речевые игры
консультация по логопедии (старшая группа)
Представлены игровые приемы для детей логогруппы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и задания для детей логопедической группы
Уважаемые родители, многие из вас не знают, как играть с ребенком в речевые игры, как увеличить словарный запас и активизировать уже имеющийся словарь в повседневной речи. Кроме того, нужно сделать это занятие интересным, увлекательным. Ведь превращать необходимое дело в занимательное – это тоже важный навык в любой, даже самой скучной деятельности. Играя с ребенком родители очень многое открывают в нем, о чем ранее даже не подозревали. Если это делать регулярно, то игра станет замечательной семейной традицией. Взрослые в век карьеризма и достигаторства, как и дети, нуждаются в непринужденной и веселой коммуникации. В этом помогут игры, которые мы часто используем в работе сами и даём вам в виде домашних заданий. Пользуйтесь ими как в специально отведенное время, так и в бытовых ситуациях, например, чтобы скоротать время в дороге, ведь предложенные нами игры не требуют специального оборудования и условий.
- «Слушай и показывай». Взрослый читает сказку/рассказ, а ребенок показывает иллюстрации, предметные картинки, символы, которые в данный момент фигурируют в рассказе. Либо после прочтения задаем ребенку вопросы по содержанию, а ребенок показывает ответ-картинку (персонажа на иллюстрации). Эта игра на слуховое внимание и понимание речи.
- «Узнай по голосу», «Повтори». Ребенок с закрытыми глазами определяет направление звука и его источник. Можно играть с неречевыми звуками (рвем бумагу, трясем банку с крупой, наливаем воду). Можно попросить ребенка воспроизвести звук или ряд ритмических звуков.
- «Поймай звук». Просим ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит изучаемый звук среди других звуков, слогов, слов с заданным звуком. Вариант этой игры «Поймай /укажи ошибку», просим хлопнуть/топнуть/свистнуть тогда, когда взрослый произносит звук/слово неправильно, искаженно.
- Какой первый/последний звук в данном слове, сколько звуков в слове? Назови их последовательно. Определи место данного звука (начало, середина или конец слова. Сколько раз повторяется данный звук в слове (например, звук «о» в слове «молоко»). Составь слово из звуков (букв в более старшем возрасте).
- «Запомни, назови/покажи» или «Что изменилось, чего не стало». Показать ряд предметов/игрушек, попросить ребенка отвернуться и тем временем поменять порядок/убрать одну из игрушек; затем попросить восстановить, как было.
- «Угадай по действию», например: несется, кудахчет, клюёт (курица). И обратное данному упражнению игра: «Подбери действие к предмету».
- «Угадай по описанию», например: желтый, спелый кислый он, называется … (лимон). И обратное данному упражнению «Опиши предмет» (можно дать вспомогательную план-схему в виде символов: величина, форма, цвет, твердость, мягкость, из каких деталей состоит, польза/вред/назначение). Можно описывать предмет в известной игре «Чудесный мешочек» (ребенок просовывает руку в мешок с игрушками/предметами и описывает величину, форму, материал предмета) Более сложный вариант этого задания – «Сравни 2 предмета» (по вопросам или плану с условными обозначениями)
- «Сходства и различия» или «Синонимы - антонимы». Подбор синонимов к разным частям речи; например, синонимы к прилагательному «красивый»: прекрасный, изумительный, замечательный, неповторимый. Тут же подбираем антонимы: уродливый, ужасный. Легче всего тут играть с прилагательными.
- «Жадина» - в книге с иллюстрациями (где, например, изображены вкусные продукты или игрушки) листая страницу успеть первым накрыть ладошкой изображение и сказать соответственно «мой», «моя», «моё», «мои». Здесь мы тренируемся правильно определять и применять в речи род предмета.
- «1-2-5-много-нет». Называем предмет с данными числительными или словами. Следим за правильностью окончаний, то есть исправляем «много карандашов, много рыбов, пять помидора, два окны». Другой вариант – просто назвать предмет во множественном числе: стол-столы, ухо-уши, стул-стулья и др.
