Главные вкладки
Методический инструментарий в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
статья по логопедии (подготовительная группа)
«Анализ предложения до слова, слова до слога, слога до звука и синтез слогов и слова». Для чего это нужно?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический инструментарий в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
«Анализ предложения до слова, слова до слога, слога до звука и синтез слогов и слова».
Для чего это нужно? Наша задача — это не только развивать речь как способ коммуникации и язык как основное средство осуществления речевой деятельности. Наша основная задача развивать речь как вершину когнитивной деятельности, так как речь – это высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности.
То есть под речью лежит мощная основа и мышление стоит во главе угла.
Чтобы речь не была как механическое повторение необходимо развивать мышление. В нашем случае – это пример развития аналитико-синтетического мышления. Данный подход нацелен развивать не только устную, но и письменную речь.
Основа методики в том, что отдельный звук не является отдельной единицей (не нужно запоминать звуковые сочетания механической памятью), мы учим осмысливать с самого начала, что звук — это единица слога, слог — это единица слова, а слово — это единица смысла. Соответственно смысл всегда первичен!
И этот подход формирует четкий алгоритм в голове ребенка, что СМЫСЛ всегда есть за словом, за предложением, за текстом. Что нельзя механически озвучить или написать, не вникнув в смысл слова, предложения или текста.
Самое главное этот прием строится через систему вопросов, всегда начиная с предложения:
1. Анализ:
- что вы услышали/увидели/прочитали, т.е. сначала понимание;
- далее детальный анализ предложения (сколько слов, какое первое, второе и т.д.). Используются схемы предложений;
- выделение анализируемого слова (назовите четвертое слово в предложении);
- далее анализ выделенного слова (сколько слогов, какой первый, второй и т.д.). Используются схемы слогов;
-далее анализ слогов до звуков (сколько звуков в конкретном слоге, какой первый, второй и т.д.). Используется наборное полотно с буквами.
На этапе «Синтеза» используется прием работы с «Кассой букв». «Касса букв» (разрезная азбука) является одним из особых средств обучения, используемых в образовательном процессе. Этот инструмент (средство), который, помимо прочего, является очень удобным и обходится довольно дешево, представляет собой важный компонент педагогического инструментария.
2. Синтез (составление выделенного слова из слогов):
- предлагаем детям найти в кассе буквы для составлен первого слога;
- прочитать составленный слог;
- вспомнить какое слово ребята составляют;
- подумать и сказать какого слога не хватает, чтобы получилось целое слово;
- составить второй слог;
- прочитать по указке составленное слово.
В итоге происходит интеграция чтения и письма в обучении детей старшего дошкольного возраста.
В методически грамотном подходе к обучению грамоте чтение и письмо являются двумя неразделимыми процессами, двумя сторонами одной медали. Обычная практика в дошкольном возрасте, когда процессы чтения и письма разделяются во времени (сначала учат читать, а затем — писать), считается нежелательной.
«Касса букв» используется именно для того, чтобы соединить эти процессы. Она служит заменой традиционному письму. Использование этого приема имеет особую актуальность, поскольку у маленьких детей часто наблюдается слабая моторика, и педагоги не могут предложить им письмо в том виде, в котором оно известно в школе. Более того, даже печатание букв тетради не является правильным подходом,
Работая с «Кассой букв», педагоги формируют образ печатной буквы и ее правильное начертание. Таким образом, в занятие вносится компонент осмысленного письма.
«Касса букв», как средство, является частью аналитико-синтетического приема обучения грамоте детей дошкольного возраста с ТНР. При работе с разрезной азбукой происходит синтез с учетом особенностей детской психики и моторики. У таких детей когнитивная доминанта находится в наглядно-действенном мышлении, т.е. «думают через руки». Наглядно-образное мышление пока еще слабое. «Касса букв» задействуют наглядно-образное мышление. Действие руками, составление слогов/слов из букв разрезной азбуки отлично подходит для детей с особенностями, например, таких как у детей с ТНР.
Таким образом, «Касса букв» обеспечивает практическое действие, позволяющее реализовать синтез слога/слова, не требуя от детей старшего дошкольного возраста навыков письма, в том виде в котором мы его знаем в школе.
В данной статье вы познакомились со следующими интересными методическими инструментариями, которые вы можете применять в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи:
- Прием Анализа и Синтеза.
- Прием работы с Кассой Букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
В работе представлен материал для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»
В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...

Консультация для родителей «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к школе»
Консультация для родителей «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к школе»...
Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "
Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"...

Использование «Кассы букв» в методическом инструментарии подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
В методически грамотном подходе к обучению грамоте детей дошкольного возраста чтение и письмо являются двумя неразделимыми процессами, двумя сторонами одной медали. Обычная практика в дошкольном ...
- Мне нравится (1)

