Методический инструментарий в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
статья по логопедии (подготовительная группа)

Сальникова Наталья Юрьевна

«Анализ предложения до слова, слова до слога, слога до звука и синтез слогов и слова». Для чего это нужно? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_instrumentariy.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методический инструментарий в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

«Анализ предложения до слова, слова до слога, слога до звука и синтез слогов и слова». 

Для чего это нужно? Наша задача — это не только развивать речь как способ коммуникации и язык как основное средство осуществления речевой деятельности. Наша основная задача развивать речь как вершину когнитивной деятельности, так как речь – это высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности.

То есть под речью лежит мощная основа и мышление стоит во главе угла.

Чтобы речь не была как механическое повторение необходимо развивать мышление. В нашем случае – это пример развития аналитико-синтетического мышления. Данный подход нацелен развивать не только устную, но и письменную речь.

Основа методики в том, что отдельный звук не является отдельной единицей (не нужно запоминать звуковые сочетания механической памятью), мы учим осмысливать с самого начала, что звук — это единица слога, слог — это единица слова, а слово — это единица смысла. Соответственно смысл всегда первичен!

И этот подход формирует четкий алгоритм в голове ребенка, что СМЫСЛ всегда есть за словом, за предложением, за текстом. Что нельзя механически озвучить или написать, не вникнув в смысл слова, предложения или текста.

Самое главное этот прием строится через систему вопросов, всегда начиная с предложения:

1. Анализ:

- что вы услышали/увидели/прочитали, т.е. сначала понимание;

- далее детальный анализ предложения (сколько слов, какое первое, второе и т.д.). Используются схемы предложений;

- выделение анализируемого слова (назовите четвертое слово в предложении);

- далее анализ выделенного слова (сколько слогов, какой первый, второй и т.д.). Используются схемы слогов;

-далее анализ слогов до звуков (сколько звуков в конкретном слоге, какой первый, второй и т.д.). Используется наборное полотно с буквами.

На этапе «Синтеза» используется прием работы с «Кассой букв». «Касса букв» (разрезная азбука) является одним из особых средств обучения, используемых в образовательном процессе. Этот инструмент (средство), который, помимо прочего, является очень удобным и обходится довольно дешево, представляет собой важный компонент педагогического инструментария.

2. Синтез (составление выделенного слова из слогов):

- предлагаем детям найти в кассе буквы для составлен первого слога;

- прочитать составленный слог;

- вспомнить какое слово ребята составляют;

- подумать и сказать какого слога не хватает, чтобы получилось целое слово;

- составить второй слог;

- прочитать по указке составленное слово.

В итоге происходит интеграция чтения и письма в обучении детей старшего дошкольного возраста.

В методически грамотном подходе к обучению грамоте чтение и письмо являются двумя неразделимыми процессами, двумя сторонами одной медали. Обычная практика в дошкольном возрасте, когда процессы чтения и письма разделяются во времени (сначала учат читать, а затем — писать), считается нежелательной.

«Касса букв» используется именно для того, чтобы соединить эти процессы.  Она служит заменой традиционному письму. Использование этого приема имеет особую актуальность, поскольку у маленьких детей часто наблюдается слабая моторика, и педагоги не могут предложить им письмо в том виде, в котором оно известно в школе. Более того, даже печатание букв тетради не является правильным подходом,

Работая с «Кассой букв», педагоги формируют образ печатной буквы и ее правильное начертание. Таким образом, в занятие вносится компонент осмысленного письма.

«Касса букв», как средство, является частью аналитико-синтетического приема обучения грамоте детей дошкольного возраста с ТНР. При работе с разрезной азбукой происходит синтез с учетом особенностей детской психики и моторики. У таких детей когнитивная доминанта находится в наглядно-действенном мышлении, т.е. «думают через руки». Наглядно-образное мышление пока еще слабое. «Касса букв» задействуют наглядно-образное мышление. Действие руками, составление слогов/слов из букв разрезной азбуки отлично подходит для детей с особенностями, например, таких как у детей с ТНР.

Таким образом, «Касса букв» обеспечивает практическое действие, позволяющее реализовать синтез слога/слова, не требуя от детей старшего дошкольного возраста навыков письма, в том виде в котором мы его знаем в школе.

В данной статье вы познакомились со следующими интересными методическими инструментариями, которые вы можете применять в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи:

  1. Прием Анализа и Синтеза.
  2. Прием работы с Кассой Букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...

Консультация для родителей «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к школе»

Консультация для родителей  «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к школе»...

Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "

Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"...

Использование «Кассы букв» в методическом инструментарии подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

В методически грамотном подходе к обучению грамоте детей дошкольного возраста чтение и письмо являются двумя неразделимыми процессами, двумя сторонами одной медали. Обычная практика в дошкольном ...