Говорим правильно
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Задера (Маркова)Таисья Витальевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorim_pravilno.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное   учреждение города Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»

Рабочая программа дополнительной услуги

«Говорим правильно»

 

Учитель-логопед:

Задера Т.В.

г. Нижневартовск


СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ        3

I.Целевой раздел        5

1. Пояснительная записка        5

1.2 Цели и задачи Программы        6

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы        6

1.4  Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры        7

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        8

2.2 Виды дефектов произношения у детей, подлежащих зачислению на дополнительную услугу «Учимся говорить правильно»        8

2.3 Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми        9

2.4 Содержание индивидуальных занятий        11

2.5 Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями        13

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        13

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы        13

3.2 Обеспечение реализации программы        14

Приложение 1        15

Диагностический инструментарий логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста        15

с нарушением звукопроизношения по методике Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.        15

Приложение 2        17

Примерный план работы над коррекцией произношение всех групп звуков        17

Приложение 3        20

Различные формы организации и проведения занятий в рамках индивидуально-дифференцированного подхода        20

Приложение 4        22

Комплексы артикуляционной гимнастики для всех групп звуков        22

Приложение 5        27

Примерные конспекты занятий        27

ПАСПОРТ

п/п

Реквизиты документа

QR-код

Федеральный уровень

1.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

(вступила в силу для СССР 15.09.1990)

2.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

3.

Федеральный закон от 17.02.2023 N 26-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

(ред. 17 февраля 2023 года N 26-ФЗ)

4.

Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

(Актуальная ред. от 14.07.2022)

5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

(зарегистрирован   Минюстом   России   14   ноября   2013   г.,

регистрационный № 30384)

6.

Постановление Правительства Российской Федерации №225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

7.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28"Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)

8.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-2О "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (Зарегистрирован 11.11.2020 № 60833)

9.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

(Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)

10.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные   характеристики должностей работников образования"

 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)

11.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

(Зарегистрирован 01.06.2016 № 42388)

12.

Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (ред. от 07.04.2017) "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках"

13.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"

(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

14.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

(Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)

15.

Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования

16.

Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования

I.Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Рабочая программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей программы воспитания.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания необходимо отразить взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.

ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.

Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

1.2 Цели и задачи Программы

Цель программы: коррекция нарушений произношения звуков речи у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня речевого развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Задачи:

  1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
  2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
  3. Развитие дыхания.
  4. Формирование умения регулировать силу голоса.
  5. Формирование правильного звукопроизношения.
  6. Расширение словарного запаса.
  7. Развития грамматического строя речи.
  8. Формирование связной речи.
  9. Развитие мелкой моторики.
  10. Воспитание культуры речевого общения.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

        Программа базируется на основе общих принципов, среди которых приоритетными являются:

  • индивидуализация;
  • разносторонность;
  • комплексность;
  • систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии.

        Для большей полноты раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных занятий. Задачи и содержание индивидуальных занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (Г.А. Волкова, Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.)

        Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность логопеда не только и не столько на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств, и способов – залог успешности логопедического воздействия.

        Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только логопеда, но и родителей и других членов семьи. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.), режимных моментов в детском саду, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье и т.п. На основе рекомендаций логопеда и в тесном сотрудничестве с ним, педагоги и родители создают условия для логопедизации жизни детей – т.е. создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в семье.

1.4  Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры

Ожидаемый результат определяется в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка, сложности речевого дефекта, регулярности занятий, помощи со стороны родителей, а также, при необходимости, сочетания логопедического воздействия с медикаментозным лечением и физиотерапией.

В результате реализации программы ребенок научится:

  • узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного);
  • осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
  • принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;
  • безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

У ребенка разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, сформируются лексико-грамматические категории и связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Успешность овладения содержания Программы ребёнком отслеживается методами логопедической диагностики. Обследование состояния звукопроизношения включает:

  1. обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;
  2. обследование звукопроизношения;
  3. обследование фонематических процессов. 

Предполагаемый результат:

У детей улучшается:

 - произносительная сторона речи;

- обогащается речь детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями;

 - формируется связная речь, коммуникативные возможности каждого ребенка.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.2 Виды дефектов произношения у детей, подлежащих зачислению на дополнительную услугу «Учимся говорить правильно»

        Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов:

  • Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто пропускается, не произносится: ама (рама), уна (луна).
  • Замена одного звука речи другим, как правило, более простым по артикуляции (лама или йама — рама, йуна — луна).
  • Смешение (взаимозамена) звуков — одно и то же слово принимает разный звуковой облик (рыба —лыба — йыба).
  • Искаженное произношение звука, т. е. замена звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка (например, межзубное произнесение звука [с] или «горловое» [р]).

