Использование «Кассы букв» в методическом инструментарии подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сальникова Наталья Юрьевна

В методически грамотном подходе к обучению грамоте детей дошкольного возраста чтение и письмо являются двумя неразделимыми процессами, двумя сторонами одной медали. Обычная практика в дошкольном возрасте, когда процессы чтения и письма разделяются во времени (сначала учат читать, а затем — писать), считается нежелательной. «Касса букв» используется именно для того, чтобы соединить эти процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование «Кассы букв» в методическом инструментарии подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

«Касса букв» (разрезная азбука) является одним из особых средств обучения, используемых в образовательном процессе. Этот инструмент (средство), который, помимо прочего, является очень удобным и обходится довольно дешево, представляет собой важный компонент педагогического инструментария.

Интеграция чтения и письма в обучении детей старшего дошкольного возраста.

В методически грамотном подходе к обучению грамоте чтение и письмо являются двумя неразделимыми процессами, двумя сторонами одной медали. Обычная практика в дошкольном возрасте, когда процессы чтения и письма разделяются во времени (сначала учат читать, а затем — писать), считается нежелательной.

«Касса букв» используется именно для того, чтобы соединить эти процессы. Она служит заменой традиционному письму. Использование этого приема имеет особую актуальность, поскольку у маленьких детей часто наблюдается слабая моторика, и педагоги не могут предложить им письмо в том виде, в котором оно известно в школе. Более того, даже печатание букв тетради не является правильным подходом,

Работая с «Кассой букв», педагоги формируют образ печатной буквы и ее правильное начертание. Таким образом, в занятие вносится компонент осмысленного письма.

«Касса букв» как средство синтеза выделенного слова, слога в обучении детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

«Кассой букв», как средство, является частью аналитико-синтетического приема обучения грамоте детей дошкольного возраста с ТНР. При работе с разрезной азбукой происходит синтез с учетом особенностей детской психики и моторики. У таких детей когнитивная доминанта находится в наглядно-действенном мышлении, т.е. «думают через руки». Наглядно-образное мышление пока еще слабое. «Касса букв» задействуют наглядно-образное мышление. Действие руками, составление слогов/слов из букв разрезной азбуки отлично подходит для детей с особенностями, например, таких как у детей с ТНР.

В рамках аналитико-синтетического приема, после того как слово проанализировано (Анализ) до слога, от слога до уровня звука/буквы, начинается составление выделенного слова последовательно от слога до слова (Синтез).

Для составления (Синтеза) слова с использованием «Кассы букв» применяется следующая последовательность действий:

1. Детям предлагается найти в кассе буквы для составления первого слога.

2. Составленный слог прочитывается.

3. Дети должны вспомнить, какое слово они составляют.

4. Необходимо подумать и сказать, какого слога не хватает, чтобы получилось целое заданное слово.

5. Составляется следующий слог.

6. Составленное слово прочитывается по указке.

Таким образом, «Касса букв» обеспечивает практическое действие, позволяющее реализовать синтез слога/слова, не требуя от детей навыков письма, в том виде в котором мы его знаем в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во м...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...

Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "

Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"...

Методический инструментарий в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

laquo;Анализ предложения до слова, слова до слога, слога до звука и синтез слогов и слова». Для чего это нужно?...