Статья ««Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов»
статья по логопедии

Ульянова Ирина Анатольевна
Статья ориентирована на квалифицированную помощь специалистам дошкольного образования в овладении технологией проектирования. Статья будет интересна большинству современных специалистов, участвующих в коррекционно-образовательном процессе, осознающих необходимость оптимизации логопедического сопровождения.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx8.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов»        

Аннотация. 

Статья ориентирована на квалифицированную помощь специалистам дошкольного образования в овладении технологией проектирования. Статья будет интересна большинству современных специалистов, участвующих в коррекционно-образовательном процессе, осознающих необходимость оптимизации логопедического сопровождения.

Ключевые слова.

Проектная деятельность

Оптимизация логопедического сопровождения

Инновационные формы организации методического объединения

Электронные образовательные ресурсы

Приёмы мнемотехники

В условиях модернизации российского образования в регионах определяется актуальность совершенствования форм, методов и средств логопедического сопровождения дошкольников. Оптимизация логопедического сопровождения взаимосвязана с процессом профессионального развития учителя-логопеда, которое реализуется, в том числе, и посредствам участия в методических объединениях.

Которые, на наш взгляд, близки к «продуктивному образованию» в США, т.к. имеют схожую систему принципов работы:

- учёба ориентирована на реальную практику, привязана к решению практических задач;

- учебные курсы построены как обучающая работа;

- форма учёбы (как у нас в данном случае) – проекты, часть которых совместные исследования. 

Проектирование, по мнению О.С. Газмана, - комплексная деятельность, обладающая признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни.

Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых),

        Для решения одной из актуальных задач специальной педагогики – повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей, и мы обратились к технологии проектирования.

        Вопросы проектирования в педагогической деятельности рассматриваются в настоящее время, как правило, в контексте прогрессивных моделей организации учебного процесса. Ценность метода проектов в педагогической практике видится в возможности освоения обучающимися способа самостоятельного познания, в расширении и обогащении индивидуального опыта.

Нами была предложена тема проекта: «Инновационная деятельность учителя-логопеда в современных условиях». Одна из задач, решаемых в процессе реализации нашего проекта – освоение технологии проектирования эмпирическим путём. Основа любого проекта – мыслительная деятельность. Одним из главных компонентов в нём оказывается генерация, проработка, комбинирование проектных идей.(Н.А.Краля) Результат проектирования – образ нового объекта, т.е. совокупность надлежащим образом разработанных, обоснованных и выстроенных идей.

        Мы обозначили компоненты и предложили коллегам:

  • выделить проблему;
  • сформулировать гипотезу;
  • определить цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.

Все полученные результаты параллельно с деятельностью рабочих групп фиксировались, обрабатывались и оформлялись в виде презентации.

Таким образом, мы подошли к этапу решения исследуемой проблемы. Здесь происходит систематизация материала, намечаются пути внедрения в практику. Построение модели, определение направления стала первой ступенькой реализации этого этапа.

Были выбраны 3 блока, по которым и продолжилась работа:

I блок – Использование электронных образовательных ресурсов

II блок – Использование приёмов мнемотехники.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

I блок – Использование электронных образовательных ресурсов

        Это направление было выбрано не случайно. В настоящее время современные технические устройства, использующие в работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а так же общему развитию детей.

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы…Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции них нарушений лексико-грамматических средств языка. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес: «…компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Тимофеева Ж.А. 1997г). В этом случае применение компьютерных технологий становится особо целесообразным, т.к. представляет информацию  в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

II блок – Использование приёмов мнемотехники.

Пропедевтическая значимость современной коррекции нарушений речи вызывает необходимость поиска путей совершенствования логопедической работы. Наряду с общепринятыми приёмами и методами логопедического сопровождения дошкольников вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных технологий, которые опережают развитие ребёнка, однако не превышают его возможностей.  Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развиваюшего обучения является использование приёмов мнемотехники.

Использование приёмов мнемотехники  на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Это особенно актуально для дошкольников с речевыми нарушениями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.( Т.В.Егорова, 1973; А.Н.Леонтьев, 1981)

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания детям предлагаются не изображения предметов, а модели, символы, схемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Причины того, что опора позволяет лучше запомнить предлагаемый материал, в следующем:

а)        заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность;

б)        привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка к запоминанию;

в)        выбор нужного вида опоры помогает найти личностно ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

Безусловно, есть много различных приемов логопедического воздействия. Одним из действенных приёмов, по нашему мнению, является использование приёмов мнемотехники.

        

Литература.

1. Е.С. Евдокимова Технология проектирования в детском саду. Волгоград, 2005г

2. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. –  С. 214 .

3. Н.А. Краля. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.

4.  Граб Л.М. Обучение творческому рассказыванию детей 5-7лет Учитель, 2010г

5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколького возраста Детство-Пресс 2009г

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении рассказов. // Дошкольное  воспитание 10, 1990.

7. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2004.

8. Господинова, М.К., Полянина, Н.Б. Проектная  деятельность в начальной школе: -  Волгоград: Учитель, 2009

9.  Берестова Л.В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР. – Материалы научно-практических конференций 2006-2008/ Под. ред. Яковлевой Н.Н.- АППО, 2008

10. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007  4 с. 51-54.

11. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008,  4, с. 102-115.

12. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002,  2, с. 50-53.

13. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Сборник материалов научно-практической конференции: Санкт-Петербург, 2011. В данный момент сборник отдан в печать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов г.Троицк Челябинская область.

В рамках реализация методического объединения учителей-логопедов осуществляется повышение профессионализма учителей-логопедов, развитие их творческого потенциала в соответствии с новыми требованиями Ф...

Методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов Корсаковского городского округа

Методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов Корсаковского городского округа...

Выступление на районном методическом объединении учителей- логопедов и учителей -дефектологов

Тема РМО:" Коррекционно- развивающая работа с детьми функциональными расстройствами зрения...

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...

Проектная деятельность: «Использование инновационных форм работы в организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Создавать условия для опытно – экспериментальной деятельности, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей....