.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
-реализовать федеральный государственный стандарт в работе с дошкольниками;
-использовать современные технологии и методы работы с детьми;
-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
-активизировать познавательные и мыслительные процессы, развивать речь дошкольников.
Ожидаемые результаты
Для учителя-логопеда:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Для воспитанников средней и старшей групп:
- развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- оптимизация интеллектуальных процессов;
- стабилизация эмоционального фона;
- оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
- оздоровление организма, мобилизация ресурсов;
- повышение работоспособности;
- активизация речевой деятельности
Индивидуальный план профессионального развития
№ п/п | Форма работы | Содержание | Срок | Результат | |
1 | Информационно – подготовительный этап | ||||
-Изучение научно-методической литературы; -Знакомство с работами других педагогов; | Изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации | сентябрь-октябрь | Картотека литературы и периодической печати по теме | ||
2 | Практический этап | ||||
Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений | Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений; изготовление карточек и пособий. | ноябрь- март | -Картотека артикуляционной гимнастики с движением рук -Картотека цепочек слоговой структуры на переключаемость - Карточки для зеркального рисования -Картотека нейроигр с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку); | ||
- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений. - Создание кинезиологических сказок; создание альбома по к/сказкам -Консультация для педагогов «Что такоенейроигры?» | Пособия и игры Выставка пособий Иллюстрирован-ный альбом «Кинезиологичес-кие сказки» Буклет | ||||
Взаимодействие с родителями | - Консультации для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических упражнений для развития речи дошкольников», «Кинезиологические упражнения с детьми дома». | Папки –передвижки Стенд для родителей в группах Буклеты | |||
Распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты | |||||
3 | Итоговый этап | ||||
Выступление на ГМО учителей-логопедов | январь | Банк идей (методическая подборка) | |||
Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела» | апрель-май | Презентация | |||
Открытое занятие для родителей | Видеозапись | ||||
Выставка игр и пособий для педагогов ДОУ | Фото | ||||
Литература:
- Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c.
- Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/ СПб.: Нева, 2022. 160 c.
- Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.
- Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c.
- Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c.
- Жукова О.С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.: Малыш, 2022. 32 c.
- Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
- Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c.
- Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018. 112 c.
- Праведникова И.И. Развитие грамматического строя речи: учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 70 c.
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c.
- Чебыкина Н.Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М.: АСТ, 2021. 80 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97» Тема по самообразова...

: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
Материалы по самообразованию учителя-логопеда...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....
План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

Мастер класс для педагогов и родителей: "Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Развиваем внимательность и межполушарные связи...
Проект на тему: «Нейроигры, как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у детей дошкольного возраста».
Нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышлени...

План работы по самообразованию "Нейроигы - как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей с ОВЗ"
Изучения и использования нейроигр и упражнений в работе с детьи ОВЗ....