        В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.

  • Сигматизм — недостатки произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з1], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.
  • Ротацизм — недостатки произношения звуков [р] и [р'].
  • Ламбдацизм — недостатки произношения звуков [л] и [л'].
  • Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков [к] и [к']; гаммацизм — звуков [г] и [г']; хитизм — звуков [х] и [х']; йотацизм — звука [j].

        Таким образом, можно говорить о семи видах неправильного произношения согласных звуков русского языка. Каждый вид имеет несколько разновидностей, например сигматизм может быть: межзубный, боковой, носовой и др. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.

Кроме того, выделяют также дефекты озвончения и оглушения, требующие также определенного коррекционного воздействия:

  • дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: [б] — [п], [д] — [т], [в] — [ф], [з] — [с], [ж] — [ш], [г] — [к] и т. д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением периферического слуха;
  • дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, [д'] — [д], [п'] — [п], [р'] — [р] и т.д. (тота — тетя, Анута — Анюта, пат — пять).

Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или фонематические (Р. Е. Левина), дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические, дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

2.3 Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно.

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные упражнения (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
  • Постановка звуков разными способами.
  • Автоматизация звуков в речи.
  • Дифференциация звуков в речи.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Первый этап: диагностический

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития школьников.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • Исследование неречевых психических функций ребёнка;
  • Сбор анамнестических данных;
  • Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Второй этап: подготовительный

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
  • отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
  • развитие слухового внимания и слухового контроля;
  • развитие звукового восприятия;
  • консультации врачей, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.

        К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Третий этап: постановка звука

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:

  • объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
  • создание артикуляционной базы данного звука;
  • добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
  • отработка произношения изолированного звука.

Способы постановки звука:

  • по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
  • с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
  • смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
  • развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
  • активизация и расширение словарного запаса;
  • обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекция дефектов произношения;
  • активизация и расширение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
  • развитие слухового внимания и слухового контроля;
  • развитие звукового восприятия.

Шестой этап: развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

2.4 Содержание индивидуальных занятий

Категория участников: программа ориентирована для обучения детей 3 -7 лет с речевыми нарушениями разной этиологии.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятия: 20 - 30 минут.

Форма организации детей: индивидуальная.

Примерный план  индивидуальной коррекционно-развивающей  работы

1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

  • развивитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • формирование нормированного звукопроизношения:

- закрепление правильного произношения имеющихся звуков;

- постановка и коррекция звуков:

группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

губно-губные – П, Б, М + мягк.

губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

- дифференциация звуков;

- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, скороговорках, стихах, текстах.

  • развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.

2. Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков.

3.  Совершенствование грамматической стороны речи на базе поставленных звуков.

5. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

  • развитие зрительного внимания, памяти, восприятия, мышления;
  • развитие мелкой моторики пишущей руки (профилактика дисграфии).

Структура занятия:

Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

Подготовительные упражнения для постановки звука:

  • статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».
  • динамические:
  • для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».
  • для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,
  • для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»
  • для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».

2. Дыхательная гимнастика.

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».

3. Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.

Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.

Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» - поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.

4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

5. Постановка звука.

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука

Постановка звуков в такой последовательности:

1. свистящие С, З, Ц, С`,З`

2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

3. соноры Л, Л'

4. соноры Р, Р`

6. Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.

7. Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

С-З, С-С, С-Ц,С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;

Р-Л, Р-Р, Р-Л, Р-Й, Л-Л;

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости - мягкости; по звонкости - глухости; по месту образования; по способу образования.

8. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

2.5 Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Учитывая специфику работы по данной программе, работа с родителями проходит в форме индивидуальных бесед и рекомендаций.

Основные направления организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями:

  • сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровне развития звуковой стороны речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;
  • формирование представлений о содержании и формах работы логопеда с ребенком;
  • изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции;
  • содержательное информирование родителей о динамике речевого развития в процессе логопедической коррекции;
  • обучение приемам логопедической коррекции для использования  в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
  • разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-технические условия реализации Программы в учреждении соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", обеспечение которых направлено на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в учреждении. Функционирование учреждения по реализации Программы осуществляется на основании наличия заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

  • Специальный логопедический стол, «растущий» ортопедический стул для ребёнка.
  • Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  • Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт.
  • Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
  • Материал для обследования речи (речевые карты логопедического обследования,  альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования).
  • Пособия для развития артикуляционной моторики.
  • Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  • Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук (трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки, мозаика, пальчиковый театр, массажные мячи, сухие пальчиковые бассейны и т.д.).
  • Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления (разрезные картинки, пазлы, разборные игрушки: матрешка, пирамидка, муляжи овощей, фруктов, счетные палочки для выкладывания фигур и т.д.).

