Развитие фонематического восприятия у детей
консультация по логопедии (старшая группа)

Петрова Марина Владимировна

Развитие фонематического восприятия у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustoe.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Фонематическое восприятие — это способность человека различать и распознавать звуки речи (фонемы). Оно является основой для развития навыков чтения и письма, а также для формирования правильной артикуляции. 

Развитие фонематического восприятия у детей происходит постепенно и включает в себя несколько этапов:

Различение неречевых звуков — на этом этапе дети учатся различать звуки окружающей среды, такие как шум воды, звон посуды, звуки животных и т. д.

Различение речевых звуков — дети начинают различать звуки речи, такие как гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

Определение места звука в слове — дети учатся определять, где находится звук в слове: в начале, середине или конце.

Анализ и синтез звукового состава слова — дети учатся анализировать и синтезировать звуковой состав слова, то есть определять количество звуков в слове, их последовательность и характеристики.

На развитие фонематического восприятия могут влиять следующие факторы:

Генетическая предрасположенность — некоторые дети могут иметь врождённые особенности слуховой системы, которые влияют на их способность различать звуки.

Окружающая среда — дети, которые растут в среде, где много говорят и читают, имеют больше возможностей для развития фонематического восприятия.

Возраст — развитие фонематического восприятия происходит постепенно, и дети разных возрастов могут иметь разные способности к различению звуков.

Индивидуальные особенности — некоторые дети могут быть более чувствительны к звукам и иметь лучшую слуховую память, что способствует развитию фонематического восприятия.

Для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методы и приёмы:

Игры на различение звуков. Например, можно предложить ребёнку определить, какой звук он слышит«с» или «ш»«п» или «б» и т. д.

Игры на определение места звука в слове. Например, можно попросить ребёнка определить, где находится звук «к» в слове «кот» : в начале, середине или конце.

Игры на подбор слов с определённым звуком. Например, можно попросить ребёнка назвать слова, в которых есть звук «л».

Чтение книг и рассказывание сказок. При чтении книг и рассказывании сказок можно акцентировать внимание ребёнка на определённых звуках, например, на звуках «р» и «л».

Пение песен и заучивание стихов. Песни и стихи помогают развивать фонематическое восприятие, так как они содержат много повторяющихся звуков и рифм.

Важно помнить, что развитие фонематического восприятия должно быть интересным и увлекательным для ребёнка. Поэтому занятия и игры должны быть разнообразными и адаптированными к возрасту и уровню развития ребёнка.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является важным этапом в их речевом развитииРодители и педагоги могут сыграть важную роль в этом процессе, используя различные методы и приёмы, которые помогут детям научиться различать и распознавать звуки речи. Это, в свою очередь, будет способствовать успешному обучению в школе и развитию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...

Развитие фонематического восприятия у детей 3 - 4 лет.

Эта информация предназначина для родителей, для папки-передвижки....

Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР

Обобщенная и дополненная собственными разработками методика по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....