Конспект логопедического занятия "Путешествие звуков /Л/ и /Р/" с элементами обучения грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
конспект логопедического занятия для детей с ТНР (6-7 лет) с элементами обучения грамоте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗВУКОВ [Л[ И [Р]» С ЭЛЕМЕНТАМИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Коррекционно-образовательные задачи:
совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление ласкательных форм имён людей; совершенствование фонематических представлений (выделение звука на фоне слова); совершенствование навыков звукового анализа слов; совершенствование навыка анализа предложений;
автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков /л/- /р/.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие связной речи; развитие фонематического слуха; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие дыхания и голоса; развитие логического мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитание навыков сотрудничества, умения работать в парах, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Материалы и оборудование: 4 мешочка с предметами на звуки /л/ и /р/, игрушки в названии которых присутствуют звуки /л/ и /р/, индивидуальные зеркала на каждого ребёнка, индивидуальные наборы для составления схемы предложения, мягкая игрушка «солнышко», индивидуальные пеналы для звуко-буквенного анализа, разрезные картинки «рак» и «лук»
Предварительная работа: выполнение логоритмического упражнения «Автобус» (Е. Железновой), разучивание текста песенки
Ход занятия
1. Организационный момент. (образование и употребление ласкательных форм имён) (Логопед приглашает стать детей в круг)
Логопед: Давайте поздороваемся друг с другом ласково-ласково и вместе с солнышком передадим друг другу хорошее настроение и подарим улыбку.
(дети по кругу передают мягкую игрушку «солнышко» и здороваются со своим соседом называя его имя ласково).
Логопед: Скажите, а вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие. Скажу по секрету на нашем пути будут сложные задания и много-много интересного, а помогать нам будут с вами – звуки, а вот какие звуки мы узнаем чуть позже. А пока нам следует как следует подготовиться к путешествию.
2. Сказка о весёлом язычке. (Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.)
(дети участвуют в коллективном сочинении сказки о весёлом язычке и выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом; дети выполняют гимнастику сидя на ковре)
(Пример сказки придуманной детьми)
Логопед: Давайте сядем поудобней на ковре и придумаем сказку о нашем весёлом язычке. Однажды проснулся язычок в своей постели и захотелось ему …
1 реб-к: выйти на крылечко и позагорать на солнышке (выполняем упражнение «Блинчик»)
2 реб-к: вдруг язычок услышал какой –то звук; посмотрел налево, затем направо (выполняем упражнение «Часики»)
3 реб-к: он увидел как мимо него проскакала лошадка и скрылась в лесу. Ему стало интересно и он сел на свою лошадку и отправился вслед за ней (выполняем упражнение «Лошадка»)
4 реб-к: в лесу он насобирал много грибов и вернулся домой (выполняем упражнение «Грибок»)
Логопед: когда он вернулся домой он увидел, что на двери висит замок и ему никак не попасть домой. Давайте поможем ему открыть замок.
(дети выполняют упражнение «Замок»)
3. Логоритмическое упражнение «Автобус» (под музыку Е. Железновой) (развитие дыхания, голоса,темпо-ритмических и просодических компонентов речи, динамической координации речи сдвижением)
Логопед: Ну что ж теперь мы готовы отправиться в путешествие. А вот на чём мы поедем вы узнаете, если отгадайте мою загадку.
Что за чудо – едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)
Логопед: Занимайте свои места в автобусе и отправимся в путь. (дети садятся на стульчики расставленные попарно как места в автобусе)
(дети поют песню «Автобус» и выполняют движения под музыку)
4. 1-я остановка - игра-инсценировка «Звуки-загадки» (развитие слухового восприятия)
Логопед: Итак, наша первая остановка «Звуки-загадки». Наши звуки не хотят просто так называть свои имена, а просят, чтобы вы сами догадались как их зовут. Исправьте мои ошибки в словах, которые я вам хочу назвать, и догадайтесь о каких звуках идёт речь.
Логопед: «колова, лоза, ладуга, мороко, ружа, лобот, родка».
Дети: это звуки /л/ и /р/
(появляются два ребёнка, которые изображают звуки /л/ и /р/)
(разыгрывается сцена знакомства звуков)
Звук /л/: Привет! - Звук /р/: Привет!
Звуки: Здравствуйте ребята!
Звук /л/: Меня зовут звук /л/ - Звук /р/: А моё имя звук /р/.
Звук /л/: Я согласный звук. - Звук /р/: И я согласный звук.
Звук /л/: Я твёрдый. - Звук /р/: И я твёрдый.
Звук /л/: Я звонкий звук. - Звук /р/: И я звонкий.
