План работы по самообразованию "Нейроигы - как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей с ОВЗ"
материал (средняя группа)
Изучения и использования нейроигр и упражнений в работе с детьи ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: ИНН 3704002708 КПП 370401001
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«НЕЙРОИГРЫ – КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
образовательная область
«познавательное развитие»
возраст 5-6 лет, дети ЗПР
Разработала:
Воспитатель: Ковалева М.Д.
Тейково
2025 -2026 уч.г.
Цель самообразования: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с детьми ОВЗ.
Задачи самообразования:
#1048;зучить методики, технологии по применению нейроигр.
#1048;зучить методическую литературу по данной теме.
#1056;азработать картотеки игр и упражнений по нейроиграм.
#1057;оздавать условия для познавательного, речевого, физического развития детей.
#1056;азработать консультации, мастер – классы для родителей по данной теме.
#1055;риобщить родителей к изготовлению, применению игр для успешного развития ребенка.
7. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
8. Использовать современные технологии и методы работы с детьми ОВЗ;
9. Активизировать познавательные психические процессы дошкольников: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
Нейропсихологические игры будут способствовать:
- Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, мышления, моторики;
- Развитию межполушарного взаимодействия;
- Развитие двигательной и пространственной сферы;
- Повышению умственной работоспособности;
- Оптимизации интеллектуальных процессов;
- Совершенствованию способности к концентрации внимания
- Стабилизации эмоционального фона;
- Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
- Повышению самооценки ребенка;
- Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
Ребенок становится более самостоятельным и уверенным и лучше ориентируется в окружающем мире;
Актуальность
В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Традиционные общепринятые психолого - педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.
И так, что же такое нейроигры? Нейроигры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-6 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Ожидаемые результаты:
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Для воспитанников группы:
- Снижение тревожности детей
- Повышение стрессоустойчивости организма
- Высокая способность к произвольному контролю
- Развитая координация движений, точное выполнение движений
- Высокая познавательная активность
- Развитые память, внимание, творческое мышление.
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Практические игры и упражнения не реже одного раза в день длительностью не менее 5 минут;
- Использование в работе дыхательных, пальчиковой гимнастики, глазодвигательных, телесных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
- Привлечение семьи.
Предполагаемый результат:
- Владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей с ОВЗ;
- Повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
План работы над темой:
1.Организационно-ознакомительный (диагностический)
- постановка проблемы;
- подбор и изучение литературы по проблеме;
- определение целей и задач работы над темой;
- планирование работы по самообразованию.
2.Основной (практический)- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);
- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.
3.Заключительный (обобщающий)- подведение итогов;
-оформление результатов работы по теме самообразования;
- представление материалов;
- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;
- распространение опыта работы на уровне ДОО.
Преимущества использования нейроигр:
-игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
План работы:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Изучение литературы по данной теме. Нейропсихологические игры: «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу» | Консультация «Что такое нейропсихологические игры?» |
Октябрь | Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей | Консультация для родителей «Польза нейроигр для ребенка» |
Ноябрь | Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки» | Разработка памяток и буклетов для родителей |
Декабрь | Создание пособия для работы «Танцующие человечки» | Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно» |
Январь | Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием | Изготовление буклета «Нейроигры это весело!» |
Февраль | НОД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр
| Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии» |
Март | Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д | Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома» |
Апрель | Сравнительный количественный и качественный анализ результатов | Создание картотеки «Заряжалка для мозга» |
Май | Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий | Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми |
Индивидуальный план самообразования
( Возможны изменения).
Дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.
При использовании нейропсихологических упражнений, направленных на развитие разнообразных способностей ребенка результат не заставит себя долго ждать. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте.
При применении нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками на занятиях и в режимных моментах у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Список литературы для самообразования по теме:
1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
3. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное
взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6.
4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с:
5. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.:
6. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е.
Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. :
7. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е.
Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.:
(Культура здоровья с детства).
8. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97» Тема по самообразова...

: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
Материалы по самообразованию учителя-логопеда...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....
План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

«Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»
laquo;Нейроигры - средство активизации межполушарноговзаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»...
Отчет по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Актуальностью моей темы по самообразованию является:В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что ...

