План работы по самообразованию "Нейроигы - как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей с ОВЗ"
материал (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Изучения и использования нейроигр и упражнений в работе с детьи ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr_neyroigry.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»

(МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: ИНН 3704002708 КПП 370401001

ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«НЕЙРОИГРЫ – КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

образовательная область

«познавательное развитие»

возраст 5-6 лет, дети ЗПР

Разработала:

Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2025 -2026 уч.г.

Цель самообразования: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с детьми ОВЗ.

Задачи самообразования:

#1048;зучить методики, технологии по применению нейроигр.

#1048;зучить методическую литературу по данной теме.

#1056;азработать картотеки игр и упражнений по нейроиграм.

#1057;оздавать условия для познавательного, речевого, физического развития детей.

#1056;азработать консультации, мастер – классы для родителей по данной теме.

#1055;риобщить родителей к изготовлению, применению игр для успешного развития ребенка.

7. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

8. Использовать современные технологии и методы работы с детьми ОВЗ;

9. Активизировать познавательные психические процессы дошкольников: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Нейропсихологические игры будут способствовать:

- Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, мышления, моторики;

- Развитию межполушарного взаимодействия;

- Развитие двигательной и пространственной сферы;

- Повышению умственной работоспособности;

- Оптимизации интеллектуальных процессов;

- Совершенствованию способности к концентрации внимания

- Стабилизации эмоционального фона;

- Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

- Повышению самооценки ребенка;

- Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

Ребенок становится более самостоятельным и уверенным и лучше ориентируется в окружающем мире;

Актуальность

В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Традиционные общепринятые психолого - педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

И так, что же такое нейроигры? Нейроигры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-6 лет.

Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Ожидаемые результаты:

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников группы:

- Снижение тревожности детей

- Повышение стрессоустойчивости организма

- Высокая способность к произвольному контролю

- Развитая координация движений, точное выполнение движений

- Высокая познавательная активность

- Развитые память, внимание, творческое мышление.

- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

- Практические игры и упражнения не реже одного раза в день длительностью не менее 5 минут;

- Использование в работе дыхательных, пальчиковой гимнастики, глазодвигательных, телесных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

- Привлечение семьи.

Предполагаемый результат:

- Владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей с ОВЗ;

- Повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

План работы над темой:

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой;

- планирование работы по самообразованию.

2.Основной (практический)- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

3.Заключительный (обобщающий)- подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

- представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

- распространение опыта работы на уровне ДОО.

Преимущества использования нейроигр:

-игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

План работы:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

Нейропсихологические игры: «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу»

Консультация «Что такое нейропсихологические игры?»

Октябрь

Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей

Консультация для родителей

«Польза нейроигр для ребенка»

Ноябрь

Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки»

Разработка памяток и буклетов для родителей

Декабрь

Создание пособия для работы «Танцующие человечки»

Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно»

Январь

Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием

Изготовление буклета «Нейроигры это весело!»

Февраль

НОД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр

Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии»

Март

Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д

Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома»

Апрель

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов

Создание картотеки «Заряжалка для мозга»

Май

Демонстрация опыта в форме открытого занятия

с применением базовых нейропсихологических технологий

Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми

Индивидуальный план самообразования

( Возможны изменения).

Период

Тема самообразования

Форма и срок отчета

Сентябрь

Сбор и анализ информации. Изучение и подбор методической литературы.

План самообразования.

Конец сентября – начало октября.

Октябрь

Обогащение предметно-развивающей среды

• Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

«Нейрогимнастика для дошкольников»

• Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

Картотеки.

«Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

«Нейрогимнастика для дошкольников»

Альбом «Кинезиологические сказки»

Октябрь-начало ноября

Ноябрь

Изготовление пособий и атрибутов для игр

Наличие пособий и атрибутов для игр

Ноябрь – май

Практическое применение игр в работе с детьми.

Фотогалерея «Играем с пользой»

Май

Октябрь

Январь

Март

Подбор материала и оформление консультаций для родителей по заданной теме.

Консультации и папки-передвижки

Октябрь

Январь

Март

Октябрь-май

Индивидуальные консультации с родителями

Май

Осуществление распространения опытом.

Отчет о проделанной работе

«Применение нейроигр в образовательном процессе».

Дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.

При использовании нейропсихологических упражнений, направленных на развитие разнообразных способностей ребенка результат не заставит себя долго ждать. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте.

При применении нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками на занятиях и в режимных моментах у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

Список литературы для самообразования по теме:

1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.

3. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное

взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6.

4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с:

5. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.:

6. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е.

Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. :

7. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е.

Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.:

(Культура здоровья с детства).

8. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97»               Тема по самообразова...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.

Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

«Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»

laquo;Нейроигры - средство активизации межполушарноговзаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»...

Отчет по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Актуальностью моей темы по самообразованию является:В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что ...