Звуки: Так мы похоже как братья. Как же нам различать друг друга!? Помогите нам ребята! (оставляют 4 мешочка и уходят)
5. Игра «Волшебные мешочки» (дифференциация звуков /л/ и /р/; развитие логического мышления) (Дети на ковре разбиваются на 4 группы, каждой группе достаётся по одному мешочку)
Логопед: В каждом мешочке по 4 предмета. Назовите каждый и подумайте какой предмет лишний и объясните почему. Не забудьте, что это задание от наших звуков /л/ и /р/ (в мешочках предметы со звуками /л/ и /р/). (дети находят лишний предмет и дают объяснение, почему он лишний).
- клубок, блокнот, рыба, лупа
- робот, ракетка, кукла, буратино
- яблоко, морковка, лодка, колобок
4)помидор, белка, пирамида, светофор
6. Логоритмическое упражнение «Автобус» (под музыку Е. Железновой) (дети поют песню «Автобус» и выполняют движения под музыку)
7. 2-я остановка. игра-эстафета «Весёлые грузчики» (автоматизация правильного произношения и дифференциации звуков /л/ и /р/) (дети делятся на две команды)
Логопед: Стоп, дальше ехать нельзя. Какой-то грузовик случайно рассыпал все игрушки по дороге. Давайте наведём порядок: одна команда нагружает синий грузовик игрушками со звуком /л/, а другая команда нагружает красный грузовик игрушками со звуком /р/
Игрушки со звуком /л/ - юла, кукла, белка, лошадка, колобок, солдатики
Игрушки со звуком /р/ - грузовик, барабан, пирамидка, паровозик, гармошка, буратино
(Игра проводится в виде эстафеты под весёлую музыку. Дети поочерёдно собирают игрушки рассыпанные на ковре и относят в свой грузовик. Для усложнения добавляются игрушки, в названиях которых нет заданных звуков) В конце игры от каждой команды отбирается по одному ребёнку для проверки правильности выполнения задания.
Логопед: Молодцы! Отправляемся дальше в путь.
8. Логоритмическое упражнение «Автобус» (под музыку Е. Железновой) (дети поют песню «Автобус» и выполняют движения под музыку)
9. 3-я остановка. «Предложение рассыпалось» (совершенствование навыка анализа предложений, развитие слухового восприятия)
Логопед: Итак, третья остановка. В предложении перепутались слова, помогите их расставить правильно и исправьте ошибки.
1)«грустная лодка плывёт на Клаве»
2)«Красная Вера в руке у шара»
3)«Карандаш рисует картину красным буратино»
4)«болонка упала в белую воду»
Логопед: Давайте построим схему предложения «У Веры в руке красный шар». (дети самостоятельно строят схему этого предложения, используя индивидуальный раздаточный материал)
Логопед: Какое первое слово в предложении? Назовите третье слово. Какое слово последнее? Посчитайте сколько слов в предложении? Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
10. Упражнение «Разрезная картинка» (совершенствование навыков звукового анализа слов, развитие зрительного восприятия; воспитание умения работать в парах) (дети в парах собирают картинки «лук» и «рак»)
Логопед: у вас на каждом столе лежит конверт. Достаньте его содержимое. Вам нужно собрать из кусочков картинку и составить схему получившегося слова используя звуко-буквенные пеналы. Приступайте.
Логопед: давайте вместе проанализируем наши слова
(дети выполняют звуковой анализ слов, дают подробную характеристику звуков. Например, звук /л/ -согласный, звонкий, твёрдый и т.д.)
11. Окончание занятия. Рефлексия
Логопед: Вот наше путешествие и подошло к концу. Вы были все молодцы! И конечно же все получите награду. Я предлагаю вам самим оценить свою работу на занятии. Если вы считаете, что правильно справлялись со всеми заданиями – возьмите солнышко, если допускали ошибки – возьмите звёздочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)
Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

КОНСПЕКТ НОД по ЗКР с элементами обучения грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Лунтик хочет подружиться со спортом» Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.
Закрепление правильного произношения звуков, совершенствовать навык определения места звука в слове, навык фонематичекого анализа и синтеза...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте. Звук [Ч].
В конспекте представлены виды работ для подготовки к обучению грамоте в старшей группе на материале работы над звуком Ч....

Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в старшей логопедической группе
конспект...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
Цель: составление детьми рассказа о приключениях снеговика, формирование связной речи детей подготовительной группы.Развивающие задачи:- продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте с использованием логосказки в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет на тему: «Путешествие в волшебную страну»
В данной статье представлен конспект занятия, которое проводилось в рамках 2 этапа конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2016"....
Конспект логопедического занятия по теме «Весна» с элементами обучения грамоте в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Конспект логопедического занятия по теме «Весна» с элементами обучения грамоте в подготовительной группе...
