Семинар для педагогов Тема: «Развитие связной речи у дошкольников»
консультация по логопедии
Семинар для педагогов
Тема: «Развитие связной речи у дошкольников»
Подготовила: учитель-логопед
Крайчикова Марина Владимировна
Нередко первое впечатление о человеке меняется после того, как он заговорил. Банальная, скучная речь снижает впечатление о говорящем и, наоборот – яркое, остроумное выступление повышает симпатию к человеку.
Вот она сила слова, а точнее связной речи!!!
В чем же значение связной речи? Связная речь как бы вбирает в себя достижения человека в общем и личностном развитии, овладении родным языком, культурой общения. От уровня связной речи зависит: обучаемость, успеваемость в школе, адаптация и социализация в коллективе и пр.
Для логопеда связная речь – та лакмусовая бумажка, которая демонстрирует состояние всех компонентов языковой системы. Как при поступлении , так и при выписке.
Психологами установлено: без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, намерениях, планах и пр., невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Так вот, хочу разъяснить, что ж такое связная речь, иными словами – ответы на вопросы, даже развернутыми, полными предложениями, рассказ по цепочке, диалоги, рассказ без начала и конца, это не связная речь, а фразовая! А связная речь, это смысловое, развернутое высказывание, или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Это не просто последовательность слов и предложений связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Трудности в речи испытывают не только «наши» дети. Ребенок рано заговоривший, не имеющий речевой патологии, может говорить короткими предложениями, делать длительные паузы, испытывать психологические проблемы, да просто не любить выступать, происходит как «зажим». Современные дети говорят не столь активно, не столь связно, не столь богато, не столь распространенно. И вот для этого мы ведем с вами работу по развитию связной речи.
Итак, работа по обучению рассказывания ведется, начиная со средней группы. Основной методический материал – образец. С использованием образца описываются предметы (игрушки) и картины.
В старшей группе образец соседствует с планом, постепенно оттесняя его на второстепенный план; составляются рассказы о предмете, по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
В подготовительной группе используются все указанные выше виды рассказов по восприятию. План к рассказам д. научиться составлять дети, но с помощью воспитателя.
В младших группах задача обучению рассказывания не выделена в специальный раздел, т.к. дети этого возраста не могут дать самостоятельного связного изложения. Речь детей носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются описанием предметов или свойств предмета, т.к. у детей небольшой запас слов и малый опыт восприятия.
Основной методический прием на занятии по рассказыванию, с опорой на восприятие, является образец. Что такое образец?
«Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета и события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме» А.М. Бородич, Методика развития речи детей. М, «Пр», 1981г.
Существует познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора и рассказ-образец – дидактический прием, который предназначен для подражания.
Образец рассказа в большей степени, чем другие приемы, облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Образец также определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.
Образец рассказа тоже присутствует в структуре занятия во 2 мл.группе, но он имеет обобщающее значение и объединяет отдельные высказывания детей по вопросам взрослого в целый рассказ. Он являясь примером структурно законченного связного высказывания, используется в конце занятия, после ответов детей на вопросы по содержанию ответа. Для такого образца наряду с дидактическими текстами используются литературные произведения и отдельные их отрывки. Например, рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьей» Образец воспитателя может заменить и загадки: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки», «Громко лает, а в дом не пускает», «Золотой гребешок, масляна головушка…утром рана встает, голосисто поет».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
Тема: «Развитие связной речи у дошкольников»
Подготовила: учитель-логопед
Крайчикова Марина Владимировна
Нередко первое впечатление о человеке меняется после того, как он заговорил. Банальная, скучная речь снижает впечатление о говорящем и, наоборот – яркое, остроумное выступление повышает симпатию к человеку.
Вот она сила слова, а точнее связной речи!!!
В чем же значение связной речи? Связная речь как бы вбирает в себя достижения человека в общем и личностном развитии, овладении родным языком, культурой общения. От уровня связной речи зависит: обучаемость, успеваемость в школе, адаптация и социализация в коллективе и пр.
Для логопеда связная речь – та лакмусовая бумажка, которая демонстрирует состояние всех компонентов языковой системы. Как при поступлении , так и при выписке.
Психологами установлено: без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, намерениях, планах и пр., невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Так вот, хочу разъяснить, что ж такое связная речь, иными словами – ответы на вопросы, даже развернутыми, полными предложениями, рассказ по цепочке, диалоги, рассказ без начала и конца, это не связная речь, а фразовая! А связная речь, это смысловое, развернутое высказывание, или цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Это не просто последовательность слов и предложений связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Трудности в речи испытывают не только «наши» дети. Ребенок рано заговоривший, не имеющий речевой патологии, может говорить короткими предложениями, делать длительные паузы, испытывать психологические проблемы, да просто не любить выступать, происходит как «зажим». Современные дети говорят не столь активно, не столь связно, не столь богато, не столь распространенно. И вот для этого мы ведем с вами работу по развитию связной речи.
Итак, работа по обучению рассказывания ведется, начиная со средней группы. Основной методический материал – образец. С использованием образца описываются предметы (игрушки) и картины.
В старшей группе образец соседствует с планом, постепенно оттесняя его на второстепенный план; составляются рассказы о предмете, по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
В подготовительной группе используются все указанные выше виды рассказов по восприятию. План к рассказам д. научиться составлять дети, но с помощью воспитателя.
В младших группах задача обучению рассказывания не выделена в специальный раздел, т.к. дети этого возраста не могут дать самостоятельного связного изложения. Речь детей носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются описанием предметов или свойств предмета, т.к. у детей небольшой запас слов и малый опыт восприятия.
Основной методический прием на занятии по рассказыванию, с опорой на восприятие, является образец. Что такое образец?
«Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета и события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме» А.М. Бородич, Методика развития речи детей. М, «Пр», 1981г.
Существует познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора и рассказ-образец – дидактический прием, который предназначен для подражания.
Образец рассказа в большей степени, чем другие приемы, облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Образец также определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.
Образец рассказа тоже присутствует в структуре занятия во 2 мл.группе, но он имеет обобщающее значение и объединяет отдельные высказывания детей по вопросам взрослого в целый рассказ. Он являясь примером структурно законченного связного высказывания, используется в конце занятия, после ответов детей на вопросы по содержанию ответа. Для такого образца наряду с дидактическими текстами используются литературные произведения и отдельные их отрывки. Например, рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьей» Образец воспитателя может заменить и загадки: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки», «Громко лает, а в дом не пускает», «Золотой гребешок, масляна головушка…утром рана встает, голосисто поет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»
В данной работе рассказывается о том, с помощью каких творческих методов и приёмов можно развивать связную речь детей, об актуальности и значимости этой темы....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»...

Семинар "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, ч...

Семинар - практикум «Технологии развития связной речи дошкольников (по Триз)
Семинар - практикум "Технологии развития связной речи дошкольников (по ТРИЗ)"...
Технология развития связной речи у дошкольников (семинар-практикум)
В материале представлены основные задачи речевого развития; по средствам каких виов речевой деятельности идёт развтие связной речи....

Семинар для воспитателей "Пересказ - как средство формирования и развития связной речи у дошкольников"
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучен...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР».
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР». ...