Конспект логопедического занятия «Лесною тропою» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Барабанщикова Ольга Николаевна

Цель: Формирование ответственного отношения  к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_lesnoyu_tropoyu.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Лесною тропою» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности  с ТНР.

Подготовила: учитель – логопед  Барабанщикова О.Н.

Цель: Формирование ответственного отношения  к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

- Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях.

- Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.

Развивающие:

- Развивать кругозор, мышление, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.

- Развивать коммуникативные умения, связную речь, умение вести диалог.

 - Воспитывать звуковую культуру речи,  совершенствовать  речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

 -  Обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме занятия, развивать  умение обобщать, сравнивать, противопоставлять. 

– Развивать объем речевого дыхания.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны.

- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

 

Материалы и оборудование:  эмблемы «Защитники природы», экологические знаки, иллюстрации по теме «Лес и его обитатели».

Ход НОД:

Дети заходят, становятся в круг.

Логопед: Здравствуйте,  дети!

Послушайте стихотворение:

Взгляни на глобус – шар земной

– Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки: «Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река, свои теряя берега,

И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги. «Ты береги нас, береги!»

- О чём говорит поэт в этом стихотворении? (ответы детей).

Логопед:  Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе.  Ребята, а что такое природа?

Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.

Логопед: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.

Логопед: Для чего человеку нужна природа?

Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.

Логопед: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. А человек, что делает для природы?

 Ребята, я хочу вам предложить отправиться в гости к природе и посмотреть, нужно ли ей чем-то помочь? Согласны?  Но сначала я предлагаю вспомнить правила поведения на природе, играя в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, если действие правильное, хлопаем 3 раза, если плохое, то все вместе топаем!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Логопед: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь!

Возьмемся за руки, друзья!

Чтобы наш поход проходил веселее, я предлагаю вам повторять за мной все движения и слова. Я говорю, а вы за мной повторяете. Итак, начнем!

Логоритмика «Лесною тропою»
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)
Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)

Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка – пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

Логопед: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?

Дети: Чистый, свежий.

Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?

Дети: Да, отличается.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика.

Воздух свежий мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Логопед: А теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)

 Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

 Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

Логопед: Ребята, посмотрите: на пенёчке лежит книга. Давайте её поближе рассмотрим.    Это «Жалобная книга». Давайте прочитаем, что в ней написано? 

Много жалоб накопилось

У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали сохнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи песни
Соловей нам не споет.
Логопед:  Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно,  наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Давайте мы вместе с вами полистаем её.

Логопед: Открываем первую страницу!  Жалуется берёза: «Когда- то была я берёзой — красавицей, но пришли люди собрать берёзовый сок, сделали надрезы, собрали сок и ушли. Вытекает моя кровь – берёзовый сок. Плохо мне!».

 Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как можно помочь берёзе?

Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.

Логопед: Вот тогда  берёзка обязательно выздоровеет. Ребята, а как можно предупредить других людей, чтобы, когда они придут в лес, не совершали таких поступков. (Ответы детей).

 Сейчас, ребята, давайте найдем знак «Не повреждай кору деревьев!» (Дети выбирают знак, который надо из предложенных знаков). Мы поставим его в берёзовой роще.

А теперь мы немножко отдохнем и поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали -

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Логопед: Следующая страница: «Мы – первоцветы, как только растаял снег, протянули навстречу ласковому весеннему солнышку свои нежные цветочки. Но пришли люди, потоптали, порвали эту красоту».

 Ребята, какие цветы называются первоцветами? (ответы детей)

 Ребята, чтобы цветы появились на полянке, отгадайте загадки:

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется …(подснежник).

Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

Как гусята разбежались
Желтые цветочки.
Улыбнулись детворе
Нежные комочки (Гусиный лук)

Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)

Логопед: Какая красота в лесу! Молодцы, ребята! Как помочь первоцветам? Что нужно сделать, чтобы такого не повторилось? 

Ответы детей.

Глядя на эти великолепные растения, так хочется сказать:

 Логопед читает стихотворение:

Берегите первоцветы -

Весны первые шаги!

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

Ставим знак «Берегите цветы!»

 Но, в «Жалобной книге» есть ещё страница. Перевернем её.

 «Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная  нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!».

Логопед: Ребята, из чего делают свой дом муравьи? (Ответы) Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Мы поможем муравьям? Давайте мы временно превратимся в муравьёв и построим новый муравейник. 

Подвижная игра «Муравей» 

Дети становятся в круг.

Муравей нашёл былинку,     (наклоны)
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинку  (идут по кругу, «держа бревно»)
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей,     (полуприсед)
Он ползёт уже с трудом       (присед)
Но зато такой хороший        (поворачиваются в круг, подняв руки к центру)
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)

Логопед: Посмотрите, вот и получился муравейник. Как мы можем предупредить других людей, что здесь муравейник? (Ответы) Давайте возле него мы поставим знак «Не разоряйте муравейники!»

 «Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите лес. И тогда жалобная книга природы всегда будет чистой!

Логопед:

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Вернемся вместе – ты и я,

В наш детский сад родной.

Дети идут змейкой и становятся в круг.

Логопед: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Логопед:

Говорю вам – молодцы!

Природу дети берегите,

И нашу Землю не губите!

Природу нужно охранять,

А за задание вам 5!

Детям вручаются эмблемы «Защитник природы».

 

Рефлексия.

Ребята, где мы с вами побывали сегодня?

Какую книгу мы листали?

Кому мы помогли?

Вы будете защитниками природы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Царство цвета" для детей подготовительной группы с ОНР 3 уровня

конспект направлен на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, закрепление правильного употребления предлогов и развития связной речи....

Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Осенняя пора»

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия по развитию связной речи , основанный на использовании мнемотехники. В частности, в занятии используются мнемодорожки. Так же занятие постр...

Конспект логопедического занятия «Юные натуралисты» для детей подготовительной группы

Конспект логопедического занятия «Юные натуралисты» для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по лексической теме «Насекомые»...

Конспект логопедического занятия с мини подгруппой детей подготовительной группы. Тема: "Автоматизация звука "Ж" в словах, предложениях".

Конспект составлен для открытого занятия для логопедов. На логопедическом занятии решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. У занятия есть тематический с...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР) . Тема: «В поисках гласных букв»

Возраст детей, направленность группы. Дети 6-7 лет, группы компенсирующей направленности.Форма проведения      Игровое путешествие.Приоритетные образовательные области...

«В поисках гласных букв». Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР)

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о гласных буквах (А, О, И, У, Я) и звуках ([а], [о], [и], [у])....