3.2 Обеспечение реализации программы

Направления учебно-методических разделов с комплектами пособий:

  • по развитию общей и мелкой моторики;
  • по развитию психологической базы речи;
  • по формированию словарного запаса;
  • по развитию грамматического строя речи;
  • по обучению звукопроизношению;
  • по формированию диафрагмального (речевого дыхания);
  • по формированию логоритмической структуры речи;
  • по развитию связной монологической речи.

Методический комплект к программе 

 

Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации и дифференциации  звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

   Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

   Нищева Н. В. Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Нищева Н.В. Собирайка. Магнитные фигурки. Дикие животные — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2017.

Мы едем, едем, едем... Виды транспорта.

   Мир природы. Животные.

   Живая природа.

В мире растений.

  Четыре времени года.

  Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда.

Картотека предметных картинок. Фрукты, овощи..

  Картотека предметных картинок. Деревья, кустарники, грибы.

  Картотека предметных картинок. Транспорт

Картотека предметных картинок. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши.

Картотека предметных картинок. Животные жарких и северных стран. Животный мир океана.

Картотека предметных картинок. Садовые и лесные ягоды. Комнатные растения. —

Картотека предметных картинок. Первоцветы, полевые и луговые цветы.

Картотека предметных картинок. Домашние, перелетные, зимующие птицы.

   Картотека предметных картинок. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и    пауки

 Картотека предметных картинок. Орудия труда, инструменты.

Картотека предметных картинок. Игрушки, школьные принадлежности.

Картотека предметных картинок. Посуда, мебель.

Картотека предметных картинок. Бытовая техника.

   Картотека предметных картинок. Образный строй речи дошкольника. Имена прилагательные.

   Картотека сюжетных картинок. Глагольный словарь дошкольника.

   Картотека сюжетных картинок. Предлоги.  

Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Приложение 1

 Диагностический инструментарий логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

с нарушением звукопроизношения по методике Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.

Компонент

программы

Критерии

оценки

Оценочная шкала

показателей

Оценочный

балл

Артикуляционная моторика

Инструкция: Смотри, как я выполняю и повторяй за мной движения.

  • Растянуть губы в улыбке (зубов не видно) и удержать позу
  • Округлить губы, как при произношении звука «О», удержать позу
  • Вытянуть губы трубочкой, как при произношении звука «У», удержать позу
  • Сделать движение нижней челюсти вправо
  • Сделать движение нижней челюсти влево
  • Сделать движение нижней челюсти вперёд
  •  Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счёт от 1 до 5
  • Положить широкий язык на верхнюю губу и  подержать под счёт от 1 до 5
  • Переводить кончик языка поочерёдно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ
  • Высунуть язык «лопатой», «жалом»
  • Закрыть глаза, вытянуть руки вперёд, а кончик языка положить на губу

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2-Правильное выполнение движения

1-Замедленное, напряженное, с ошибками

0-Движение не удается

2-Правильное выполнение движения

1-Движения челюсти недостаточного объёма, наблюдаются содружественные движения, тремор, саливация

0-Движение не удается

2-Правильное выполнение движения

1-Движения языка недостаточного диапазона, неуклюжи, всей массой, медленно, неточно, в мышцах проявляются содружественные движения

0-Движение не удается

Звукопроизношение

Инструкция: Повторяй за мной слова (или назови картинку). Санки – оса – ананас

 Зонт – коза

 Цветок – лицо – танец

Шуба – машина – душ

Жук – ножи

Щенок – ящик – плащ

Чайка – ключи – мяч

Рак – горы – топор

Рябина – турист – якорь

Лодка – клубок – стул

Лев – коляска – медаль

Кот – стакан – жук

Дом – звезда

Бусы – собака

Гусь – лягушка

Волк – сова

Сеть – осёл – гусь

Зима – тазик

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2-Произносит  правильно

1-Искажённое недифференцированное произнесение

0- Не произносит

Фонематический слух

Инструкция: Покажи названный предмет.

Стол – стул

Трава – дрова

Уточка – удочка

Суп – зуб

Косы – козы

Инструкция: Покажи собаку, услышав звук [р] в словах.

дом, рак, вода, рыба, банка, труба

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2-Показал самостоятельно

1-Показал со стимулирующей помощью

0- Не показал

2-Показал самостоятельно без ошибок

1-Допустил 1 ошибку

0- Не показал

Фонематическое восприятие

Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

ба-па              па-ба

са-за               за-са

жа-ша            ша-жа

са-ша              ша-са

ла-ра               ра-ла

га-ка-га          ка-га-ка

за-са-за          са-за-са

са-ша-са         ша-са-ша

ца-са-ца          са-ца-са

ча-тя-ча         тя-ча-тя

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2- Правильно и точно воспроизводит

1- Неточное  воспроизведение одного или всех членов

0- Не воспроизводит

Сформированность навыков языкового анализа (с 6 лет)

Инструкция: Определи количество слов в предложении.

День был тёплый.

Инструкция: Определи количество звуков в слове.

Дом

Роза

Сумка

Инструкция: Определи первый звук в слове.

Крыша

Инструкция: Определи последний  звук в слове.

Стакан

1,8 – 2 - Высокий уровень

1 - 1,79 - Средний уровень

0 - 0,99 - Низкий уровень

2-Правильный ответ с первой попытки

1-Правильный ответ со 2-3 попытки

0- Неверный ответ

        Результаты обследования заносят в речевую карту. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

Приложение 2

 Примерный план работы над коррекцией произношение всех групп звуков

Тема

Лексическая тема

Этап работы над звуком

Игры и упражнения

1.

Неречевые звуки.

1.Музыкальные инструменты.

2.Транспорт.

3.Наш дом.

4.Природа и природные явления.

Знакомство с неречевыми звуками.

Подготовка к овладению звуковой стороной речи.

Работа с компьютерной игрой «Что звучит».

2.Игровые упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

 3. Соотнесение звука с его источником. Определение направления звука, движения на звук.

4.Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо).

2.

Звукоподражание.

1.Кто живет рядом с нами?

2.Скотный двор.

3.Птичий двор.

4.Голоса.

Знакомство с речевыми звуками.

Подготовка к овладению звуковой стороной речи.

1.Работа с компьютерной игрой «Что звучит».

 2.Упражнения в различении речевых звуков.

3. Соотнесение звука с его источником. Определение направления звука, движения на звук.

4.Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо).

3.

Звуки  «С», «С'».

Звуки «З»,«З'».

Дифференциация звуков «С-З».

Звук «Ц».

Осень.

Изменения в природе.

Овощи, фрукты.

Лиственные деревья.

Грибы, ягоды. Перелетные птицы.

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.  8.Дифференциация звуков.

Звукоподражание.

Игра «Эхо».

Слоговые дорожки.

Игра «Чего не стало».

Игра «Лабиринт».

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Чудесный мешочек»

Мнемотаблицы.

Игра «Путаница»

«Цепной текст»

Чистоговорки, стихи, потешки.

4.

Звук «Ш».

Звук «Ж».

Дифференциация звуков «С-Ш».

Дифференциация звуков «З-Ж».

Зима.

Изменения в природе.

Зимние забавы и развлечения.

Зимний лес.

Дикие и домашние животные.

Зимующие птицы

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.  8.Дифференциация звуков.

Звукоподражание.

Игра «Эхо».

Слоговые дорожки.

Игра «Чего не стало».

Игра «Лабиринт».

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Укрась елочку».

Мнемотаблицы.

Игра «Путаница».

«Цепной текст».

Чистоговорки, стихи, потешки.

5.

Звук «Ч»

Человек, части тела.

Одежда, обувь, головные уборы.

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.  8.Дифференциация звуков.

Звукоподражание.

Игра «Эхо».

Слоговые дорожки.

Игра «Чего не стало».

Игра «Лабиринт».

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «одежда для зверей»

Мнемотаблицы.

Игра «Путаница»

«Цепной текст»

Чистоговорки, стихи, потешки

6.

Звук «Щ»

Дом.

Мебель.

Посуда, продукты питания.

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.  8.Дифференциация звуков.

Звукоподражание.

Игра «Эхо».

Слоговые дорожки.

Игра «Чего не стало».

Игра «Лабиринт».

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Чудесный мешочек»

Мнемотаблицы.

Игра «Путаница»

«Цепной текст»

Чистоговорки, стихи, потешки

7.

 Звук «Л», «Л'»

Транспорт.

Профессии.

Животные холодных и жарких стран.

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.  8.Дифференциация звуков.

Звукоподражание.

Игра «Эхо».

Слоговые дорожки.

Игра «Чего не стало».

Игра «Лабиринт».

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Чудесный мешочек»

Мнемотаблицы.

Игра «Путаница»

«Цепной текст»

Чистоговорки, стихи, потешки

8.

Звук «Р», «Р'».

Весна.

Изменения в природе.

Первоцветы.

Перелетные птицы.

Насекомые.

Животные весной.

Деревья  весной.

1. Постановка звука. 2.Автоматизация  изолированно.

3. Автоматизация в слогах:

- в прямых слогах,

-в обратных слогах,

- в слогах со стечением согласных. 4.Автоматизация в словах:

- с прямыми слогами,

-с обратными слогами,

- со слогами с течением согласных.

5. Автоматизация в словосочетаниях, фразах.

6. Автоматизация в предложениях.        7.Автоматизация в самостоятельной речи.  8.Дифференциация звуков.

Звукоподражание.

Игра «Эхо».

Слоговые дорожки.

Игра «Чего не стало».

Игра «Лабиринт».

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Чудесный мешочек»

Мнемотаблицы.

Игра «Путаница»

«Цепной текст»

Чистоговорки, стихи, потешки

Последовательность работы над звуками варьируются в зависимости от речевого нарушения.

Приложение 3

 Различные формы организации и проведения занятий в рамках индивидуально-дифференцированного подхода

Несколько вариантов.

К нам пришел гость:

1. он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;

2. гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или

произносить правильно звук и просит его научить;

3. гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

Идем в гости

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)

Мы пришли в гости:

1. удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;

2. поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

Посылка

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

Письмо

Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал.

План

Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например :«Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)

Ребенку предлагается рисованная карта (можно использо­вать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Поле чудес

Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Стройплощадка

Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти частей в зависимости от возраста ребенка).

Проявляющаяся картинка

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Цирк

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

Веселая школа

В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

Занятие — сказка

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Приложение 4

Комплексы артикуляционной гимнастики для всех групп звуков

Первый комплекс

(для свистящих звуков с, з, ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную

струю.

Краткое описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Заборчик  

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном,

расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук я, т, е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы» делая  движения языком из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 

Достань ириску

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы» делая  движения языком  снизу вверх.

Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Сердитая кошечка (см. общий комплекс артикуляционной гимнастики в тетрадке)

         

Второй комплекс

(для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом Щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание упражнения и методические указания .

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка

вверх.

Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см, 3, Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка -— его ножку.)

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно—- ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 103,

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык» а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык;». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Чашечка  

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваютсямеха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания. 1. Следить» чтобы нижняя челюсть была неподвижной, 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы»

 

Третий комплекс

(для звука л)

Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка; кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения» потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы {тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.

Краткое описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания, 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Четвертый комплекс

(для звука р)

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Губы в улыбке5 верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

Барабанщики (Молоточек)

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания. 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук в носил характер четкого удара — не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться, 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Приложение 5

Примерные конспекты занятий

Тема: Автоматизация звука Л. 

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

 Задачи:

 Образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

- формировать навыки согласования числительного с существительным;

 

Коррекционные: 

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

 Воспитательные: 

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

 Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

 

Ход занятия.

 1. Организационный момент.

 

- Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?... (пчела).

- Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

 

2. Артикуляционная гимнастика.

 

- Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

 

« Лопаточка» 

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать. 

«Иголочка» 

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

 

« Часики» 

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

         «Качели» 

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

 

« Пароход гудит» 

Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

 

« Улыбка» 

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

- Посмотрите на меня -

- Я, теперь - лягушка!

 

« Вкусное варенье»  

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

 

3. Автоматизация звука [Л] в слогах. 

- Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала

лу-лу-луулу-улу-улу

лы-лы-лыылы-ылы-ылы

ло-ло-лооло-оло-оло

 

4. Автоматизация звука [Л] в словах. 

  - Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

 

5. Пальчиковая гимнастика.   

ПЧЕЛКИ. 

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!  Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

 

6. Формирование навыка звукового анализа.

 

- Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

 7. Физминутка.  

- Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

 

8. Игра «Где спрятался звук». 

- Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

 

9. Игра «Посчитай».

 - Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

 

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях. 

- Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Лук полол Милу.

Белый платок надел Аллу.

 

11. Развитие мелкой моторики. 

- Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

- Молодец! Стелла очень довольна.

 

12.Итог занятия.

Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический   слух;   силу   ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».  

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

Губы округлены и слегка вытянуты вперед

Зубы сближены, но не соприкасаются

Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.

Средняя часть языка прогибается книзу.

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой:   мы … ,ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: ашаышиэше ушу ашошышуш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

а) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинокдорожку.

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один - много»:

шуба- шубы, машина-   шкаф-   шапка-   подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок                          Мышка моется под душем,

наш веселый …                                     моет хвостик, моет…        

Вот бежит малышка                              Зашуршали тихо шины –

Серенькая …                                         Это едет к нам ….

9. Итог занятия.

 Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?

.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....