- «Доскажи словечко». Здесь цель – правильное употребление слова в разных падежах. Для этого готовим текст, где последнее слово должен договорить ребенок. Например. «У нас во дворе росла … (показ картинки) липа. Давно уже дед посадил эту … липу. Стоит скамейка под нашей … липой. Папа посадил еще несколько … лип. Было бы пусто и неуютно без этой… липы.»
- «Что без чего не бывает?» (машины без колес, сливы без косточки, расчески без зубчиков); «Что чем было?» (бумага была деревом, старик был мальчиком, стекло было песком, кувшин был глиной); «Что чем будет?» (противоположная предыдущей: дерево будет столом, кирпичи будут домом); «Кто чем питается? Защищается? Работает?» (тренируемся произносить слова в творительном падеже); «Кому что надо?» (кисть нужна художнику, а половник …повару; кость нужна собаке, а морковь - кролику) – активируем в речи дательный падеж
- «Назови по-другому». Здесь учимся образованию относительных и притяжательных прилагательных. Например, ваза их хрусталя (какая?)- хрустальная, нора лисы (Какая? Чья?) – лисья. На картинке с изображением животного можно прикрыть листком бумаги основную часть тела, оставив лишь уши, хвост, лапы и спросить ребенка: «Чей это хвост?» (добиваемся ответа-прилагательного, например, «кошачий»)
- «Прятки». Здесь цель – упражняться в правильном использовании в речи предлогов и развитие пространственного мышления. Кукла и мишка решили поиграть в прятки. Далее взрослый ставит куклу за мишкой, наоборот, прячет в коробку, под стол, на полку и просит ребенка озвучить их местоположение (кукла в коробке, а мишка на полке над столом; кукла теперь под столом, а мишка в шкафу). Неговорящих детей можно упражнять в понимании словесных инструкций. Мы их просим положить мишку в шкаф, спрятать куклу за мишкой, положить её в коробку, поставить её на полку.
- «Назови одним словом». Просим ребенка подобрать обобщающее слово для предметов: помидор, малина, береза, роза (растения); помидор, огурец, перец, лук (овощи); береза, ель, сосна, ива (деревья). То есть можем объединять предметы как по малому, так и по большему количеству признаков. Противоположный вариант игры: «Назови 5 животных, деревьев, профессий».
- «4-й лишний». Здесь взрослый называет/показывает 4 предмета, 3 из которых относятся к одной смысловой группе, а 1 отличается, например: стол, стул, кровать, стакан. Ребенок должен определить лишний предмет, и объяснить свой выбор: «Стол, стул, кровать – это мебель, а стакан - посуда».
- «Я-ты-он-она». Меняем слово-действие (глагол)в зависимости от местоимения. Например, слово идти: я иду, мы идем, ты идешь, вы идете, он идет, они идут.
- «Бывает-не бывает» или «Небылицы». Взрослый допускает логические ошибки, а ребенок исправляет. «Дождь пошел, потому что я взял зонт»; «Синица громко каркает»; «Яблок всегда меньше чем яблонь»; «Я взял лопату, после того как вскопал грядку»; «В лесу выросло много грибов, ягод, огурцов».
- «Рассказ по картине/иллюстрации/серии картин». После того как взрослый прочитает/расскажет рассказ, просим ребенка повторить его по опорным картинкам. Можно усложнить задачу, попросив его: придумать начало, конец рассказа; ответить на вопросы по содержанию. Ответы детей должны быть развернутые, а не однословные. Можно предложить расположить серию картинок в нужной последовательности и составить рассказ самостоятельно.
- «Рифмы». Учим стихотворения с помощью символических картинок, схематических фигурок договаривая в рифму последнее слово. Например:
Улетел скворец от стужи,
Сытно за морем живет.
Воду пьет из теплой лужи
Только песен не поёт.
Перед заучиванием надо убедиться, что ребенок понимает как общий смысл стихотворения, так и отдельно слова из него; пояснить, если надо их смысл. Затем надо выделить слова-рифмы и отдельно их повторить. Можно отстучать ритм стихотворения по слогам (сначала вместе, а потом попросить самостоятельно). В целом отстукивать разные ритмические рисунки очень полезно с раннего возраста.
Кроме того, детям всегда надо пояснять значение редко употребляемые слова, например, названия: деталей предметов, детенышей, профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...

семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....

Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...
