Индивидуальный план профессионального развития Учитель-логопед: Кочеткова К.Т. Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

ИПП учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуальный план развития25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24»

Индивидуальный план профессионального развития

Учитель-логопед: Кочеткова К.Т.

Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного

взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста" 

 Группа:  воспитанники старшей  групп компенсирующей направленности

Начало работы: 01.09.2025 г.

Окончание работы: 31.05.2026 г.

Форма самообразования: индивидуальная 

Актуальность.

 В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью мы решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий включаянейроигры и нейроупражнения.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекцию нарушения речи, можно отнести В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Включение нейроигр и упражнений на занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают  вследствие особенностей развития головного мозга детей.

В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работымозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня вниманияи памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

  Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

   И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

   Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в логопедической работе с  дошкольниками.

Задачи:

 Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

-реализовать федеральный государственный стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы с детьми;

-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы, развивать речь дошкольников.

 Ожидаемые результаты

Для  учителя-логопеда:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников  средней и старшей групп:

- развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

- развитие межполушарного взаимодействия;

 -  оптимизация интеллектуальных процессов;

-  стабилизация эмоционального фона;

-   оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

-  оздоровление организма, мобилизация ресурсов;

 -  повышение работоспособности;

  - активизация речевой деятельности

Индивидуальный план профессионального развития

п/п

Форма работы

Содержание

Срок

Результат

1

Информационно – подготовительный этап

-Изучение научно-методической  литературы;

-Знакомство с работами других педагогов;

Изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

                        сентябрь-октябрь

Картотека литературы и периодической печати по теме

2

Практический этап

Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений

Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений; изготовление карточек и пособий.

ноябрь- март

-Картотека артикуляционной гимнастики с движением рук

-Картотека  цепочек слоговой структуры на переключаемость

- Карточки для зеркального рисования

-Картотека нейроигр с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку);

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений.

- Создание кинезиологических сказок; создание альбома по к/сказкам

-Консультация для педагогов «Что такоенейроигры?»

Пособия и игры

Выставка пособий

Иллюстрирован-ный альбом «Кинезиологичес-кие сказки»

Буклет

Взаимодействие с родителями

- Консультации для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических упражнений для развития речи   дошкольников», «Кинезиологические упражнения с детьми дома».

Папки –передвижки

Стенд для родителей в группах

Буклеты

Распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты

3

Итоговый этап

Выступление на ГМО учителей-логопедов

январь

Банк идей (методическая подборка)

Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

апрель-май

Презентация

Открытое занятие для родителей

Видеозапись

Выставка игр и пособий для педагогов ДОУ

Фото

Литература:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c. 
  2. Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/ СПб.: Нева, 2022. 160 c. 
  3. Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.
  4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c. 
  5. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c. 
  6. Жукова О.С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.: Малыш, 2022. 32 c. 
  7. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c. 
  8. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c. 
  9. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018. 112 c. 
  10. Праведникова И.И. Развитие грамматического строя речи: учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 70 c.
  11. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c. 
  12. Чебыкина Н.Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М.: АСТ, 2021. 80 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97»               Тема по самообразова...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.

Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

Проект на тему: «Нейроигры, как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у детей дошкольного возраста».

Нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышлени...