Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте с использованием логосказки в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет на тему: «Путешествие в волшебную страну»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Колесникова Юлия Леонидовна

В данной статье представлен конспект занятия, которое проводилось в рамках 2 этапа конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2016".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия30.07 КБ
Файл Презентация к занятию.1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию речи с элементами обучения грамоте с  использованием логосказки в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет  на тему: «Путешествие в волшебную страну»

 (образовательные области:  социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие,  познавательное развитие).

Подготовила: учитель-логопед   I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Курска

Колесникова Ю.Л.    

Программное содержание.

Цель: закреплять умения и навыки, полученные детьми  на логопедических занятиях.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закреплять навыки  выделения первого и последнего звука в слове.
  2. Закреплять навыки  дифференциации звуков гласных и согласных, согласных твердых и согласных мягких.
  3. Закреплять навыки деления слов на слоги.
  4. Закреплять умение  подбирать слова-антонимы.
  5. Закреплять умение составлять предложения по картинкам.
  6. Закреплять навыки согласования слов в предложении.
  7. Закреплять навыки образования относительных прилагательных.
  8. Закреплять навыки правильного употребления предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие, звукослоговой  анализ слова.
  2. Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы.
  3. Развивать слуховое  внимание, переключаемость внимания, слуховую  и наглядно-образную память.
  4. Обогащать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать положительное  отношение к образовательной деятельности, стремление  получать новые знания.
  2.  Формировать  навыки  взаимопомощи и взаимовыручки, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

  • карта волшебной страны,
  • презентация со словами-антонимами,  
  • предметные картинки  для образования относительных прилагательных,
  • капли дождя, вырезанные из картона.
  • предметные картинки (кошка, аквариум, мотоцикл, лук, кактус, сыр, руль, лимон, носки, индеец, цыпленок),
  • муляжи кочек,
  • предметные картинки для составления предложений,
  • стенд с изображением волшебной страны,
  • магнитная доска,
  • подарки для детей,
  • шляпы по количеству детей,
  • ноутбук.

Ход  непосредственной образовательной деятельности.

I. Организационный момент. (Дети входят в группу)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети здороваются.

Психогимнастика

Логопед: А сейчас давайте встанем в круг, пожелаем друг другу доброго утра и познакомимся (Встают в круг, взявшись за руки, и говорят стихотворение, а затем каждый называет свое имя:)

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Логопед: Меня зовут Юлия Леонидовна,

Дети: Меня зовут…

II Сообщение темы.

Логопед: Ребята, сегодня я к вам пришла, чтобы вы помогли мне и жителям одной сказочной страны. Случилась беда,  в этой стране пронесся сильный ураган, ветер унес некоторых жителей этой страны, а  все остальное  перепутал. Вы согласны отправиться со мной в это увлекательное путешествие?

Дети: Да!

Логопед: Тогда давайте оденем волшебные шляпы, которые помогут нам   отправиться в путешествие, встанем в круг, возьмемся за руки  и скажем волшебные слова.

Вьется сказка по дорожке,
И куда-то нас ведет,
Даже боязно немножко,
Что там впереди нас ждет?

Скажем дружно: «Раз, два, три!

Сказка в гости нас  зови!»

Вот мы и попали в сказочную страну! У меня есть карта, с помощью которой мы найдем, потерявшихся жителей и сможем восстановить прежний порядок.  Наш  путь указан стрелками, каждая остановка обозначена кругом, на котором нарисована картинка, начало путешествия обозначено кругом со словом СТАРТ.  Ребята, давайте найдем  на карте, где начало нашего путешествия

Дети находят  самый большой круг, на котором написано СТАРТ, отрывают его.

Логопед: Чтобы мы могли отправиться в  дорогу нам надо выполнить разминку и провести гимнастику.

III Упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам Арсеневской О.Н.) Логосказка «Веселое путешествие».

Паровоз привез нас в лес           (ходьба с согнутыми в локтях руками, дети                  

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!            повторяют слова).

Там полным-полно чудес          ( удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

М-м-м! М-м-м! М-м-м!           одновременно постукивая пальцами по крыльям

                                                     носа).

Вот идет сердитый еж           (низко наклониться,  обхватив руками грудь –

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!     свернувшийся в клубок ежик).

Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела                   (звук и взгляд направлять по тексту)

Детям меда принесла  З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток  З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок З-з-з! З-з-з!

Теперь нам нужно отдыхать, сесть и сладко позевать!

(дети садятся на стулья и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

IV Подбор слов антонимов.

Молодцы! Разминку выполнили  и нам можно отправляться в путь!

 Ребенок  по стрелкам находит следующий круг, отрывает его, логопед дает задание:

Мы попали в  дремучий лес, и чтобы пройти через  него нам надо выполнить задание. Я буду говорить вам начало  предложения, а вы будете его заканчивать, подбирая слово с противоположным значением (т.е. слова наоборот), а картинки на экране вам помогут. (Картинки в виде презентации показываются детям на экране).

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)                                      

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)                          

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)                                          

Чай горячий, а мороженое - … (холодное)                                              

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)                                                    

Дедушка старый, а внук  - … (молодой)

Волк летом сытый, а зимой … (голодный)                                          

Огурец  шершавый, а  помидор … (гладкий)                                                

Ручей  узкий, а река … (широкая)                          

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

Отлично справились с заданием! Вот  и потерявшийся предмет из нашей волшебной страны нашелся. (Логопед  достает и показывает детям картинку с изображением дерева, кладет  ее на стол).

V Образование относительных прилагательных.

Логопед: молодцы, ребята, правильно выполнили задание, теперь можно отправляться дальше.

Ребенок  по стрелкам находит следующий круг, отрывает его, логопед дает задание.

 Логопед: Ребята, теперь мы с вами попали в сад с фруктовыми деревьями, где ураган тоже успел натворить бед. Нам нужно помочь разобраться, где какой сок. Вы будете выбирать фрукт в зависимости от того, какой  сок налит в вашем стакане,  прикреплять  картинку к доске и называть какой сок получится из этого фрукта.

Ребенок: это яблоко, из него получится яблочный сок…

Аналогично: грушевый сок, сливовый сок, абрикосовый сок, персиковый сок, апельсиновый сок, банановый сок, вишневый сок, ананасовый сок, лимонный сок.

VI Физминутка (музыкальная).

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием, нашли еще один потерянный предмет  и мы отправляемся дальше.

(Логопед  достает и показывает детям картинку с изображением солнца, кладет  ее на стол).

Ребенок  по стрелкам находит следующий круг, отрывает его, логопед дает задание:

Мы с вами попали на полянку, давайте немного отдохнем, а затем узнаем задание.

Дети встают  в круг и выполняют гимнастику вместе с логопедом.

Используется музыкальная физминутка «Отправляемся в поход».

Ребята, от дождя  на нашей полянке остались капли, помогите их собрать, посмотрите внимательно и найдите их, у каждого должна быть одна капля.

А теперь открепите картинки с ваших капель. 

Дети садятся на стулья.

VII Звуковой анализ слов.

Логопед: Молодцы,  вот мы с вами еще один потерявшийся предмет  нашли и  теперь можем отправляться дальше.

(Логопед  достает и показывает детям картинку с изображением человека, кладет  ее на стол).

Ребенок  по стрелкам находит следующий круг, отрывает его, логопед дает задание:

Ребята, мы подошли к высоким горам и чтобы перейти через них, нам нужна цепочка. Давайте составим эту цепочку из слов, которые вы нашли на дождевых каплях. Цепочка должна быть составлена таким образом, чтобы слово, начиналось  на последний  звук предыдущего слова, то есть  вы  определяете последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается.

Дети выполняют задание по очереди, ребенок вешает картинку на магнитную доску, определяет последний звук в слове, ребенок, у которого слово начинается с этого звука, выходит и вешает свою картинку следующей . Первое слово-картинку  называет  логопед.

Кошка – аквариум  -  мотоцикл – лук – кактус – сыр – руль – лимон –  носки – индеец - цыпленок.

VIII  Деление слов на слоги.

Логопед: Молодцы ребята  мы преодолели высокие горы, нашли еще один предмет  и можем отправляться дальше.

(Логопед  достает и показывает детям картинку с изображением собаки, кладет  ее на стол).

Ребенок  по стрелкам находит следующий круг, отрывает его, логопед дает задание:

Теперь нам надо перебраться через реку. Чтобы попасть на другой берег вы должны  посчитать количество слогов в словах из предыдущего задания и «прошагать» их  по кочкам.

Дети снимают с доски картинки  со своим словом из предыдущего задания и считают количество слогов в каждом слове.

IX Дифференциация гласных и согласных звуков, согласных твердых и согласных мягких звуков.

Логопед: Молодцы ребята, отлично справились с заданием, нашли еще один потерявшийся предмет,  и  мы можем отправляться дальше.

(Логопед  достает и показывает детям картинку с изображением машины, кладет  ее на стол).

Ребенок  по стрелкам находит следующий круг, отрывает его, логопед дает задание:

Ребята  мы с вами дошли до волшебной страны и должны помочь ее жителям. Перед вами дома, но окна в них пустые, помогите всем жителям найти свои квартиры. Вам необходимо определить первый звук в каждом слове и разместить картинку,   в зависимости от того  какая крыша в доме. Если первый звук гласный – крыша будет какая? (красная), если согласный твердый – крыша будет какая? (синяя), а если согласный мягкий - (зеленая).

Дети выполняют задание.

X Составление предложений по данным картинкам.  Правильное употребление предлогов.

Логопед: Ребята, посмотрите, все ли теперь  на своих местах в этой волшебной стране.

Дети: нет! Некоторые предметы мы еще не вернули на свои места.

Логопед: Давай те исправим  эти недостатки. Вы будете возвращать предмет в волшебную страну  и составлять с этой картинкой предложение.

Дети выполняют задание:

Дерево растет рядом с домом.

Яркое солнце светит на небе.

Мальчик идет по дороге.

Собака сидит около дома.

Машина подъехала к гаражу.

Логопед: Дети, вы отлично справились со всеми трудностями и жители волшебной страны приготовили вам подарок, который мы посмотрим, когда вернемся в детский сад. Давайте станем в круг,  возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

Дети становятся в круг и берутся за руки.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка позади.

Нам пора из этой сказки

В детский садик уходить!

Скажем дружно «Раз, два, три!

Сказка нас назад верни!»

XI Итог.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие, давайте снимем наши волшебные шляпы. Вы были молодцы, отлично справились со всеми заданиями, показали свои знания, ум, смекалку, а самое главное свою дружбу и желание помочь попавшим в беду!  А какое задание вам понравилось больше всего, что было сложным?

Ответы детей.

А теперь я хочу вам раздать волшебные звезды и матрешек, которые вы получили в подарок от жителей волшебной страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Скажи наоборот».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37   Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»

Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить  знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...

Конспект непосредственно-образовательной художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект занятия ориентирован на средний дошкольный возраст. Занятие соответствует ФГОС. Материал может быть полезен для педагогов ДОУ, молодых специалистов и студентов....